Лучший педагог года

«Трудные» родители — «трудный» ребенок

Елена Цейтлина
«Трудные» родители — «трудный» ребенок

С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причина такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но и намного глубже.

Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, другие - если обращают внимание, то относятся достаточно поверхностно («само пройдет», и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия.

Публикация «„Трудные“ родители — „трудный“ ребенок» размещена в разделах

Если учесть, что невроз появляется не в школьные годы, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходит с устойчивыми нервными нарушениями, то следует сделать печальные выводы.

Выделим то общее, что присуще детям до заболевания неврозами. Рассматриваемые черты характера сами по себе не приводят к неврозу, но способствуют ему в той или иной мере, определяя характер переживаний детей и их внутренний конфликт в ответ на действие, идущее извне стрессовых факторов психологического порядка.

Эмоциональность. Дети, подверженные неврозам, характеризуются как эмоционально чувствительные, жалостливые, сострадающие и отзывчивые. Эти дети близко принимают все к сердцу. Это создает повышенную чувствительность ко всякого рода проблемам эмоциональных отношений, будь то ранняя разлука с матерью, недостаток любви и заботы, излишне принципиальное отношение взрослых или трудности в общении со сверстниками.

Беззащитность. Проявляется главным образом в общении со сверстниками, когда ребенок не может защитить себя, «дать сдачи». По природе он добрый, жалостливый. Его легко обмануть. Всем этим умело пользуются сверстники с противоположными чертами характера, которые безошибочно выделят детей, неспособных защитить себя. К тому же эти дети плохо переносят боль и часто отказываются от ответных действий, т. к. могут причинить боль другому. Будучи неспособными защитить себя, они могут вступиться за другого. И поэтому эти дети так чувствительны ко всякого рода конфликтам.

Импрессивность - склонность к внутренней переработке чувств и переживаний. О таких детях говорят: «Все держит в себе», «Не склонен делиться переживаниями с окружающими». Во всех случаях ребенок склонен к некоторой задержке эмоциональных реакций, как бы накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих.

Так, один мальчик 3-х лет, испытав удар электрическим током от неисправной розетки, не рассказал родителям, но вспомнил об этом спустя несколько лет: девочка 5 лет сразу не выразила радость по поводу приезда родителей, по которым соскучилась, но спустя некоторое время буквально повисла на них.

Сочетание импрессивности и беззащитности создает определенные трудности в общении со сверстниками. Эти дети не могут чувствовать себя уверенно в новой обстановке. Им необходима своевременная эмоциональная поддержка и понимание взрослыми своеобразие формирования их характера, признания в семье и среди сверстников. Эти дети долго помнят обиду, оскорбление, страх.

Повышенная эмоциональность вместе с импрессивностью способствует появлению внутреннего конфликта под влиянием тех или иных жизненных затруднений.

Никто не спорит - современная жизнь стала сложной, лишенной стабильности и полна стрессов. Но взаимоотношения в семье, прежде всего отражаются на психике детей, способствуют возникновению неврозов и других нервных заболеваний.

Современные ученые отмечают изменения, происходящие в нынешней семье. Намечается тенденция к формированию нового типа семьи. Отношения между родителями в семье строятся на принципах товарищества. Однако процесс становления новой семьи труден. Мужчин в семье все еще тянет стукнуть кулаком по столу и спросить: «Кто в доме хозяин?» Женщины вынуждены приспосабливаться к современным условиям и вести себя более активно, тоже претендуя на роль главы семьи. Множество семей распадается, не перейдя 5-летний рубеж существования.

Отмечается, что женщины, имеющие высшее образование чаще в одностороннем порядке разрывают отношения с мужем (особенно если в семье есть сын). Если в семье девочка, разводы бывают реже, потому что мать образует с дочерью эмоционально обособленную диаду, даже находясь в конфликте с мужем. Образовать такой союз с мальчиком сложнее, т. к. он стремится к общению с отцом. При этом женщина часто выходит из материнской роли, заменяя собой отца: не может дать душевного тепла сыновьям. У мальчиков появляются страхи, навязчивый кашель, необъяснимые боли в животе и т. д. Подобные расстройства вызваны привлечь внимание матери и смягчить ее излишнюю принципиальность.

Перестановка ролей находит свое отражение и в полных семьях, когда отношение матери к ребенку отличается большой строгостью, принципиальностью, более частыми принуждениями и наказаниями. Мать в такой семье обычно занята больше, доминируя и в сфере супружеских отношений.

Говорить о здоровой психике ребенка не приходится - конфликт родителей с ними воспринимается последним как собственная неполноценность.

На самом деле приходится удивляться терпению детей. По просьбе психологов родители подсчитали, сколько замечаний в день они сделали своему ребенку : около 30 противоречивых приказов (не просьб, обращений, а требований).

Родители до определенного момента потакают возрастающим требованиям ребенка, но потом вводят ограничения, поступая непоследовательно - ведь ребенок не понимает смену логики родителей. Ребенок устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но ничего собой не может сделать, это происходит помимо его воли.

Причины возникновения такого поведения обусловлены непоследовательностью в воспитании родителей и ближайшего окружения - бабушек и дедушек.

Другую причину невроза обуславливает обратная сторона такой ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а наоборот полное отсутствие такового.

Дети, лишенные эмоционального внимания, по мере накопления дефицита внимания устраивает демонстрации. Но, как правило, натыкаются на стену непонимания - всегда тихий и незаметный ребенок превращается в неуправляемого буяна.

Ребенок испытывает потребность совершать какие-либо действия, т. к. по его мнению - это несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, как тики, однообразные движения, или респираторные явления.

Повышенная требовательность родителей, требовательность - ради требований, принципиальность - вопреки здравому смыслу также приводит к возникновению невроза у ребенка. Такое воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей. Отсюда возникает ложь - желание ребенка оправдать ожидания родителей, а то его разлюбят.

На самом деле никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье.

Не менее важно понимать чувство меры: «Ничто не яд, ничто не лекарство - главное мера».

Избыток неоправданного внимания родителей может породить в ребенке неуверенность в собственных силах, различные комплексы. Адекватное отношение к возрасту ребенка (большинство родителей не может спокойно принять темпы взросления собственных детей - здесь возможны полярные мнения, то им кажется, что ребенок еще слишком маленький, то предъявляются требования, не соответствующие возрасту ребенка) - сложность, которые немногие могут преодолеть спокойно.

Многие родители воспринимают собственного ребенка как еще один шанс для воплощения собственных амбиций и нереализованных возможностей.

Перечислять причины детских неврозов можно долго. Главное понять, что причины нервных заболеваний детей кроются в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболеваний.

Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям. Кто хочет работать - работает, кто не хочет - ищет оправдания собственной бездеятельности.

Поскольку воспитание характеризуется определенными сторонами отношения родителей к детям, выделим некоторые из них:

Когда родители обвиняют детей в том, что практически присуще им самим. Родители не видят недостатков у себя, но видят их у ребенка или требуют то в чем сами не являются примером. Чем больше степень характерологических изменений у родителей, тем чаще они склонны приписывать детям «вредный» характер.

Разрыв между словом и делом, когда родительская мораль носит слишком абстрактный, отвлеченный характер и не подкрепляется живым примером (когда родители говорят одно, а поступают по-другому).

Родители не могут стабилизировать кризисные ситуации в развитии ребенка, справиться с его страхами и тревогами. Они прилагают слишком много усилий, тревожась и беспокоясь еще в большей степени, чем ребенок, и этим способствуют фиксации его невротических реакций, имеющих вначале эпизодический характер. Иногда родители упускают нужное время, когда невротические проявления незначительны и может быть достаточно легко устранимы адекватным психологическим воздействием. Просто в воспитании недостает душевной щедрости, доброты, установление доверительных и эмоционально-теплых, непосредственных отношений с детьми.

Таким образом, неврозы не возникают у детей, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами, любят детей, добры к ним, просты и непосредственны в общении, позволяют детям открыто выражать их чувства, действуют согласованно в вопросах воспитания.

Публикации по теме:

Дорожки здоровья и замечательные родителиДорожки здоровья и замечательные родители Добрый день дорогие гости и коллеги! Прошло совсем немного времени, как мы начали работать. Новые дети, новые родители, начало учебного.

Как нас поздравили родители!Как нас поздравили родители! 8 марта не за горами,многие родители в детских садах ломали голову над тем, что же подарить, как поздравить своих воспитателей? Уважаемые.

Консультация для педагогов «Трудный родитель» Педагоги часто говорят, что самое трудное в их работе – не подготовка к занятиям, не воспитанники и не ученики, даже не отчетность, а общение.

Мои одаренные родители группы! (фотоотчет)Мои одаренные родители группы! (фотоотчет) Здравствуйте,уважаемые гости моей странички! Русская земля всегда славилась мастеровыми людьми. Вот и среди родителей моей группы есть.

Проект «Трудный звук»Проект «Трудный звук» Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Восточная мудрость) Проект «Трудный звук»[/b] Вид проекта:.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Фотоотчет об акции «Родители — заместители!»Фотоотчет об акции «Родители — заместители!» Родители - заместители! В нашем детском саду проходила акция "День родителя - заместителя"! Родителям предлагалось попробовать себя в роли.

Родительское собрание в 3 классе «Эти трудные домашние задания!» Учитель начальных классов: Щоголева Инна Евгеньевна. Школа: г. Керчь ГБОУРК «КУВКИ ЛИ» Класс: 3 Родительское собрание: «Эти трудные домашние.

Семейный клуб «Заботливые родители» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 Программа семейного клуба «Заботливые родители» в группе.

Трудный ребёнок. Консультация для родителейТрудный ребёнок. Консультация для родителей «Трудный ребёнок» - это не особая категория. Это – следствие невнимания взрослых к проблемам их «повзрослевших» детей. Основные причины.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Трудные» родители — «трудный» ребенок
Опубликовано: 18 января 2021 в 17:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Трудные» родители — «трудный» ребенок» (включая файлы) размещена пользователем Елена Цейтлина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД