МААМ-картинки

Труд в природе как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста (3 фото)

Добринова Ольга
Труд в природе как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

«Труд в природе как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

(Познавательная исследовательская деятельность, направленная на ознакомление детей с окружающим миром)

Актуальность

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Дети по природе своей исследователи. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познаёт мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач дошкольных учреждений.

Публикация «Труд в природе как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ознакомление с природой начинается с первых шагов по родной земле. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности ребенка. Современные дети более - раскрепощенные, самостоятельные, поэтому и методы работы с ними меняются.

Вербальные формы обучения уступают место экспериментированию, где у ребенка задействованы все органы чувств. В процессе познавательно - исследовательской деятельности дошкольник имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это неопасно.

В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояний растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.

Труд в природе способствует развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, развитию наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека.

Познавательно – исследовательская деятельность делает процесс обучения наиболее эффективным. При формировании основ естественно - научных понятий экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному: знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Труд в природе с детьми дошкольного возраста

Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, огороде, а также уход за комнатными растениями.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, развивает познавательно – исследовательскую деятельность, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся:

1. Со свойствами и качествами, состояниями объектов природы;

2. Усваивают способы установки этих свойств.

Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

В процессе труда в природе у детей формируются знания :

1. О растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения,

2. Животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.

Формы организации труда в природе.

Труд детей в природе организуют в следующих формах:

Индивидуальные поручения - применяются во всех возрастных группах детского сада, весь процесс труда ребенок выполняет сам.

Коллективный труд в природе - дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться.

Цель развития познавательно – исследовательской деятельности:

-Формировать у детей познавательно-исследовательскую активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию окружающего мира при помощи труда в природе.

Задачи:

-Развитие у детей представлений об окружающей природе (живой и неживой);

-Развитие навыков мыслительной деятельности;

-Развитие у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;

-Развитие собственного познавательного опыта при использовании разных форм познавательно - исследовательской деятельности:

а)научить ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность ( помочь ему ответить на вопросы: почему, зачем, как устроен мир);

б)научить детей практически устанавливать причинно – следственные связи, пространственные и временные связи между предметами и явлениями;

-Передача ребёнку возможности осознания красоты и неповторимости окружающего мира;

-Поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, критичности;

-Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью;

-Воспитание любви к природе и стремление защищать ее.

Методы трудового воспитания :

Выделяют несколько групп методов:

1. Методы формирования сознания, используемые для формирования взглядов, идеалов, убеждений, установок. Они способствуют формированию чувств, нравственных переживаний. Методы формирования личности — методы убеждения: они убеждают ребенка в правильности действий, позволяют ему понять необходимость труда, как обязательной части общества. Убеждения можно достичь, используя методы: рассказы, объяснения, внушение, инструктаж, пример, беседы;

2. Методы организации общественно значимой деятельности позволяют ребенку осознать роль своего труда, пользы, приносимой им;

3. Методы стимулирования: правильное поощрение или наказание, соревнование. Одобрение у взрослых важно всегда, в результате него ребенок может испытать внутреннее удовлетворение, осознание, что он достиг успеха в выполнении задания. Важно и порицание.

Предполагаемый результат:

В результате познавательно – исследовательской деятельности, во время труда в природе, дошкольник имеет возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растение, животное - и окружающая среда). У него формируются необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живых организмов.

Вся экспериментальная работа приводит к тому, что дети дошкольного возраста :

1. Самостоятельно выделяют и ставят проблему, которую необходимо решить. Предлагают возможные решения.

2. Доказывают возможные решения, исходя из данных, делают выводы.

Применяют выводы к новым данным, делают обобщение.

3. Формируют уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и, как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Труд в природе как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Фото №1 Труд в природе как средство экологического Фото №2 Воспитание детей
Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возрастаЗимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста. Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Труд в природе как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 апреля 2021 в 22:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД