Получи документы

Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста

Русакова
Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста

Система Н. Н. Ефименко

О том, что здоровье детей- это будущее нашей страны, в последнее время часто приходится слышать и говорить. А сегодня, в эпоху 21 века, проблема здоровья актуальна, как никогда. И это понятно, поскольку стране нужны личности здоровые, гармоничные, активные, творческие.

За последние годы ухудшилось состояние здоровья детей первых 7-ми лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь 10%. По распространенности хронических заболеваний у детей 4-7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы (сколиоз, плоскостопие). Понимая огромный объём ответственности, возложенный на нас, с педагогов, мы стали создавать свою систему физкультурно- оздоровительной работы

Публикация «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах

Поиск новых перспективных направлений в оздоровлении детей привёл нас к авторской программе совершенно нового методического уровня научно обоснованной системы физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей- “ Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста” Н. Н. Ефименко. Пришлось посмотреть на привычные догмы, совершенно по-иному и согласиться с автором, что “в природе уже давно все есть- необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности”. Н, Н, Ефименко видоизменил структуру основных движений, учитывая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в природе нет ничего лишнего, а предыдущий вид движения предопределяет следующий.

Оздоровительная направленность занятий по этой программе заложена автором уже в самой логике чередования основных двигательных режимов: от лежачего к прыжковому.

Впервые годы жизни ребенок развивается очень быстро. Ни в один из последующих периодов жизни он не приобретает так много, как в это время. А так как ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, то благодаря педагогической заповеди “играя- оздоравливать, играя- воспитывать, играя развивать, играя- обучать” ребенок может получать радость от удовольствия естественной потребности двигаться от познания окружающего мира.

Прежде всего, был составлен перечень Больших Тематических Игр (БТИ)перспективных игровых направлений, которые будут реализовываться в течение года:

“В мире животных”, “Мир путешествий”, “В мире сказок”,”Живая природа” и т. д. Каждая БТИ подразделяется на несколько ситуационных мини-игр (СМИ).

СМИ- эта тема отдельного занятия, отдельная “физкультурная сказка’, которая состоит из упражнений, имеющих образное название. Эти упражнения вызывают у детей ассоциации и заставляют играть внутренний избранный образ. Толчком к возникновению ассоциаций служит также подготовленное определенным образом игровое пространство, которое создается небольшими штрихами -атрибутами:

“магазин игрушек”- кукла, мишка

“морское путешествие”- Якорь, штурвал и т. д

Игровое пространство, наполненное атрибутикой, авторским текстом и соответствующей музыкой помогает решать на занятии задачи не только физического плана, но и заряжать детей положительной светлой энергией радости и удовольствия. Вместе с выполнением двигательных задач дети получают знания о животных, временах года, профессиях и т. д., а также основные представления об эти ке, эстетике, морали. В плане конспекте обязательно указывается преобладающий основной двигательный режим (ПОдР, т. е отдаётся преимущество- лежачим, беговым или всем режимам “Полный круг”. Основу планирования составляет последовательность основных двигательных режимов: учебный год и квартал начинаются с лежаче-горизонтальных, постепенно усложняются к более вертикальным, нагрузочным, и завершается квартальный цикл и год беговыми и прыжковыми двигательными режимами. Такая последовательность дви- гательного развития детей напоминает спираль, усложняющуюся с каждым витком. Подготовительная часть каждого занятия не может быть неизменной, постоянной по содержанию. Логика выбора подготовительной части взята автором у природы, т. е каждый предшествующий этап развития является подготовительным для каждого последующего. дозировка упражнений определяется воспитателем, который считает сиюминутное психофизическое состояние детей.

В настоящее время педагоги, психологи, медицинские работники столкнулись с проблемой изменения направленности семейного воспитания детей к школе, углублённое развитие познавательной и интеллектуальной сферы ребенка за счет сокращения его двигательной деятельности. Поэтому дошкопьные образовательные учреждения при подготовке детей к школе вынуждены решать комплексную проблему, с одной стороны, интеллектуального и физического развития и подготовку ребенка к школе, с другой- компенсировать недостаток двигательной активности и коррекции в состоянии опорно-двигательного аппарата, эмоциональной сфере и коммуникативности.

Единая основа проблем физического и нервно-психического развития детей обусловила создание двигательных программ развития ребёнка. В настоящее время общая проблема развития искусственно расчленена на две составляющие. деятельность преподавателей физической культуры обычно направлена на физическое развитие, под которым понимается формирование опорно-двигательного аппарата, основных двигательных качеств (ловкость, гибкость, координация движений и др., навыков и умений. Вторая составляющая, нервно-психическая, обычно отделена от первой от движения, и отдана” на откуп” остальным педагогам, психологам и неврологам. Однако полноценные программы развития даже этих составляющих к настоящему времени не сформированы.

Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связаны с гармоничной последовательной организацией нервной системы, её чувствительных и двигательных центров, анализаторов. Таким образом программа ДОУ “Физическое развитие и здоровье” должна быть нацелена и на телесное и на нервно-психическое развитие ребёнка.

В содержании занятий значительную долю составляют упражнения, направленные на коррекцию психомоторных функций, что достигается использованием упражнений на расслабление, направленных на развитие моторики рук и лица, параллельно включаются корректирующие упражнения, направленные на развитие основных движений, совершенствование функций дыхания и опорно-двигательного аппарата.

Разработанные материалы позволяют развивать пространственную ориентацию и психические функции детей, а также самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопомощь. Каждое упражнение должно включать в деятельность фантазию (мысли, образы) чувства (эмоции) и движения ребёнка так, чтобы через механизм их функционального единства ребёнок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.

Проведение всей игры требует подготовки и искусства от педагога, он выстраивая занятие, обязательно включает в него творческие идеи и предложения детей.

Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций (мышление, эмоций, движения, а с помощью комментариев педагога подключает еще внутреннее внимание детей к этим процессам. Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психофизического функционального единства.

Чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребёнка, улучшает его настроение, сбрасывает инертность самочувствия. Стараясь вовлечь детей в игру, включить в работу их внутреннее внимание, направить его на осознание того, что в них происходит во время игры, педагог должен уметь гибко изменять свою позицию: то становясь участником игры- драмы, активно увлекающим, соблазняющим и показывающим, то просто наблюдая и режиссируя. Экспрессия педагога при показе упражнений совершенно необходима, так как она облегчает детям подражание и, эмоционально заряжая их, усиливает их ощущения.

Своевременные по ходу игры комментарии педагога: названия ощущений, указание их места (локализации, характера, эмоциональной окраски, ассоциативного образа, помогают скорректировать и усилить их ощущения, удержать на них внимание ребёнка.

В сюжет каждого занятия обязательно включаются упражнения на эмоции и эмоциональный контакт. Эти упражнения, направленные на развитие у детей способности понимать, сознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно проживать, конечной целью имеют овладение навыками управления своей эмоциональной сферой.

Таким образом, оптимизация двигательного режима детей дошкольников при правильно подобранных методах работы может решать задачи физического и психического развития детей, коррекции их психофизического состояния, а также успешно помогать ребёнку при подготовке его к школе.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Увлекательные загадки для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Цель: расширение детского кругозора. Задачи: -развивать внимание, мышление, воображение, словарный запас детей, обогащать речь; -учить.

Фотоотчёт «Велопарад для детей дошкольного и младшего школьного возраста»Фотоотчёт «Велопарад для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Лето – пора велосипедных прогулок. Научившись крутить педали, дети ездят по улицам и дорогам, паркам и скверам. Велосипедист на дороге.

Игры с коллективными ответами для детей дошкольного и младшего школьного возрастаИгры с коллективными ответами для детей дошкольного и младшего школьного возраста ИГРА "ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО"Я люблю прямоту, я сама прямая. Сделать ровную черту всем я помогаю. Что-нибудь без меня начертить сумей-ка, Угадайте-ка,.

Игры-считалки для детей дошкольного и младшего школьного возрастаИгры-считалки для детей дошкольного и младшего школьного возраста ОДИНПоиграть решили дети, Встали в круг все, кроме Пети. Он один не захотел И, надувшись, в угол сел. Но прошла одна минутка - Разревелся.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Картотека «Весёлые игры для детворы» для детей дошкольного и младшего школьного возрастаКартотека «Весёлые игры для детворы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста .

Картотека зимних и новогодних загадок для детей дошкольного и младшего школьного возрастаКартотека зимних и новогодних загадок для детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. Летом одевается, зимой раздевается (лиственный лес) 2. Живёт - лежит, умрёт - бежит (снег) 3. Две палашки бегут в лесок, загнув носок.

Мастер-класс «Открытка на Масленицу» для детей дошкольного и младшего школьного возрастаМастер-класс «Открытка на Масленицу» для детей дошкольного и младшего школьного возраста Мастер класс открытка на МасленицуАвтор: Карауш Кристина Андреевна, воспитатель Место работы: МБДОУ детский сад "Журавушка" с. Нарва Манского.

Рассказ «Зимние забавы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста.Рассказ «Зимние забавы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Шёл декабрь – первый зимний месяц. На дворе по-зимнему было бело, в этот год снег шёл очень часто. Его было много. Он так и искрился, сверкал.

Весёлые тесты для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ответамиВесёлые тесты для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ответами Описание: данный материал можно использовать воспитателям, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования для проведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста
Опубликовано: 30 марта 2023 в 23:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Русакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД