МААМ-картинки

Тайм-менеджмент в работе педагога

Людмила Костенко
Тайм-менеджмент в работе педагога

«Тайм-менеджмент в работе педагога»

«Время – самый ограниченный капитал,

и если не можешь им распоряжаться,

не сможешь распоряжаться ничем другим».

Питер Друкер

Сегодня мы говорим о бережливом производстве, как о главном показателе эффективности труда педагога.

Работа современного педагога требует максимальной работоспособности и умения быстро адаптироваться к возникающим изменениям. Считаем, что современному педагогу необходимо знание основ тайм-менеджмента, для того чтобы правильно и рационально организовывать свое рабочее и личное время для достижения целей, что, в свою очередь, позволит сохранить работоспособность и предотвратить возможность возникновения стресса.

Публикация «Тайм-менеджмент в работе педагога» размещена в разделах

И сегодня я хочу презентовать вам ключевые моменты программ тайм-менеджмента.

Понятие «тайм-менеджмент» обозначает умение управлять временем, т. е. грамотно планировать свое время, правильно расставлять приоритеты, вовремя осуществлять контроль за проделанной работой и при необходимости корректировать временные рамки, отпущенные на то или иное занятие.

Что это даст?

- Профессиональную и личностную успешность, само слово «успех» связано с глаголом «успевать».

- Успех – мощный стимул и пусковой механизм непроизвольного саморазвития и самосовершенствования, без которых не может состояться педагог.

- Только успешный педагог сможет обеспечить успех ребёнка и всей системе образования в целом.

Первое направление, в котором работает технология «тайм-менеджмента» схожее с бережливым производством «сортировка» - упорядочивание. На что я трачу свое врем?

1. Упражнение «Часы» Определение сколько времени в день, вы затрачиваете на предложенные сферы жизни:

• - семейная жизнь;

• - профессиональная деятельность;

• - личное развитие;

• - общение с друзьями;

• - финансовое благополучие;

• - образование;

• - быт;

• - духовная жизнь;

• - здоровье;

• - отдых;

• - хобби.

Далее необходимо проранжировать эти сферы жизни по степени значимости следующим образом: на вершине – самая важная и значимая, далее – две менее значимых, ниже – три следующих по значению сферы, оставшиеся – помещаются на нижний уровень.

Вопросы для обсуждения: 1) Довольны ли вы тем, как распределено время в обозначенных сферах? 2) В какой из сфер вы готовы сократить временные затраты?

2. Упражнение «Поглотители времени»

Цель: выявление препятствий, мешающих в достижении профессиональных целей.

Инструкция. Из предложенного списка участникам предлагается выбрать «поглотители времени», которые являются помехой для современного педагога в достижении профессиональных целей и решении задач, и проранжировать их по степени значимости.

«Поглотители времени» нечёткая постановка целей; отсутствие приоритетов; попытка слишком много сделать за один раз; плохое планирование дня; личная неорганизованность, незнание с чего начать; недостаток мотивации; хаос в бумагах; «расплывчатые» должностные обязанности, отсутствие понимания своих зон ответственности; неумение довести дело до конца; синдром откладывания; отрывающие от дел телефонные звонки; отсутствие самодисциплины; спешка, нетерпение; медлительность; недостаточный контроль за перепорученными делами.

«Поглотители времени» :

• нечеткая постановка целей;

• отсутствие приоритетов;

• попытка слишком много сделать за один раз;

• плохое планирование дня;

• личная неорганизованность, незнание с чего начать;

• недостаток мотивации;

• хаос в бумагах;

«расплывчатые» должностные обязанности, отсутствие понимания своих зон ответственности;

• неумение довести дело до конца;

• синдром откладывания;

• отрывающие от дел телефонные звонки;

• отсутствие самодисциплины;

• спешка, нетерпение;

• медлительность;

• недостаточный контроль за перепорученными делами.

2. Упражнение «Контролеры времени»

Позитивное начала дня Начинать рабочий день в одно и то же время Перепроверять план дня Составить список приоритетных дел Разбить цель на небольшие, быстро осуществимые задачи Планируя свой день, 40% времени оставлять на непредвиденные дела Реально оценивать соответствие своих возможностей и желаний Выполнение работы начинать с ключевых задач Уделить время подготовительной работе Разбивать работу на несколько этапов Учитывать свои индивидуальные особенности: тип темперамента и хронотип (Жаворонок, голубь, сова анкета Олофа Остберга.) .

• Позитивное начало дня;

• Начинать рабочий день в одно и то же время;

• Перепроверять план дня;

• Составить список приоритетных дел;

• Разбить цель на небольшие, быстро осуществимые задачи;

• Планируя свой день, 40% времени оставлять на непредвиденные дела Реально оценивать соответствие своих возможностей и желаний;

• Выполнение работы начинать с ключевых задач;

• Уделить время подготовительной работе;

• Разбивать работу на несколько этапов;

Учитывать свои индивидуальные особенности: тип темперамента и хронотип;

• Находить время для отдыха и здоровья;

• При необходимости делегировать полномочия;

• Уметь отказывать и говорить «нет» задачам, не входящим в число избранных Вами приоритетов;

• Избегать незапланированных импульсивных действий;

Выработать привычку своевременно разбирать бумаги, выбрасывая ненужные, и работать за чистым столом;

• Контроль за результатами и самоконтроль;

• Составлять план на следующий день;

• Поощрять себя за выполнение большой и важной работы;

• Домой - с хорошим настроением;

Находить время для отдыха и здоровья. Уметь отказывать и говорить «нет» задачам, не входящим в число избранных Вами приоритетов Избегать незапланированных импульсивных действий Выработать привычку своевременно разбирать бумаги, выбрасывая ненужные, и работать за чистым столом Контроль за результатами и самоконтроль Составлять план на следующий день Поощрять себя за выполнение большой и важной работы Домой – с хорошим настроением.

«Эффективные приемы по организации времени»

Для того чтобы избавиться от поглотителей времени, необходимо владеть приемами по организации времени. Рассмотрим некоторые из них.

1) Принцип Парето ( соотношение 80:20). Этот принцип сформулирован итальянским экономистом Вильфредо Парето (1848–1923) и получил свое подтверждение в различных сферах деятельности. В общем виде принцип Парето утверждает, что в пределах данной группы или ряда некоторая малая часть является более важной, чем ее относительный вес в этой группе. Проекция этого правила на работу педагога выглядит следующим образом: в процессе работы 80% результата достигается за 20% рабочего времени (несколько жизненно важных проблем). Остальные 80% потраченного времени (многочисленные второстепенные проблемы) дают только 20% от всего результата. В отношении ежедневной работы это значит, что не следует начинать с выполнения приятных, легких, небольших дел, требующих минимального вложения сил. Необходимо рассматривать задачу относительно ее важности. Сначала – те немногие жизненно важные проблемы, а потом – остальные многочисленные второстепенные задачи.

2) Прием «Выделяем приоритеты, или АБВ-анализ». Главный принцип – значение и важность задачи не равны удельному весу в перечне дел. Общие закономерности приема основаны на сравнении процентного соотношения количества задач и их значении.

Важнейшие задачи, или категория А, составляют в списке дел 15% от общего количества, а их значимость равна 65%.

Важные задачи, или категория Б, составляют 20% от общего количества дел, а их значимость – 20%.

Менее важные, или категория В, – 65% от перечня всех дел, а их значимость всего 15%.

Алгоритм составления приоритетного списка дел:

Составить список всех дел. Обязательным в перечне дел должен быть пункт, который связан с составлением и коррекцией планов на сегодняшний и завтрашний день.

Систематизировать дела по их важности, установить очередность дел в соответствии с их значением для вас.

Пронумеровать дела.

Присвоить задачам соответствующие категории А, Б, В и запланировать для них следующие временные интервалы: — А – первые 15% всех задач, на них отводится 65% рабочего времени (в перечне из 10 пунктов – это первая и вторая задачи). — Б – 20% всех задач и 20% рабочего времени (это третья и четвертая задачи из 10). — В – на оставшиеся 65% задач остается 15% рабочего времени (5–10 задачи).

Перепроверить временной план и его соответствие выделенному времени.

Откорректировать свой временной план, прежде всего обратить внимание на задачи категории А.

Проанализировать задачи Б и В еще раз. Какие из них можно поручить выполнять другим людям?

3) Прием «Якорь для начала работы». Человек тратит много усилий на включение в работу. Хорошим «якорем» для начала сложной работы могут быть :

любая организационная, подготовительная работа. Как говорят художники, «прежде чем делать эскиз, наточи карандаши»;

«метод швейцарского сыра» – т. е. начинать выполнение дела, «выгрызая» из разных мест наиболее простые и приятные дела (подобрать иллюстрации или написать несколько понятных абзацев к отчету);

«промежуточная радость» – разбить работу на несколько этапов и за прохождение каждого назначить себе небольшую награду.

4) Метод «пяти пальцев». Используется для подведения итогов конкретного дня и ориентируется на начальные буквы названий пальцев:

М – мыслительный процесс: какие знания, опыт я сегодня получил?

Б – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

С – состояние духа: каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа?

У – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим?

Б – бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие?

«Время это жизнь.

Растратить свое время – значит растратить свою жизнь.

Взять свое время под контроль –

значит овладеть своей жизнью

и использовать ее наилучшим образом».

Алан Лакейн

Использованная литература

1. Руденко О. М. Мои 24 часа. //Психолог в школе. -2003.-№12

2. Бабаянц, Н. А. Тайм-менеджмент современного педагога //Справочник педагога-психолога. Школа. – 2015.- №5.

3. Клюева, О. В. Как повысить стрессоустойчивость //Справочник педагога-психолога. Школа. – 2013. - № 12.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Отчет о проделанной работе педагога ДО за 2017 годОтчет о проделанной работе педагога ДО за 2017 год ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА 2016-2017 ГОД[/b] Одним из направлений художественно-эстетического.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Тайм-менеджмент для детейТайм-менеджмент для детей Самоорганизация это очень важный вопрос для любого взрослого. Организовать свой день так, чтобы нашлось время и для работы, и для отдыха,.

Встреча друзей по переписке или «LEGO тайм 2 Х2»Встреча друзей по переписке или «LEGO тайм 2 Х2» Замечательное событие произошло в нашей группе 11 мая 2018 года! Получать письма от друзей – здорово, а встретиться с ними – в два раза.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тайм-менеджмент в работе педагога
Опубликовано: 10 ноября 2020 в 12:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД