МААМ-картинки

Сторителлинг как эффективная техника развития речи детей дошкольного возраста. Прием «Кубики историй»

Юлия
Сторителлинг как эффективная техника развития речи детей дошкольного возраста. Прием «Кубики историй»

Цель :повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию речи у детей дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг» (прием «Кубики историй»).

Задачи:

Публикация «Сторителлинг как эффективная техника развития речи детей дошкольного возраста, Прием „Кубики историй“» размещена в разделах

• Познакомить педагогов с техникой «сторителлинг», приемом «кубики историй», преимуществом их использования в развитии речи дошкольников

• Обучить педагогов практическим приёмам использования «кубиков историй» в работе с детьми по развитию речи

Участники: педагоги дошкольных образовательных организаций.

Актуальность:

Проблема развития речи - одна из самых главных в современном образовании. Конечно, в своей работе я использую самые разнообразные методы, формы и технологии для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. Сейчас для этого в педагогическом арсенале имеется много всевозможных средств - игр, картин, пособий. Однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо, например, придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. Также по моим наблюдениям, у детей не очень хорошо развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении рассказов по картине, по серии картин, из опыта, на заданную тему.

Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». А в русском языке ему соответствует, замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, притч, мифов и т. п.

Сторителлинг заинтересовал меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения, коммуникативных качеств детей.

Её придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации. Данная техника была предназначена для взрослых. В настоящее время данная техника активно используется и в образовании для развития детей.

Сторителлинг в педагогике - техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию.

Цифровой сторителлинг - сторителлинг, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами видео, или набрасыванием эскизов.

В активном сторителлинге слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

Для детей дошкольного возраста используются такие средства сторителлинга, как игрушки из «Киндер сюрпризов», игры «Что внутри», «Кубики историй».

. Несколько лет назад в Европе придумали фантастическую игру «Story cubes»(«Кубики историй») и навсегда влюбились в неё, она интересна как взрослым, так и детям. 9 кубиков, 54 картинки погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Люди разного возраста, пола и профессий придумывают невероятные истории, превращая обычную дружескую вечеринку в настоящий праздник воображения. Но для детей они эти кубики сложные т. к. на них изображены лишь символы и знаки. Для наших детей нужны яркие, понятные картинки, поэтому наши педагоги стали сами изготавливать такие кубики.

Я тоже решила сделать свои «Кубики историй». Затрат больших не потребовалось, а игра получилась интересная и эффективная и использоваться может в любом возрасте, в любом месте.

Я изготовила 9 больших кубиков из пластмассы, обклеив их кармашками, вырезанными из фотоальбома, чтобы можно было менять картинки, подготовила различные картинки, кубики поместила в тележку историй, вот она. Также я обклеила 9 деревянных маленьких кубиков картинками, чтобы удобно было играть за столом, и поместила в Волшебный мешочек, для деревянных кубиков картинки взяла немного сложнее, добавила дорожные знаки. На основе кубиков историй была изготовлена игра «Мой город», где ребята вспоминают достопримечательности города Сыктывкара.

Так получились замечательные и увлекательные игры для детей.

Цель «Кубиков историй» – обогащение устной речи детей

Задачи:

1. Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников

2. Уточнять использование грамматических форм речи

3. Развивать коммуникативные навыки дошкольников

4. Способствовать четкому произношению звуков в словах

5. Развивать воображение, мышление

6. Закреплять знания из окружающего мира

«Кубики историй» можно применять в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями. При автоматизации звуков используется набор карточек с картинками, в названии которых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине или в конце слова.

Также, можно подобрать набор карточек для дифференциации звуков ( например звуки: с, с’, з, з’; ж, ш).

Рассказывание историй позволяет застенчивым детям быть более раскрепощёнными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми.

- Уважаемые колеги, вы уже рассмотрели кубики, а хотели бы вы сочинить историю сами?

Как у каждой игры, у «Кубиков историй» есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Чтобы детям было интереснее играть, можно предложить им превратиться в «сказочников».

Есть два варианта игры: можно договорится, о ком будет история, во втором: будет решать кубик.

Игроков можно взять любое количество, но лучше от 1 до 9, по количеству кубиков.

Играющие по очереди бросают кубики, если педагогу кажется, что история не получается, то к игре присоединяется педагог, корректируя сюжетную линию в нужном направлении (если ребенок не хочет играть, он просто наблюдает). Составив историю, можно подобрать к ней подходящий жанр (сказка, рассказ, смешная история, фантастика)

При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

1. Вступление

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок:

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Когда-то давным-давно…

• Жили-были…

• Однажды, много лет назад…

• Случилось это в одном городке…

Затем «сказочники» описывают главного героя истории, где он живет, что делает.

2. Основная часть истории

Описывается основная сюжетная линия.

• Что произошло с героем?

• Кого он встретил или что нашел?

• Что он планирует с этим делать?

• В истории есть 2.1. Кульминация (но детям о ней не говорим)

3. Заключение

• Появляется решение поставленной проблемы.

• Короткий вывод (итог рассказа)

Дети довольно быстро обучаются. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование (сами могут играть в любое время)

- Какая замечательная история у нас получилась!

- Какого жанра?

В конце – рефлексия: Что нового узнали?

- Вам понравилось придумывать историю? В чем возникли трудности?

-

- Вы бы еще хотели поиграть в такую игру? А сами изготовить?

Посмотрите, какие истории получились у детей подготовительной и младшей группы с этими же кубиками :

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники «сторителлинг» в работе с детьми дошкольного возраста :

Развитие всех речевых компонентов

Развитие коммуникативных навыков детей

Развитие высших психических функций

• Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания

• Расширение запаса знаний об окружающем мире.

Сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно!

Таким образом, кубики историй открывают уникальную возможность для развития коммуникативных качеств детей, облегчает запоминание сюжета, эффективны они и в процессе рассуждения. Сочиняя, дети «проживают» истории, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.

Список используемой литературы:

1. Русакова А. С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М. : Обруч, 2015. -192 с.

2. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

3. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.

Материал подготовила: Юркина Ю. Э

Публикации по теме:

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Техника «коллаж» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста 1 слайд Тема моего выступления «Техника коллаж в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2 слайд «Сделать серьезное занятие.

Дидактическое пособие «Кубики историй» — тренажёр для тренировки творческих способностей, памяти и мышления!Дидактическое пособие «Кубики историй» — тренажёр для тренировки творческих способностей, памяти и мышления! Дидактическое пособие "Кубики историй" - тренажёр для тренировки творческих способностей, памяти и мышления! "Креативность можно тренировать,.

Дидактическое пособие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Кубики новогодних историй»Дидактическое пособие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Кубики новогодних историй» Введение: Одна из самых острых проблем в современном дошкольном образовании- развитие речи. Конечно же, в своей работе я использую самые.

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Кубики историй» как визуальный контент метода «сторителлинг»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Кубики историй» как визуальный контент метода «сторителлинг» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Кубики историй» как визуальный контент метода сторителлинг. Подготовила и провела: воспитатель-методист.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей»Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сторителлинг как эффективная техника развития речи детей дошкольного возраста. Прием «Кубики историй»
Опубликовано: 9 января 2022 в 17:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД