Папки-передвижки

Средства народной педагогики в эстетическом воспитании дошкольника

Анжелика Ефимова
Средства народной педагогики в эстетическом воспитании дошкольника

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащение чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Публикация «Средства народной педагогики в эстетическом воспитании дошкольника» размещена в разделах

Эстетическое воспитание ребенка начинается с ранних лет. Первое, с чем осмысленно знакомится ребенок, - это голос матери. Колыбельные песни - это первые шаги приобщения ребенка к музыкальной культуре и художественному слову.

Эстетическое воспитание в дошкольной педагогике - значительный компонент, воздействующий на формирование способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и в искусстве, влияющий на приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей, главное значение которого состоит в формировании положительных нравственных чувств и личностных качеств. Ключевыми задачами его являются: воспитание у детей художественного вкуса, развитие умения давать оценку произведениям искусства и собственному творчеству, выражать свое мнение, а также формирование эстетики поведения у дошкольников.

Эстетическое воспитание в дошкольном образовании сегодня имеет широкий диапазон возможностей. Оно включает посещение детьми выставок, музеев, детских музыкальных театров, филармонии, выступлений музыкальных коллективов, творческая деятельность которых направлена на воспитание и развитие тонкого художественного вкуса.

Народная педагогика тесно связана с этнологией, фольклористикой, языкознанием. Характер, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, легендах, эпических произведениях, песнях, поговорках и пословицах.

Основными средствами народной педагогики являются : устное народное творчество; народные песни и музыка; народные танцы; народные промыслы и декоративно-прикладное творчество; народные игры и состязания; народный театр; национальная пища и технология ее приготовления; праздники.

Одним из самых эффективных средств эстетического воздействия на детей всегда было устное народное творчество.

Устное народное творчество подразделяют на виды и жанры: мифы, былины, легенды, сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, загадки и т. д.

Особенностью устного народного творчества является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Народная культура не остается неизменной, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые, например, рабочий фольклор.

Песенно-музыкальное народное творчество делится на вокальное (песенное, инструментальное и вокально-инструментальное. Песенное народное творчество подразделяют на жанры (колыбельные, пестушки, свадебные, плачи-причитания, позднее лирические и частушки, которые выполняют разнообразные функции в жизни человека.

Воспитательные функции песенно-музыкального творчества многообразны, но основными из них являются социализация человека, воспитание коллективизма, нравственности, развитие эмоциональной душевной чуткости, эстетических чувств.

Игра на музыкальных инструментах тесно связано с песнями, и это, в свою очередь, усиливало воздействие, как песни, так и музыки на чувства детей.

Народный танец является одним из древнейших средств народной педагогики. Возникший на основе магических действ разнообразных обрядов, он постепенно усложнялся и расширял свои функции.

Особым средством воспитания в народной педагогике является театр. Народный театр возник на основе обрядовых действ, в которых содержались элементы перевоплощения человека в тотемное животное и другие образы. Театрализация всегда присутствовала в народных обрядах и праздниках, где постепенно развивалась, усиливая творческое, игровое начало. Народный театр органически связан с устным народным творчеством, музыкой и песнями, танцами, декоративно-прикладным искусством (создание театральных реквизитов, костюмов).

Таким образом, средствами эстетического воспитания является все то, что педагог сознательно отбирает от окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей. В качестве средств эстетического воспитания русская народная педагогика широко использовала игру, общение, труд, искусство, религию, природу, традиции.

Список литературы:

1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика чувашей / Г. Н. Волков; Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова, Ин-т чуваш. филологии и культуры, Обществ. центр поддержки и развития науки, образования и культуры. – 2–е изд., доп. – Москва : Пресс-сервис, 1997.

2. Волков, Г. Н. Чувашская этнопедагогика. - Чебоксары. 2004. - 488 с.

3. Григорьева, А. И. О музыкально- эстетическом воспитании дошкольников / А. И. Григорьева // Современный детский сад. - 2011. - №3. - С. 72-73.

4. Керимшеева, О. А. Этнопедагогика и культура безопасности / О. А. Керимшеева, Н. Г. Иглина; Учебно-методический комплекс. - Новосибирск. - 2013.

5. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 8-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2007. - 416 с.

6. Кукушкин, В. С. Этнопедагогика и этнопсихология / В. С. Кукушкин, Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 448 с.

7. Лихачев, Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников / Д. Б. Лихачёв. - М., 1985. - 323 с.

Публикации по теме:

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Фотоотчет занятий в средней группе «Образ рыбки в художественно-эстетическом творчестве»Фотоотчет занятий в средней группе «Образ рыбки в художественно-эстетическом творчестве» Фотоотчет по занятиям в средней группе «Образ рыбки в художественно-эстетическом творчестве» Цель: закреплять знания и умения детей в художественном.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника»Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость.

Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества.

Принцип эмоционального освоения в художественно-эстетическом образовании Принцип эмоционального освоения. Сегодня дошкольное образование обращает особое внимание на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Это нашло.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Средства народной педагогики в эстетическом воспитании дошкольника
Опубликовано: 29 сентября 2020 в 20:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД