МААМ-картинки

Создание условий в ДОУ для ознакомления детей с основами здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности

Любовь Чиглинцева
Создание условий в ДОУ для ознакомления детей с основами здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача взрослых – научить ребенка безопасному поведению в различных ситуациях, подготовить его к жизни в динамичном мире.

Безопасное поведение в городе формируется у детей, через понимание необходимости соблюдения определенных правил поведения в разных областях жизни. Дошкольника опекают родители и персонал детского сада, получивший, же свободу школьник оказывается совершенно неподготовленным к ответственности за собственную и чужую жизнь. Попадая в непривычную ситуацию, дети теряются, не могут определить степень ее опасности, часто вообще не связывают происходящее с полученной ранее информацией и не могут адекватно действовать.

Публикация «Создание условий в ДОУ для ознакомления детей с основами здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах

Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста. В научной литературе понятие «безопасность» трактуется как предотвращение угрожающих жизни человека влияний внешних и внутренних факторов среды. Формула безопасности гласит : предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать.

В ДОУ педагогам необходимо:

Создавать условия для формирования естественности посильности движений, добровольности и желания их выполнять (физическое здоровье).

Обеспечить ребёнку чувства психической защищённости, доверия к миру, радости (психическое здоровье).

Формировать начало личности, развивать индивидуальность, базис личностной культуры (социальное здоровье).

Это основные составляющие ОБЖ.

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.

Безопасность жизнедеятельности человека представляет серьезную проблему современности. Формула безопасности гласит : предвидеть опасность, при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности - всё избежать,

А где надо - на помощь позвать.

У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.

Наравне с данной проблемой мы рассматриваем и проблему сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Ведь уберечься от опасности может достаточно сильный и здоровый человек.

Потребность в сохранении здоровья детей есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье.

Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.

Главная задача дошкольного учреждения является создание условий, которые способствуют формированию и укреплению здоровья детей. Средством реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни. Для этого все мероприятия оздоровительно – педагогического характера должны быть систематичными и комплексными. Поэтому, работая с детьми, важно помнить и соблюдать «заповедь», трудное надо сделать привычным, а привычное – лёгким и приятным. Воспитывать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из лёгких. Как, каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребёнка и когда начинать эту деятельность?

Нужна ежедневная работа, проводимая в различных формах обучения и воспитания. Сохранению здоровья нужно учить ребёнка так же, как обучать счёту, письму, чтению. Именно до семи лет ребёнок проходит огромный путь развития. Этот возраст – самый благоприятный для выработки правильных привычек.

Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Это работа не одного дня, а процесс длительный. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И ещё одно важное требование: детям не достаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике. Знания должны преподноситься в доступной и увлекательной для детей форме : эксперименты, проблемные ситуации.

В нашей группе работа по этому вопросу ведётся ежедневно и выступает как составная часть комплексной программы. В основном это касается занятий по ознакомлению с окружающим миром, ознакомлению с художественной литературой, развитию речи и т. д., а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов, например гигиенические и оздоровительные процедуры.

Работа ведётся по формированию основ безопасности по нескольким разделам, а именно:

1. «Безопасность собственной жизнедеятельности» - В котором даётся объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации. Пожароопасные предметы, острые и тяжёлые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности, поведение следует выбрать в сложной ситуации.

2. «Безопасное поведение в природе» - Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, с правилами поведения при грозе; о ядовитых растениях; о правилах оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых, о контактах с животными.

3. «Здоровье и его эмоциональное благополучие ребёнка» – изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роле лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т. д.

4. «Безопасность на дорогах» – правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, если ребёнок потерялся, ориентирование на местности.

Для лучшего усвоения материала в своей работе использую различные дидактические пособия и игры такие, как «Можно – нельзя», «Отбери опасные предметы», «Лесник» «Полезно или вредно» «Сломанный светофор», «Дорожные знаки», «Добрый огонь, злой огонь», «Источники опасности в лесу»; лото: «Транспорт», «Азбука безопасности» и домино: «Дорожные знаки», предметные карточки: «Дорожные знаки» «Ядовитые растения и ягоды»,

Мною разработаны лэпбуки: «Мы здоровью скажем да; «Азбука безопасного движения» макеты: «Пожарная безопасность», и «Дорога»., а также большой альбом «Азбука безопасности» в котором собраны по всем трем разделам пословицы, стихи, дидактические игры, подвижные игры, и различные ситуации в картинках.

А также в календарном планирование постоянно уделяется на безопасность большое внимание, например рассматриваем такие игровые ситуации: «Улица», «Ребёнок потерялся. Что он будет делать?»

Сложные – ролевые игры: «Улица», «Поездка в лес», «Путешествие по улице города», «Будь внимателен».

Опыты:

Со снега – на улице белый, чистый, а дома – вода грязная; со спичками – как потушить огонь при помощи воды, песка, без доступа воздуха.

Проведение опытов и экспериментов – это самый короткий и результативный способ закрепления информации. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – гласит народная мудрость.

Вся работа с детьми осуществляется в тесном контакте с родителями, где для родителей постоянно введется запланированная работа по трем папкам «ПДД» «Пожарная безопасность» и «Травматизм», где в ней собраны как познавательный материал и консультации, также различные папки передвижки.

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Фотоотчет о реализации проекта по формированию у детей здорового образа жизни «Быть здоровыми хотим»Фотоотчет о реализации проекта по формированию у детей здорового образа жизни «Быть здоровыми хотим» Воспитатель: Назарова Т. А. ТИП ПРОЕКТА: информационно-познавательный ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: октябрь -май УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Презентация «Работа с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению с основами безопасности жизнедеятельности»Презентация «Работа с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению с основами безопасности жизнедеятельности» 2 слайд[i] Целью: моей работы является формирование и систематизация детей младшего дошкольного возраста по ознакомлению с основами безопасности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий в ДОУ для ознакомления детей с основами здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности
Опубликовано: 13 декабря 2022 в 08:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий в ДОУ для ознакомления детей с основами здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Чиглинцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД