Получи документы

Создание условий для интеграции задач по развитию речи и математических представлений у дошкольников с ТНР

Ирина Николаевна Белевцева
Создание условий для интеграции задач по развитию речи и математических представлений у дошкольников с ТНР

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя при формировании элементарных математических представлений.

У детей с ТНР наблюдаются трудности в усвоении математического материала, связанные с несформированностью высших психических функций речи, мыслительных операций, процессов памяти, восприятия. Речевое недоразвитие резко ограничивает возможности формирования элементарных математических представлений у детей и негативно отражается на усвоении детьми лексического и грамматического уровней математической речи. Поэтому в корекционно- образовательной деятельности необходимо создать условий для интеграции задач по развитию речи и математических представлений у дошкольников с ТНР. Одним из важных таких условий является взаиморабота учителя-логопеда и воспитателя при формировании элементарных математических представлений.

Публикация «Создание условий для интеграции задач по развитию речи и математических представлений у дошкольников с ТНР» размещена в разделах

Эффективность логопедической работы напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодействия с воспитателем. Комплексный подход к работе, предполагает сочетание двух основных направлений: коррекционного и воспитательно-образовательного. При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем тесно связаны с задачами логопеда

Решая общие задачи, ни логопед, ни воспитатель при этом не подменяют друг друга. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи. Следовательно, значительно возрастает роль контроля со стороны воспитателя за теми речевыми высказываниями детей, в процессе которых они применяют полученные на логопедических занятиях навыки и умения.

В процессе образовательной деятельности по ФЭМП воспитателю представляются большие возможности для обогащения и расширения словаря детей, практическому усвоению грамматических форм, а также для обучения их связной речи. Если логопед работает над пониманием значения грамматических форм слова, отрабатывает модели словообразования, словоизменения, то воспитатель при формировании математических представлений создаёт базу для коррекционной работы по усвоению навыков словоизменения и словообразования, делает речь ребёнка максимально развёрнутой (например, при счёте каждый раз называя предмет, согласуя его с числительным: один помидор, два помидора)

Выполнение программных математических задач обязательно должно гармонично сочетаться с решением задач коррекционно – логопедических.

Планируя коррекционную работу в своей группе, логопед и воспитатели придерживаются следующих правил:

1. Программное содержание по математике перекликается с речевой темой.

2. Параллельно с развитием математических представлений большое внимание на этих занятиях уделяется речевому развитию лексике, фонетике, грамматике (согласование в роде, числе, падеже) и связной речи.

3. Подбор речевого материала осуществляется с учетом произносительных возможностей ребёнка.

На примере некоторых задач, стоящих перед воспитателем можно проследить, как осуществляется взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда при формировании математических представлений

Формируя представления о цвете и форме, воспитатель параллельно закрепляет умения детей изменять прилагательные в роде, числе и падеже; отрабатывает навык согласования прилагательных с числительными и существительными (красный кубик, двух желтых кругов).

Можно провести работу над формированием слоговой структурой слова (повтори ква-драт, о-вал., (в подготовительной группе можно посчитать количество слогов в этих словах) и работу ударением в словах (прямоугольник треугольник, педагог выделяет ударение голосом ребенок повторяет за ним). Задать вопросы детям, предполагающие использование ими в речи сложных слов способом сложения существительное + числительное при ответе ("Ваня, как можно назвать фигуру с тремя углами?" - "Треугольник", Четырехугольник, пятиугольник, многоугольник).

Отрабатывая величинные понятия, воспитатель учит детей не только сравнивать предметы, но и выражать это словами, используя существительные и с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами: дом- домик – домище; сапог – сапожок – сапожище.

При сравнении предметов, воспитатель побуждает детей использовать в своей речи антонимы : высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, длинный - короткий. Параллельно отрабатывается и употребление сравнительной степени прилагательных (длиннее, короче, выше). Например: Синяя лента короче красной. Саша выше Димы. Настя ниже Даши. Красный дом высокий, желтый дом ниже красного, зеленый дом самый низкий.

Таким образом, дети овладевают навыками словообразования, расширяется словарный запас детей, который связан с умением детей обозначить длину, высоту, толщину, ширину предметов.

Наибольшие трудности у детей с нарушениями речи вызывает формирование пространственных и временных понятий.

- Используя антонимы, дети усваивают такие понятия, как раньше-позже, до-после, было-будет, вчера-сегодня, учатся понимать смысл слов, обозначающих противоположные действия.

«Скажи наоборот»- зима-лето, день-ночь, светло-темно, понедельник (начало недели) - воскресенье (конец недели).

- При обучении детей умению ориентироваться в пространстве закрепляется умение пользоваться предлогами в речи. Именно предлоги указывают на взаимоположение предметов в пространстве («около», «возле», «у», «в», «на», «под» «между», «над», «напротив», также отрабатываются слова «рядом», «направо», «налево», «напротив» «правее», левее и т. д

- Закрепляя временные понятия (части суток, времена года, месяцы, дни недели) воспитатель расширяет и активизирует словарь детей.

- Используя развёрнутые ответы при ответе на вопросы, у детей развивается связная речь :

«Какой день недели находится между понедельником и средой?»

(«Вторник находится между понедельником и средой»). «Назови второй зимний месяц». («Февраль второй зимний месяц».)

«Назови все дни недели», «Какой день недели стоит перед вторником, какой день недели следует за пятницей?»

При обучении количественному и порядковому счёту и простейшим счётным операциям происходит усвоение детьми форм именительного, родительного, дательного падежей, количественных числительных (одна картинка, от двух яблок к трём флажкам). Кроме этого закрепляется навык употребления формы родительного падежа множественного числа существительных (пять карандашей, пять бабочек, пять флажков).

Для лучшего усвоения детьми этих грамматических категорий используется утрированное проговаривание падежных окончаний числительных и существительных. Например в игре: "Есть – нет" (У меня есть два красных помидора. – У меня нет двух красных помидоров.). - "Больше – меньше" (Пять огурцов больше, чем три огурца).

Успешное закрепление лексико-грамматических категорий, развитие связной речи, закрепление поставленных логопедом звуков происходит и в процессе составления и решения задач (по моделям, по картинкам). Важно детям не только решить задачу, но нужно еще разбираться в структуре рассуждений, знать значение каждого математического термина и самостоятельно мыслить. Очень важно научить правильно составлять задачу (условие, вопрос, решение, ответ).

Например, в задаче про сливы дети составляют условие «У маши пять слив, а у Даши - три сливы» Ставят вопрос к задаче, сколько всего слив у девочек? Решение задачи детьми. У Маши пять слив. Поставим цифру5. У Даши три сливы. Поставим после цифры 5 цифру 3. Нам нужно узнать, сколько всего слив у девочек. Значит к пяти нужно прибавить три и между цифрами поставить знак плюс. После цифры три нужно поставить знак равно Мы записали решение пять плюс три равно (восьми).

Воспитатель спрашивает «Как можно прочитать это выражение по- другому?»

К пяти прибавить три – получится восемь. Ответьте на вопрос задачи : «Сколько всего слив у девочек?» Ответ задачи - У девочек всего восемь слив. Необходимо в составлении задачи закреплять вопросительную интонацию. Таким образом, ребенку составляя и решая задачу детям приходится придумать маленький рассказ.

Закрепление элементарных математических представлений на логопедических занятиях прослеживается во многих играх.

1. Прямой и обратный счёт.

При автоматизации звуков часто используем прямой и обратный счёт. Например, автоматизируя звук «Ш» считаем с опорой на наглядность или без нее: одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок и обратно.

Перед ребёнком трудная задача. Он должен следить за своим произношением, правильно называть числовой порядок, правильно согласовывать числительное с существительным, изменять окончания.

2. Посчитай и сравни.

Более усложнённый вариант – это посчитать и сравнить. Постараться выяснить, на сколько больше тех или иных предметов или определить их равенство.

4. Какой формы предмет?

Закрепляя звукопроизношение, называя картинки, ребёнок определяет, на какую геометрическую фигуру похож предмет, какой формы изображенный предмет.

7. Подсчёт слогов и звуков в словах.

Подсчёт слогов и звуков в словах – задание понятное. Подсчёт может проводиться хлопками, в уме, с опорой на кассу цифр и т. д. Например, как работая в логопедическом альбоме по автоматизации звука, ребёнок посчитывает количество слогов в слове, сопоставляет это число с образом цифры, находит цифру и помещает её на картинку.

8. Игры на развитие самоконтроля.

Расскажу об играх на развитие самоконтроля на конкретном примере. Перед ребёнком 5- 7 картинок, в названиях которых изучаемый звук. Ребёнок называет картинки, запоминает их. После, он закрывает глава, одна картинка убирается. Ребёнок открывает глаза, определяет, какой картинки не хватает, правильно её называет. Если задание выполнено успешно, то игрок берёт себе одну награду. Интереснее играть в паре, в конце игроки могут не только подсчитать свои награды, точнее количество правильно произнесённых слов, но и сравнить их, выявляя победителя.

11. Задачи в стихах.

Заучивая на логопедических занятиях задачи в стихах на различные темы, дети развивают не только память, логическое мышление, внимание, но и автоматизируют звуки в связных текстах и закрепляют навык порядкового счета и других математических действий. Примеры задач в стихах :

Яблоки с ветки на землю упали.

Плакали, плакали, слезы роняли

Таня в лукошко их собрала.

В подарок друзьям своим принесла

Два Сережке, три Антошке,

Катерине и Марине,

Оле, Свете и Оксане,

Самое большое - маме.

Говори давай скорей,

Сколько Таниных друзей?

Таким образом, сделаем вывод: обучение детей математике и развитие речи неразрывные и взаимосвязанные процессы, которые помогут ребенку в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Вторым условием для успешной для интеграции задач по развитию речи и математических представлений у дошкольников с ТНР является правильная речь педагога.

В общении с детьми педагог постоянно должен следить за своей речью. В процессе знакомства с новым содержанием и новыми действиями (сравнение предметов по величине, уравнивание количества, измерение) используются развернутые объяснения с показом действий и последовательности их выполнения. Эти объяснения всегда должны быть предельно четкими, ясными, конкретными. Речь должна быть неторопливой. Спокойный и несколько замедленный темп речи взрослого способствует лучшему ее пониманию. Выразительность и эмоциональность речи обеспечиваются за счет повышения или понижения голоса в тех местах, к которым следует привлечь внимание ребенка. Особенно четко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные интонации голоса. В речи педагога должны присутствовать слова, подлежащие усвоению на данном занятии. В то же время речь воспитателя не должна быть слишком упрощенной: в нее следует включать слова и фразы, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка (те, что он понимает, но не использует в активной речи). Давая указания, педагог побуждает детей следить за действиями, разъяснять содержание действий и последовательность их выполнения, знакомит с их словесным обозначением. Варьируя вопросы и задания, мы обеспечиваем включение новых слов в активный словарь детей.

Необходимо соблюдать еще одно требование к речи педагогов логогруппы- ее процентное соотношение к речи детей, которое определяется периодом обучения. В начале обучения, когда активность детей еще мала, необходимо такое соотношение, когда педагог говорит больше, чем дети. Но по мере возрастания речевой активности детей соотношение их речи и речи воспитателя должно измениться. На занятиях по математике педагог терпеливо выслушивает ответы дошкольников, не спеша с подсказкой. И только при необходимости дает образцы ответов, ставит дополнительные вопросы, иногда воспитатель начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Правильный (ошибочный) ответ детям предлагается проверить. При выполнении знакомого способа действия используются словесные инструкции. Посредством ответов на вопросы педагога ребенок повторяет задание, например, говорит, какую полоску надо положить сначала, какую потом.

Третьем условием для успешной для интеграции задач по развитию речи и математических представлений у дошкольников с ТНР является организация предметно пространственной развивающей среды в группе.

1. Центр математического развития

Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, речевую и т. д. 2. Содержание центра познавательного развития. Игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени. Разнообразный счетный, наглядный материал : мелкие предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и т. д. приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки. Математические развивающие, логические игры, соответствующие возрасту детей: игры Воскобовича, «Пентамино», «Геоконт», «Танграм», блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др. 3. Игра «Пентамино» это творческая игра, требует от ребёнка поисковой активности при выполнении нового. Состоит из разных по форме, но равных по площади элементов. Каждый элемент состоит из пяти равных квадратов. При решении задач и головоломок фигурки можно вертеть и переворачивать. Игра «Геоконт» вводит детей в мир геометрии, развивает у них мелкую моторику рук, помогает изучить цвет, величину и форму. Ребенок учится, складывать схемы по образцу, искать сходства и различия между рисунками, нестандартно мыслить. «Геоконт» также развивает психологические процессы малыша. Игра «Воскобовича». Способствует развитию тонкой моторики руки, пространственного мышления, творческого воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять. Совершенствовать внимание, память, речь. Игра «Танграм». Врезультате упражнений и заданий к этой игре ребёнок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Кроме того, для малышей игра «Танграм» станет ещё и пальчиковым тренажером. Блоки «Дьенеша» Развивает логическое мышление. Знакомит с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивает пространственные представления. Воспитывает самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей. Развивает познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Игра «Кюизенера»Формирует понятие числовой последовательности, состава числа. Подводит к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др. Развивает психические процессы: восприятие, мышление, сравнение, логические действия, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь. Способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности. Развивает умение работать в коллективе

Литература

1. Н. В. Нищева «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР»

2. К. В. Шевелев «Графические диктанты 5-6 лет»

3. К. В. Шевелев «Занимательная геометрия 5-6 лет»

4. Лариса Романова «Тренажер по математике, состав чисел»

5. Женя Кац «Продолжи узор»

6. Женя Кац «Необычная математика 6-7 лет»

7. Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера 5-7 лет»

8. Ресурсы:

Интерактивная дидактическая игра

по формированию элементарных математических представлений

у детей 6-7 лет «Математические горки»

Прикреплённые файлы:

vystuplenija-2_pei6e.pptx | 22616,25 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Интерактивная игра по развитию математических представлений по русской народной сказке для младших дошкольников Интерактивная игра по развитию математических представлений по русской народной сказке для младших дошкольников. Цель: формирование математических.

Интерактивное методическое пособие по развитию математических представлений у дошкольников «Математика»Интерактивное методическое пособие по развитию математических представлений у дошкольников «Математика» Формирование математических представлений в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка. Для полноценного.

Итоговое занятие по развитию элементарных математических представлений Цель: обобщить и систематизировать знания детей по развитию элементарных математических представлений, на основе познавательной активности.

Конспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возрастаКонспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возраста Цель: Развитие речи через формирование элементарных математических представлений. Задачи: Закреплять представления о зайце, об его характерных.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Библиотека изображений:

Публикация Создание условий для интеграции задач по развитию речи и математических представлений у дошкольников с ТНР (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Николаевна Белевцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Создание условий для интеграции задач по развитию речи и математических представлений у дошкольников с ТНР
Опубликовано: 10 февраля 2024 в 22:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД