Лучший педагог года

Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению

Елена Захарова
Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Публикация «Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению» размещена в разделах

В «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» отмечено о необходимости знакомства дошкольников с книжной культурой, детской литературой, развития у детей понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, развития восприятия художественных произведений, формирования сопереживания персонажам художественных произведений. Но в последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Ведь забота о детском чтении – это забота о будущем России, ее интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале. О роли книги, художественного текста в развитии человека говорят с давних пор, но только относительно недавно эти разговоры стали касаться литературы, адресованной детям дошкольного возраста. Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. И чем раньше проявляется интерес к чтению, тем оригинальнее, глубже формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным уровнем. Однако если своевременно не заниматься этим вопросом, то сформировать у ребенка потребность в чтении в начальной школе будет трудно, а в большинстве случаев – невозможно. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.

Анализ литературы по данному направлению показывает, что о важнейшей роли книги в формировании личности дошкольника не приходится сомневаться. В работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Е. А. Флёриной, Р. И. Жуковской, Н. С. Карпинской, М. М. Кониной, Л. М. Гурович, З. А. Гриценко, О. С. Ушаковой и др. художественная литература рассматривается как одно из важнейших средств развития личности ребёнка. Она будит мысль ребёнка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности, в освоении культурно-исторического опыта народа Работа с книгой включена в содержание всех общеобразовательных программ дошкольного образования. Авторами программ определены цели, задачи, содержание работы в области начального литературного образования дошкольников, представлен круг произведений для детского чтения. Авторские подходы к решению задач приобщения дошкольников к книге раскрыты З. А. Гриценко, О. С. Ушаковой, Н. В. Гавриш и др. Казалось, всё определено, что делать в этом направлении педагогу, какие методы, приёмы, формы работы с дошкольниками использовать. Однако, не так всё гладко, педагоги сталкиваются с рядом проблем, которые отрицательно влияют на достижение поставленных целей. Какие же это проблемы?

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Проанализировав литературу можно выделить ряд противоречий:

• противоречие между достаточной теоретической и методической разработанностью проблемы формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению, выражающейся в снижении у детей интереса к чтению, определяет необходимость дальнейшей разработки методических аспектов проблемы, создание психолого-педагогических условий привития интереса и любви дошкольников к книге и чтению;

• современная образовательная ситуация характеризуется, с одной стороны наличием большого числа вариативных технологий по формированию у детей дошкольного возраста интереса к чтению, активно применяемых в педагогической практике, с другой стороны, снижением у детей интереса к книге;

• с одной стороны наличие у дошкольников интереса к книге, желания читать, с другой - тенденции снижения времени домашнего чтения в семье, а также «качества» чтения, нерегулярность, отсутствие общения родителей с детьми.

Проблемы, препятствующие формированию у детей дошкольного возраста интереса к чтению :

• недостаточно четкое формулирование целей и задач в образовательной деятельности по формированию интереса к чтению;

• недостаточно развитое профессиональное мастерство и низкий уровень самообразования педагога по данному направлению;

• недостаточно развитая система в работе специалистов ДОО и родителей;

• недостаточное оснащение материально-технической базы учебно-методическими материалами, современной книжной продукцией, техническими средствами обучения, дидактическими играми и пособиями;

• загруженность детей организованной деятельностью в режиме дня;

• низкий уровень активности родителей, как участников образовательного процесса, нежелание и неумение строить партнерские отношения с педагогами и детьми.

Анализ всех недостатков позволяет сделать вывод, что формирование всестороннего, гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, решение задач умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания посредством формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению является актуальной проблемой на сегодняшний день.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры достижений ребенка по формированию у детей дошкольного возраста интереса к чтению можно определить так:

1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности: бережно относится к книгам, не рвет их, при необходимости подклеивает.

2. Обогащение активного словаря.

3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

4. Развитие речевого творчества.

5. Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе.

6. Развитие чувства сострадания и сочувствия к героям книг.

7. Совершенствование художественно – речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений, в драматизациях.

8. Сформировано умение объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

9. Ребенок знаком с творчеством программных писателей и поэтов, узнает героев в литературной викторине по произведениям.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для успешного решения данного направления, по формированию у детей дошкольного возраста интереса к чтению, мы разработали и реализовали проект для детей старшего дошкольного возраста «Как бы жили мы без книг», посвященный Международному дню детской книги – 2 апреля.

Цель проекта: развивать устойчивый интерес у детей дошкольного возраста к чтению.

Задачи проекта:

1. Познакомить с разными литературными жанрами.

2. Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.

3. Дать детям знания о роли библиотек.

4. Воспитать любовь и бережное отношение к книге.

5. Координация усилий педагогов и родителей, направленных на популяризацию книги и чтения среди детей.

I этап - подготовительный. Уточнение знаний у педагогов о методах и приемах работы по формированию у детей дошкольного возраста интереса к чтению. Анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий для реализации проекта.

В ходе реализации подготовительного этапа проекта была организована работа по повышению профессиональной компетентности воспитателей по данной проблеме. В ДО был проведен педагогический совет по теме «Ребенок и книга»; семинар – практикум «Играем в сказку» и др. Кроме того, педагоги участвуют в городских методических мероприятиях (консультациях, семинар – практикумах по формированию у детей дошкольного возраста интереса к чтению). Для реализации проекта педагогами были созданы методические материалы, которые включили в себя следующие пособия: картотека художественной и познавательной литературы, библиотека художественной литературы для детей дошкольного возраста, комплекс занятий по ознакомлению детей с художественной литературой, репродукции картин и иллюстрации художников по литературным произведениям, подборка видеофильмов и презентаций по теме. Кроме того, в ДО имеются современные технические средства обучения (мультимедийная установка, телевизор, музыкальные центры, которые позволяют в полном мере ощутить детям красоту и ценность словесного искусства. В ДО были созданы мини - музеи с учетом возрастных особенностей воспитанников по теме: «В гостях у сказки», «Детские писатели», «Моя любимая книга». В их создании принимали активное участие все участники образовательного процесса: родители, дети, воспитатели.

В группах оборудованы центры творчества, где собрано все необходимое для детского продуктивного творчества.

В ходе реализации подготовительного этапа проекта было налажено активное взаимодействие с родителями воспитанников в виде: бесед, консультаций, дискуссий, совместных экскурсий, открытых занятий в мини – музеях детского сада.

II этап – основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

1 неделя марта «Здравствуй, сказка!»

Цель: закрепить знания детей о литературном жанре сказка, о структуре сказок и их разнообразии; вырабатывать умение быстро находить правильный ответ; воспитывать интерес к устному народному творчеству; закрепить правила пользования книгой.

Содержание:

Беседы: «Какие сказки ты знаешь?», «Кто придумывает сказки?».

Продуктивная деятельность: Рисование на тему «Любимый сказочный герой».

Живопись: выставка «Сказки в картинах художников» (В. Васнецов «Иван Царевич на Сером волке», «Аленушка», «Богатыри», «Ковер – самолет» и др).

Чтение художественной литературы: сказка по желанию детей.

2 неделя марта «Поэты разные бывают».

Цель: закрепить знания детей о поэзии и поэтах, совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки, воспитывать чуткость к поэтическому слову.

Содержание:

Беседа :«Кто такие поэты?».

Продуктивная деятельность: рисование на тему «Путешествие по стихам А. С. Пушкина».

Презентация «Поэты разные бывают».

Выставка книг русских поэтов классиков и детских поэтов.

Конкурс чтецов «Весна в творчестве поэтов классиков».

3 неделя марта «Я б в писатели пошел».

Цель: продолжать знакомить детей с трудом людей творческих профессий – писатели, закрепить знания детей о русских писателях и их произведениях.

Содержание:

Беседа: «Что делают писатели?», «Какой человек может стать писателем?», «Каких писателей вы знаете?»

Игровые упражнения: «Сочини рассказ», «Сочини небылице», «Что будет, если…»

Продуктивная деятельность: «Книги своими руками».

Драматизация произведения по выбору детей.

4 неделя марта «Побывайте в книжном царстве».

Цель: дать детям представление о том, что такое библиотека, познакомить с правилами поведения в библиотеке, познакомить детей с профессией библиотекарь.

Содержание:

Экскурсия в библиотеку: «На полках книги в ряд стоят».

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

Продуктивная деятельность: изготовление формуляров для групповой библиотеки.

Мастер – класс для детей и родителей «Книжка – малышка своими руками»

Конкурс книжек – малышек.

Чтение художественной литературы по выбору детей.

Викторина для детей «Библиотечная мозаика».

2 апреля – Международный день детской книги.

Цель: обобщить и закрепить знания детей о художественной литературе, ее жанровом разнообразие. Формировать эмоциональное отношение к словесному искусству, умение внимательно и заинтересованно их слушать художественные произведения, Формировать интерес и потребность в чтении.

Содержание:

Развлечение: «Путешествие в Книгоград».

Подведение итогов семейного конкурса по изготовление книжек – малышек.

Презентация: «Такие разные книги».

III этап – заключительный (апрель). Целью заключительного этапа стало определение результативности работы по реализации проекта. В качестве задач данного этапа были определены:

1. Проведение мониторинга дошкольников по усвоению материала проекта.

2. Определение эффективности работы педагогов в ходе реализации проекта.

В ходе реализации проекта «Как бы жили мы без книг» дошкольники научились :

1. Определять разные литературные жанры.

6. У детей сформировано представление о роди книги в жизни человека.

7. Закрепили знания о роли библиотек, о профессии библиотекарь.

8. Сформирована любовь и бережное отношение к книге.

9. Скоординированы усилия педагогов и родителей, направленные на популяризацию книги и чтения среди детей.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых результатов (кадровые, научно – методические, материально – технические, нормативно – правовые, информационные, организационные).

Кадровая политика:

1. Ввести в штат структурного подразделения ставку педагога - психолога.

2. Обучение педагогов структурного подразделения на курсах повышения квалификации по теме «Сказкотерапия».

3. Распространение педагогического опыт по теме среди педагогического сообщества.

Материально – техническая база:

1. Пополнение предметно – развивающей среды: книжные центры, ширма, приобретение разнообразных видов театра, литературы художественной и познавательной.

2. ТСО (мультимедийный проектор, компьютер).

3. Приобретение костюмов для инсценирования художественных произведений.

Информационные :

1. Размещение информации по теме на сайте структурного подразделения.

2. Создание сайта педагога.

Организационные:

1. Консультации для педагогов и родителей по теме.

2. Совместное посещение библиотеки.

3. Мультимедийная познавательная презентация «Такие разные книги».

Литература:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения русскому языку дошкольников : Учебное пособие. 2-е изд. М. : Академия, 2008., 400с.

2. Гурович Л. М., Ребенок и книга: Книга воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002., 64с.

3. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М. : Издательство Центр ВЛАДОС, 2004.

Публикации по теме:

Буккроссинг как средство повышения интереса детей к чтению. Создание в группе для детей с ТНР центра книгообменаБуккроссинг как средство повышения интереса детей к чтению. Создание в группе для детей с ТНР центра книгообмена Для начала давайте разберёмся, что же такое буккроссинг. Тут всё просто – в переводе с английского это перемещение книг или книговорот.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книгеИспользование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Успенская СОШ ДО ДС №25 Консультация для педагогов “Использование ритмодекламации.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста» Сидим дома с пользой! В период самоизоляции, самое время заняться чтением интересных и любимых книг. Дети, которые не умеют читать, буду.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению
Опубликовано: 18 января 2024 в 07:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД