МААМ-картинки

Создание практической основы для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о геометрических фигурах

Ковтун Елена
Создание практической основы для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о геометрических фигурах

Создание практической основы для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о геометрических фигурах

Материалы по самообразованию

воспитателя МБДОУ ЦРР д/с «Солнышко»

Ковтун Елены Викторовны

2014-2015 учебный год

Тема отчета по самообразованию: «Создание практической основы для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о геометрических фигурах».

Публикация «Создание практической основы для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о геометрических фигурах» размещена в разделах

Форма отчета : открытый показ НОД по ФЭМП в старшей группе детского сада.

Цели:

- обогащение профессиональных знаний и опыта в вопросах формирования, совершенствования и закрепления знаний детей старшего дошкольного возраста о геометрических фигурах для повышения качества организации педагогического процесса;

- создание практической основы для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о геометрических фигурах.

Актуальность

Работа с геометрическим содержанием важна для общего математического и психологического развития дошкольников.

Часто детям трудно запоминать названия геометрических фигур и их представление.

Возникла проблема, как можно помочь детям легче усваивать материал о геометрических фигурах. Организация и проведение одних лишь процессов НОД не может высоко поднять уровень знаний детей по данному разделу. В этом помогают

«геометрические» сказки, стихи, дидактические игры, задания и т. п.

Поэтому большое внимание в своей работе по формированию представлений о геометрических фигурах я уделяю дидактическим играм, игровым задачам. В игре можно создать такие ситуации, в которых различение формы и восприятие предмета становятся важными для ребенка. Во время игры ребенок очень легко овладевает рациональными приемами исследования формы как глазами, так и руками, при этом он не только изучает, но и активно использует эти приемы, совершенствуя их в самостоятельном использовании. В игре дети изучают геометрические фигуры, знакомятся с формой предметов – объемных и плоскостных. Дидактическая игра помогает познакомить с новыми геометрическими фигурами, закрепить уже пройденный материал, развить мелкую моторику во время исследования геометрической фигуры, и конечно развивает память, мышление, речь, воображение.

В дидактические игры по формированию представлений о геометрических фигурах ребенок может играть один, с друзьями и совместно с взрослыми. Понятно, что с каждой возрастной группой игры усложняются, соответственно возрасту. Но, к сожалению, игр на формирование геометрических представлений, уже готовых, не так уж много и приходится изготавливать их самостоятельно.

При систематическом использовании дидактических игр на занятиях и в свободной деятельности у детей не возникает трудностей по формированию представлений о геометрических фигурах. Дети легко ориентируются в названиях фигур и свободно могут их составлять и преобразовывать.

Занятия продуктивной деятельностью тесно связаны с формированием представлений о геометрических фигурах. Эта связь носит действенный характер. В процессе работы с материалом (бумагой, картоном, пластилином) мы моделируем геометрические фигуры и тела, познаем их свойства. Здесь главную роль играют осязание, зрительное восприятие, ощущения при движении рук (работа с ножницами). Создавая поделку или детали к ней, составляя узоры или украшения, дети сталкиваются с большим разнообразием форм.

Итак, процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будут использоваться разнообразные методы и формы обучения; развивающая среда; дидактические игры и головоломки.

Конспект НОД по Формированию элементарных математических представлений

в старшей группе детского сада.

Тема: «Путешествие в страну Фигуроляндию»

Цель: создание условий для уточнения, совершенствования и закрепления знаний детей старшей группы о геометрических фигурах.

Программное содержание:

- образовательные задачи : обобщать представления детей о геометрических фигурах; закреплять умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры, узнавать форму геометрических фигур в окружающих предметах, классифицировать фигуры по форме, цвету и размеру; совершенствовать умения выделять основные свойства и признаки фигур, в частности, четырехугольников; анализе формы объектов, фигур, в воссоздании и видоизменении ее;

- развивающие: развивать внимание, память, мышление; формировать у детей умение работать в подгруппах; умения оценивать результаты работы, исправлять ошибки, развивать познавательный интерес к геометрии.

-воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, навыки культуры поведения, самостоятельности.

Планируемый результат: повышение уровня развития представлений детей о геометрических фигурах; овладение способами переноса усвоенных знаний в незнакомую ситуацию, использованию их как во время НОД, так и в самостоятельной деятельности.

Методические приемы:

- словесные: напоминание, объяснение, уточнение, оценка деятельности детей,

указание, вопросы, художественное слово;

- наглядные: показ образца, демонстрационных картинок и карточек;

-практические : работа с фланелеграфом, конструирование, динамическая пауза;

-игровые: создание игровой ситуации;

- проблемные: украшение платочка для Бабы Яги, чтобы та не помешала путешествию, сбор и размещение фигур-пассажиров на ковре-самолете.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Демонстрационный материал: конверт с письмом от Бабы Яги, диск с записью ее речи, картинки «Геометрические дома», «Геометрические деревья», «Кто лишний за столом?», картинки с изображением предметов, похожих на круг, квадрат, треугольник, прямоугольники овал (ступа, метла, зеркало, тарелка, окно, «ковер-самолет».

Раздаточный материал: фланелеграфы и набор из 5 геометрических фигур на липучках, наборы фигур для игры «Тонграм», медальоны с геометрическими фигурами, куклы из фигур в подарок, геометрические фигуры, разделенные на 3 части.

Содержание НОД

Организационный момент.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В. : В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

В. : Сегодня я предлагаю вам отправиться в страну Фигуроляндию. Мне стало известно, что ковер-самолет с пассажирами потерпел крушение. Вы согласны отправиться им на помощь?

Д. : Да! ….

В. : Как вы думаете, что это за страна Фигуроляндия?

Д. : Это страна геометрических фигур.

В. : Что пригодится в путешествии по этой стране? (ответы детей)

В. : Конечно нам могут пригодиться знания о геометрических фигурах :

- Назовите плоскостные геометрические фигуры.

(ответы детей : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, пятиугольник, шестиугольник).

В. : А теперь назовите объемные фигуры.

(ответы детей : шар, куб, цилиндр, конус, пирамида).

Молодцы, хорошо помните все геометрические фигуры, с которыми мы знакомились. А теперь попробуйте отгадать загадки о фигурах.

Отгадывание загадок о геометрических фигурах.

(Педагог загадывает загадку, дети вместе ее отгадывают)

Эта форма у клубка,

У планеты, колобка,

Но на плоскости, друг,

Получится. (круг)

Если взял бы я окружность,

С двух сторон немного сжал,

Отвечайте дети дружно -

Получился бы (овал)

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! -

Что ты видишь? (треугольник)

Что похоже на открытку,

На конверт или альбом,

Что сравнить, ребята, можно,

С одеялом и ковром?. (прямоугольник)

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня. (квадрат)

- Я думаю, что мы можем отправляться в страну Фигуроляндияю.

(Вдруг раздается стук в дверь - принесли конверт)

В. : - Ребята, нам письмо. А письмо то необычное. (Достаю из конверта диск)От кого же оно? (Прослушивание записи)

Баба Яга: «Я живу в лесной избушке,

Очень милая старушка.

Костяной стучу ногой.

Все зовут меня Ягой.

Прознала я, детишечки, что собираетесь вы в путешествие. Ху-ух-ух-ух-ух! Не бывать этому! Ха-ха-ха-ха-ха! Не позволю! Но если вам очень уж хочется в путешествие, то попробуйте исполнить мое желание! А желаю я, чтобы вы подарили мне платочки, да не простые, волшебные. Справитесь, так и быть, не стану мешать вам. Но прежде, чем заняться делом, каждый из вас должен одеть мой медальон и найти свое место за столом. Вот так!

В: Что делать?

Д. : Нужно изготовить платочки.

Основная часть.

Да, нам скорее надо выполнить желание старушки.

(Детям раздаются медальоны с разными по цвету, размеру и форме геометрическими фигурами)

1. Игра «Найди свое место»

Вам нужно найти на стульчике точно такую же фигуру, как у вас на медальонах и занять свое место. (Дети находят стульчик с нужной фигурой и садятся за стол.)

Какие вы молодцы, очень быстро нашли свои места. Теперь мы можем начать украшать платочки.

2. Д/и «Укрась платочек»

В. : Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит платочек (фланелеграф) и коробочка с набором геометрических фигур. Чтобы ваши платочки стали волшебными, их надо правильно украсить. Будьте внимательны!

Итак, в правый верхний угол положите фигуру, на которую похож этот предмет (карточка с изображением окна избушки - квадрат, в левый нижний угол положите фигуру, на которую похож этот предмет (карточка с изображением метлы - треугольник, в правый нижний угол положите фигуру, похожую на этот предмет

(карточка с изображением зеркала - овал, в левый верхний угол положите фигуру, на которую похож этот предмет (карточка с изображением тарелки - круг, а посередине расположите фигуру, на которую похож вот этот предмет (ступа бабы Яги - прямоугольник).

В. : Проверьте себя. (Выставляется образец).

Как красиво мы платочки украсили! Для чего же мы так старались?

Д. : Для того, чтобы баба Яга не мешала путешествовать.

В. :А как вы думаете, стали платочки волшебными? Почему? (ответы детей)

В. : Да, все старались, были очень внимательны и все получилось. Я предлагаю собрать их и отправить Бабе Яге. (собираю в конверт)

А теперь закрыв глазки, посчитаем от 1 до 10, чтобы попасть в страну Фигуроляндию. (Дети закрывают глаза и считают,открывают глаза.)

В: Вот мы уже на месте. Посмотрите вокруг, что здесь повсюду?

Д. : Здесь дома, похожие на фигуры, деревья с необычными кронами, птицы из геометрических фигур и т. д.

В. : Ой, ребята, я что-то нашла. Это ковер - самолет. (Достаю свернутый ковер- самолет, разворачиваю, а из него высыпаются разноцветные части фигур.)

- Деревья мне прошептали, что

Путешественники по лесу шли,

Самолет-ковер нашли.

Три волшебных слова пропели,

Сели и полетели.

Но ветры вдруг налетели:

Пассажиры все упали

И неизвестно куда попали.

- Что за пассажиры летели на ковре- самолете? А куда?

Д. : Геометрические фигуры. Они тоже путешествовали.

В. : Что случилось с ковром самолетом и его пассажирами? (ответы детей)

В. : Да, ковер-самолет потерпел крушение. Надо срочно помочь пассажирам вернуться на «ковер-самолет».

3. Дидактическая игра «Составь фигуры».

(На полу разбросаны детали фигур разных цветов и размеров.)

В. : Ребята, сейчас вы будете работать в подгруппах по три человека. Каждой из подгрупп нужно выбрать части фигур такого же цвета как на медальонах, вернуться на место и составить целые фигуры. (Уточняю какого цвета части фигур выбирает та или иная подгруппа. В итоге на каждом столе оживают разные геометрические фигуры : круги, квадраты, овалы, треугольники и прямоугольники).

- Ну вот, пассажиров мы собрали.

4. Динамическая пауза «История фигур»

В. : А сейчас фигуры предлагают вам послушать рассказ о том, что с ними случилось. Подходите ко мне, встаньте вкруг, присядьте. Когда в рассказе услышите геометрические ошибки, вы подпрыгивайте и, подняв руки вверх, хлопайте в ладоши, затем снова присаживайтесь. Приготовьтесь. Будьте внимательны!

Мы расскажем свой рассказ

Очень непростой.

Для внимательных и умных,

Слушайте какой.

Квадрат катился по дорожке

И устал в пути немножко.

Сел тихонько на пенек,

А потом поспать прилег.

Подошел с углами круг,

Ты не спи в лесу, мой друг!

Спать в лесу всегда опасно,

Много здесь зверей ужасных.

И по лесу шел, гуляя,

Треугольник, напевая,

Что он круглый и забавный,

Среди фигур он самый главный.

Также в наш рассказ попал

Треугольный друг овал.

И кирпичик очень стройный,

Его брат прямоугольный.

Ну вот, немного размялись, теперь вернитесь на свои места.

В. : Ребята, пассажиров мы собрали, что с ними дальше делать? (ответы детей) Давайте вернем их на ковер-самолет, каждого на свое место. Для этого возьмите аккуратно фигуры, лежащие перед вами, и по очереди, каждая из подгрупп, верните пассажиров на свои места.

- Пассажиры на месте, но ковер не взлетает. Что такое? Оказывается, на обратной стороне ковра-самолета есть 4 волшебные кнопки, 2 из которых нужно по очереди нажать, и тогда ковер-самолет сможет взлететь.

- Как же нам определить какие из них нажимать?

Совы подсказывают, что определить эти 2 кнопки, можно поиграв в игру.

6. «Найди лишнюю фигуру».

В. : Как вы думаете, какая геометрическая фигура лишняя на первой карточке и почему?

Д. : Прямоугольник. Лишний он потому, что он один имеет углы и стороны, а стальные фигуры округлой формы.

В. : Что вы еще знаете о прямоугольнике?

Д. : Он имеет 2 длинные равные стороны и 2 короткие равные. Это четырех угольник.

В. : Какая фигура лишняя на второй карточке?

Д. : За второй карточке лишний круг, так как у остальных фигур есть стороны и углы.

В. : Так какие же кнопки надо нажать, чтобы ковер взлетел?

Д. : Прямоугольную и круглую.

(Вызываю одного ребенка, чтобы нажал кнопки)

В. : Фигуры благодарят вас за помощь, смекалку, доброту. Они прощаются и улетают в свое очередное путешествие. А на память о встрече дарят вам кукол из геометрических фигур на палочках. (В то время, когда раздаю кукол, ковер- самолет убирают)

В. : Ну вот, и нам пора возвращаться обратно, в детский сад. Закроем глаза и посчитаем в обратном порядке от 10 до 1, чтобы вернуться в детский сад. (Вместе считаем.) Открывайте глаза. Мы снова в детском саду.

Рефлексия.

В. : Что интересного произошло с нами?

Д. : Баба Яга письмо прислала, отправились путешествовать, ковер- самолет потерпел крушение.

В. : Что вы сделали в этих сложных ситуации?

Д. : Сделали бабе Яге волшебные платочки, помогли пассажирам ковра-самолета.

В. : Почему вы так поступили? Чем именно вы помогли?

Д. : Отвечают.

В. : Скажите, пожалуйста, пригодились ли нам знания о геометрических фигурах во время путешествия?

Д. : Отвечают.

В. : Эти знания очень важны для человека и всегда будут помогать в жизни.

Весь мир устроен из фигур,

Лишь присмотритесь - я не лгу

Дома, машины, люди, звери,

Столы, картины, окна, двери,

Пруды, каналы и поля

И в целом, вся наша Земля.

- Я хочу поблагодарить вас за активное участие в работе, за хорошее поведение.

Вы меня очень порадовали своими знаниями.

- Ой! Ребята, посмотрите на окошко (изображение Бабы Яги). Оказывается Баба Яга все время за нами наблюдала. Ах, какая же она довольная! Как вы думаете почему (ответы детей) Она дарит вам в группу игру «Тонграмм», которая научит конструировать из 7 геометрических фигур самые разные предметы.

Спасибо всем!

Публикации по теме:

Дидактическая игра для формирования геометрических представлений «Собери фигуры»Дидактическая игра для формирования геометрических представлений «Собери фигуры» Для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Разработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группеРазработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группе Формирование представлений о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник» Цель занятия: Формирование умения сравнивать и различать.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельностьПримеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.

Дидактические упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах. Часть 2Дидактические упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах. Часть 2 Ознакомление детей с геометрическими фигурами позволяет им анализировать мир, тот мир, который его окружает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание практической основы для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о геометрических фигурах
Опубликовано: 11 октября 2020 в 02:01
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание практической основы для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о геометрических фигурах» (включая файлы) размещена пользователем Ковтун Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД