Получи документы

Современные технологии и методики развитие связной речи детей дошкольного возраста

Елена Печенкина
Современные технологии и методики развитие связной речи детей дошкольного возраста

Связная речь — смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами, в правильно построенных предложениях. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.

Публикация «Современные технологии и методики развитие связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Основная функция связной речи – коммуникативная. Развитие обеих форм речи – монолога и диалога – играет ведущую роль в процессе развития речи ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Нормы осуществления связного высказывания.

На четвертом году жизни дети овладевают простым распространенным предложением. Довольно рано, примерно к 3—4 годам, дети начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11 % по отношению к общему числу предложений. В речи детей отмечается наличие почти всех придаточных предложений (кроме определительного).

В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым (дети-почемучки, пытаются сами объяснить свои действия (насыпал корм потому, что птички хотят есть; приду к тебе, если мама разрешит; Вова там, где воспитательница и т. д.).

После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.

После 5 лет дети способны рассказать о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствия, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает)

После 6 лет дети могут сами придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок должен придумать свой рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым. Развитие связной речи детей — одна из главных задач дошкольного образования. (Слайд 1)

Анализ современной литературы показывает, что формирование связной речи у детей дошкольного возраста приобретает первостепенное значение.

Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы (Р. Е Левина, В. П. Глухов, В. К. Воробьева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Н. А. Никашина, Т. А. Ткаченко, Л. Н. Ефименкова) и многие другие. Т. Б. Филичева выделяет направления и методы коррекционного обучения детей с ОНР, определяя основные этапы по формированию связной речи :

1 этап: ЭТАП ОДНОСЛОВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

2 этап: ЭТАП ПЕРВЫХ ФОРМ СЛОВА

3 этап: ЭТАП ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

4 этап: ЭТАП ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СЛОВ

5 этап: РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Рассмотрим наиболее эффективные авторские методики, применяемые в логопедической практике:

В. К. Воробьевой было разработано новое направление в логопедии, связанное с психолингвистическим обоснованием механизмов нарушения речевой деятельности у детей с моторной алалией и поисками наиболее действенных методов их преодоления.

Автор предлагает методику формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи, принципиально отличающуюся от традиционно принятой в логопедической практике.

Методика базируется на современном представлении о том, что связная речь является сложной речемыслительной деятельностью, для овладения которой необходимо усвоить определенные правила:

• правило смысловой связи предложений в рассказе;

• правило лексико-синтаксической связи предложений в рассказе.

В предложенной системе развития связной речи четыре взаимосвязанных между собой раздела :

I раздел. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т. е. рассказа.

II раздел. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.

III раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.

IV раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.

Наряду с Воробьевой разрабатывали пособия по использованию текстов цепной организации БардышеваТ. Ю., Крупенчук О. И, Баскакина И. В.

Комплект пособий Арбековой Н. Е. по развитию связной речи детей с (ОНР) представляет богатый материал для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с детьми. В нем представлены тематический и календарный планы работы на учебный год (с сентября по май включительно, конспекты логопедических занятий, картинный материал.

Логопед на подгрупповых занятиях активизирует словарь детей по лексическим темам, отрабатывает умение использовать в речи различные грамматические конструкции, закрепляет навыки словообразования и словоизменения, учит детей составлению сложных предложений и рассказов разных видов, знакомит детей со значениями пословиц, поговорок. Проведение подгрупповых занятий помогает созданию речевой готовности детей на фронтальных занятиях.

Ефименкова Л. Н. делает попытку систематизировать приемы работы по развитию речи детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Формирование связной речи – основная задача третьего этапа. Работа начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучать детей с ОНР сначала подробному, затем выборочному и творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью составлением рассказа на основе личного опыта.

Ткаченко Т. А. предлагает оригинальную и эффективную систему в работе над связной речью у детей с ОНР, с использованием наглядности и моделирования плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы.

1ый год обучения:

• пересказ рассказа по демонстрируемому действию (1занятие);

• составление рассказа по демонстрируемому действию(1);

• пересказ рассказа с использованием фланелеграфа (3);

• пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок(3);

• составление рассказа по серии сюжетных картинок(4);

• пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картины(1);

• составление рассказа по одной сюжетной картине(1);

2ой год обучения:

При обучении в группах детей с высоким уровнем сформированности связной речи Ткаченко Т. А. рекомендует педагогам использовать следующие виды творческого рассказывания:

• добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий;

• составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия;

• составление рассказа с включением или исключением объектов;

• составление рассказа по комплекту игрушек;

• рассказ по частично закрытой сюжетной картине;

• придумывание рассказа о знакомом герое;

• составление рассказа по названию;

• придумывание рассказа по нескольким опорным словам.

Данную авторскую систему коррекционной работы можно привести как пример современных технологий по развитию связной речи у дошкольников.

Нетрадиционная для логопедии общепедагогическая методика ТРИЗ – РТВ - Теория решения изобретательских задач, развитие творческого воображения. (Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н., Нестеренко Н. Н.)

Такие методы ТРИЗ – РТВ, как составление загадок, метафор, системных сравнений, лимериков и др., как раз и становятся “пусковым” механизмом в становлении речи детей с речевым недоразвитием, который помогает на всем протяжении работы с детьми ненавязчиво формировать новые действия и соответствующие им чувственные понятия, образы.

В работе по развитию связной речи используются следующие технологии, разработанные Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецовой, А. А. Нестеренко:

технология обучения детей составлению сравнений;

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

- воспитатель называет какой-либо объект;

- обозначает его признак;

- определяет значение этого признака;

- сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

ПР:

- цыпленок (объект №1);

- по цвету (признак);

- желтый (значение признака);

- такой же желтый (значение признака) по цвету (признак, как солнце (объект № 2).

В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

ПР: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко».

До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: «Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике».

На пятом году жизни тренинги усложняются:

- в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);

- в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

В возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т. д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

ПР: дерево по цвету золотистое, как монетки (воспитатель задал признак цвета, а его значение – золотистое – выбрано ребенком). технология обучения детей составлению загадок;

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста.

В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1

Какой? Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой самовар по цвету? – Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой? Что бывает таким же?

Блестящий Монета

Шипящий Вулкан

Круглый Арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения

ПР: блестящий – монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой? Что бывает таким же?

Блестящий Начищенная монета

Шипящий Проснувшийся вулкан

Круглый Спелый арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Модель 2

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает? Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

- Что делает ежик?

- Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что?

- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»).

- Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»).

- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»).

- Собирает как жадина (сравнение на «занижение»).

- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»).

- Семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»).

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».

ПР: Составление загадки про ежика с приемом «завышение» : «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».

Модель 3

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже? Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб:

- На что похож гриб? – На мужичка.

- А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды.

- Еще на что похож? – На дом, но без окон.

- А еще? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

технология обучения детей составлению метафор;

Как известно, метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа «побуждать детей делать сложные сравнения», «учить детей раскрывать смысл метафор» и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни.

Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.

1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.

2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).

3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).

4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна – небо после дождя).

6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

• составление рифмованных текстов,

технология обучения детей творческих рассказов по картине.

Публикации по теме:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайнаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна Последнее время появилось много детей, страдающих нарушениями речи. Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Библиотека изображений:

Публикация Современные технологии и методики развитие связной речи детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Печенкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Современные технологии и методики развитие связной речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 декабря 2023 в 17:46
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД