Получи документы

Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ (средняя группа)

Инесса Головина
Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ (средняя группа)

«Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ» Средняя группа.

1 слайд Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий, изобретений, открывает для себя разные виды деятельности, мир человеческих отношений и общественной функции людей.

Публикация «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ (средняя группа)» размещена в разделах

Социальный опыт ребенка обогащается при освоении трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печет пирожки и т. д. Ребенок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т. п., таким образом приобщается к труду взрослых.

2 слайд Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда у детей дошкольного возраста отражены в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие»

3 слайд В основной образовательной программе детского сада программе ставятся задачи развития у детей интереса к труду взрослых, желания трудиться; воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; важность формирования уважительного отношения к людям труда. В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда.

4 слайд Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

5 слайд Все вы знаете, что существуют такие виды труда в ДОУ как

• Самообслуживание

• Хозяйственно-бытовой труд

Труд в природе

• Ручной труд

6 слайд Эти виды труда реализуются через формы трудовой деятельности, такие как дежурство, поручения и коллективный труд.

7 слайд Организация дежурств в каждой возрастной группе соответствует возрасту и возможностям детей. Дежурства организуют по подгруппам или парами устанавливая очередность.

В средней группе в первую половину года обычно вводят дежурство по столовой. Усложнение идет за счет увеличения объема работы (полная сервировка стола). Со второй половины года детей начинают обучать дежурству по подготовке материалов к занятиям, поэтому одна подгруппа дежурит по столовой, а вторая по занятиям. Воспитатель ежедневно следит за сменой дежурных и сменой вида труда для дежурных.

В старших группах вводится дежурство по природному уголку. В каждом виде дежурств участвуют уже по два дежурных. Детям предлагают самостоятельно распределиться в труде. Каждая подгруппа дежурит 1 раз в неделю. На следующей неделе виды труда меняются. Обычно дети самостоятельно соблюдают очередность.

При введении нового вида дежурства педагог учит дежурных правильным приемам работы; напоминает, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками. Знакомят с порядком хранения пособий для занятий и способом их расстановки для занятий.

В первые дни пособия расставляет воспитатель вместе с дежурным, затем дошкольников приучают делать это самостоятельно.

8 слайд На данном этапе ведущими являются показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребенком. В помощь дежурным воспитатель размещает схемы и алгоритмы действий для каждого вида дежурства. Работу по организации дежурства следует планировать в первую половину дня.

9 слайд Работа по привитию детям навыков самообслуживания происходит в процессе игровой и трудовой деятельности (убрать на место игрушки, сложить аккуратно вещи в шкафчик.) в группах среднего дошкольного возраста планируется в игровой деятельности, в поручениях и на занятиях. Воспитатель предлагает детям игры такие как «Одень куклу на прогулку», «Подготовь постель ко сну». Для закрепления навыков самообслуживания воспитатель использует объяснение и показ. Использование алгоритмов здесь так же уместно.

10 слайд Совместный труд это хозяйственно-бытовой детей и взрослых планируется в основном на прогулке и во вторую половину дня. Как и в более раннем возрасте, основной его формой остаётся выполнение поручений. Поскольку ребята ещё недостаточно хорошо владеют соответствующими навыками, воспитатель даёт задание одному ребёнку либо же небольшой группе из 2–3 человек. Например : протереть влажной тряпочкой полки, вымыть в тазике игрушки, снять с кукол одежду и постирать её, собрать веточки на участке. Коллективные поручения только начинают практиковаться, при этом педагог всячески помогает воспитанникам, распределяет между ними обязанности. Поручая детям те или иные задания, нельзя допускать перенапряжения: оно чревато переутомлением и, как следствие, негативным отношением к труду. Продолжительность непрерывной рабочей деятельности для малышей 4–5 лет не должна превышать 10 минут.

В старшей и подготовительной к школе группах вводится коллективный (фронтальный) труд, предусматривающий одновременную организацию всех детей группы. Это хозяйственно-бытовой труд, направленный на поддержание чистоты и порядка в помещениях, на участке; труд в природе, ручной труд.

11 слайд Задачи образовательной области социально-коммуникативное развитие имеют продолжение в области познавательное развитие, где мы знакомим детей с различными профессиями, трудовыми действиями, орудиями труда.

12 слайд При построении работы по ознакомлению детей с трудом взрослых опираемся на наглядность, доступность с учетом возрастных особенностей.

используются различные формы работы, вы их видите на экране.

13 слайд Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии. Работа в этом направлении строится по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

14 слайд Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых это наблюдения за трудовым процессом- ребята могут наблюдать за работой дворника на участке. Во время экскурсии по детскому саду могут наблюдать за работой медсестры, повара, а во время экскурсий за пределы детского сада можно увидеть работу почтальона или продавца.

15 слайд Знакомство с профессиями возможно в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить. Например в группе сломался стульчик и никто не может его починить. Воспитатель предлагает разобраться, как же называется профессия дяди Васи, который чинит все в группе. Решение таких педагогических ситуаций может перерасти в проект.

Например «Кто в садике работает». Или при знакомстве с профессиями села, можно реализовать проект огород на подоконнике. Во время проектной деятельности дети самостоятельно выращивают лук, экспериментируют, исследуют, делают выводы.

16 слайд. Центральное место в работе отводится игре. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

В ходе сюжетно-ролевой игры усваиваются определенные правила и нормы, формируется активная социальная позиция. Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально, в выборе роли, главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит. Правильно организованная игра является прекрасным средством воспитания эмоционально - положительного отношения к труду. Темы для игр берутся из известных детям сказок и литературных произведений (К. И. Чуковского «Доктор Айболит», С. Маршака — пожарника Кузьмы «Пожар», почтальона «Почта», из реальных фактов и событий («Врач и больные дети», «Продавец и покупатели», «Проводник и пассажиры»).

17 слайд Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

18 слайд Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе.

Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя.

Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить в младшие группы. Родители привлекаются к проектной деятельности.

19 слайд В заключении хотелось бы сказать, что процесс развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении способов руководства этим процессом. Ведь трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества.

Самой главной особенностью детской трудовой деятельности является то, что, несмотря на наличие в ней всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и Помощь взрослого. Поэтому роль воспитателя в развитии трудовой деятельности дошкольника является самой важной.

20 слайд спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

trud_e8eig.pptx | 9091,27 Кб
 
Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольниковНетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников. Желание и умение трудиться нужно закладывать в ребенке еще с дошкольного.

Педагогический совет «Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ»Педагогический совет «Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ» Педагогический совет "Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ" Уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом проведения.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельностиСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Современные подходы к воспитанию и образованию в условиях школы: опыт, технологии, перспективыСовременные подходы к воспитанию и образованию в условиях школы: опыт, технологии, перспективы На современном этапе развития системы образования происходит смещение направленности с образовательной на воспитательную деятельность, делается.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ (средняя группа)
Опубликовано: 5 июня 2023 в 09:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД