Получи документы

Современное образование: новые требования, возможности, ответственность

Светлана Зайцева
Современное образование: новые требования, возможности, ответственность

1. Как вы считаете: для того, чтобы образование в ДОУ было качественным, каким условиям должна уделять первостепенное внимание управленческая команда учреждения: материально – техническим (созданию максимально качественной, соответствующей всем требованиям ФГОС развивающей предметно-пространственной среды) или кадровым (формированию и развитию профессиональных компетенций педагогов? (несколько аргументов в пользу того или иного мнения).

Публикация «Современное образование: новые требования, возможности, ответственность» размещена в разделах

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса является ориентация на развитие личности обучающегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы.

Проблемой современного образования является то, что сегодня в детский сад, в школу приходят другие дети - появляется все больше детей с особенностями в поведении и развитии, имеющих проблемы со здоровьем.

Решение поставленной государством задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров.

Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога» : «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. И педагогам, как главным участникам процесса образования каждого гражданина, предъявляются высокие требования.

Инвестиции в развитие образования, модернизация его материально-технической базы, обновление содержания образования не будут давать ожидаемого эффекта, если уровень профессионального развития педагогических кадров не отвечает этим изменениям.

Фактический уровень профессионального развития педагога, его квалификации, компетентности и опыта, степень профессиональной готовности педагогического коллектива могут не соответствовать уровню сложности созидательной задачи, поставленной социумом. Дефицит квалификации и опыта педагогических кадров, их отставание от сложности профессиональных задач указывают на общую потребность социума, педагогического коллектива, каждого педагога в постоянном и опережающем, перспективном профессиональном развитии.

Обязанность педагога «систематически повышать свой профессиональный уровень» закреплена ст. 48 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».

Опыт показывает, что повышение мотивации педагогов к профессиональному развитию зачастую возникает тогда, когда материальные условия уже имеются или, по крайней мере, находятся в процессе становления. Однако у педагога, не стремящегося к саморазвитию, адекватная потребность в улучшении материально-технических условий, обновлении и оснащении развивающей предметно-пространственной среды, либо отсутствует, либо отсутствует инициатива. То есть материально-техническое обеспечение является одним из основных условий повышения эффективности профессионального роста педагогов, но все же основополагающим является личность педагога.

Если в детском саду работают умные, добрые, эрудированные, мудрые, заботящиеся о своем профессиональном росте педагоги, то детский сад будет жить и работать, и родители захотят привести своих детей именно в этот детский сад, даже если материально-технические условия в нем не самые лучшие.

Ежегодно проводим анкетирование родителей, используя диагностический инструментарий, разработанный ФИРО. После обработки анкет получены следующие данные:

-среди предложенных вариантов ответа на вопрос «Что вам нравится в нашем детском саду?», на первое место родители определили ответ «хорошие педагоги» и только потом «хорошее оснащение, оформление и оборудование групп».

-на вопрос «Как вы выбирали детский сад для своего ребенка?» 50% опрошенных родителей ответили «хорошие педагоги», 27% - «хорошо следят за детьми», 12% - «хорошо оснащен».

Анкетирование педагогов показывает, что главное в детском саду – психологически комфортная обстановка, которая в свою очередь напрямую зависит от профессиональной компетентности педагога (совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности).

Проблема повышения качества образования остается актуальной и зависит от того, как выполняются требования ко всем условиям реализации образовательной программы, обозначенным ФГОС ДО, в том числе кадровым, материально-техническим. Но, главное все же – профессионализм педагога, ибо, как писал К. Д. Ушинский, «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

2. В каком направлении вам хотелось бы развивать (расширять, имеющиеся в ДОУ материально-технические ресурсы (РППС в группах, оснащение новых кабинетов, территория учреждения? Как эти новшества, по–вашему, могут отразиться на качестве образования?

Развитие материально-технических ресурсов образовательной организации является одним из условий эффективного осуществления образовательного процесса.

Что касается перспектив развития материально-технических ресурсов детского сада, потребностей очень много, но возможности ограничены. Составляем перечень того, что необходимо приобрести, ранжируем в порядке приоритетности, определяем примерную стоимость, планируемые объемы бюджетного финансирования и возможности привлечения внебюджетных средств, и постепенно совершенствуем материально-технические условия, обеспечивающие качество образования.

Исходя из потребностей и реальных возможностей образовательной организации, планируем следующее.

Во-первых, необходимо приобретать образовательные решения LEGO, другие виды конструкторов, что позволит повысить эффективность педагогической деятельности по конструированию и робототехнике, будет способствовать реализации в полном объеме задач дополнительной общеразвивающей программы.

Во-вторых, считаем важным, учитывая профессиональные потребности педагогов в части использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий, приобретать интерактивное и цифровое оборудование. Использование интерактивного оборудования и технологий в качестве дидактического средства расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет моделировать образовательные ситуации, усилить мотивацию ребенка, т. е. в целом повысить эффективность и успешность образовательного процесса. Наличие цифрового оборудования обеспечит оперативность в обработке, преобразовании, передаче и получении информации.

Надеемся, что рациональное и эффективное использование финансовых средств путем грамотного планирования, принятия оптимального решения на основе обоснованных критериев выбора позволит получить максимально возможный результат.

3. Каким образом вы определяете профессиональные дефициты педагогов, и какие формы работы, направленные на их устранение (восполнение, используемые в вашем учреждении, считаете наиболее эффективными?

Педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования. Реализация этой задачи может способствовать формированию профессионального роста и мобильности педагогов к тому новому или обновленному содержанию, что появляется в детском саду.

Получение информации о профессиональных дефицитах педагогов осуществляем в процессе мониторинга по следующей схеме: диагностика, результат, корректировка и прогнозирование. Выявление профессиональных дефицитов; анализ и интерпретация выявленных профессиональных дефицитов; организация индивидуализации повышения квалификации по результатам выявленных профессиональных дефицитов.

Основные методы получения информации – опросные и метод наблюдения Используем диагностический инструментарий Ю. А. Афонькиной, Евгения Аркадьевича Михайлычева, анкету, разработанную ФИРО.

Педагогам предлагаются тесты с вопросами разных типов: выбор одного или нескольких ответов из предложенных, установление соответствия, установление последовательности, открытые вопросы.

Полученные результаты являются основой для управленческих решений, создают ориентиры для организации профессионального развития педагогов, повышения их квалификации, помогая понять причины профессиональных затруднений, сущность профессиональных ожиданий каждого педагога.

Методическое сопровождение педагогов по преодолению профессиональных дефицитов у педагогов осуществляется в следующих формах: теоретические и практико-ориентированные семинары, мастер-классы, отработка отдельных умений и навыков в специальных упражнениях, анализ реальных педагогических ситуаций, дискуссии, деловые игры, наставничество.

Наиболее эффективными считаем:

-организация индивидуализации повышения квалификации педагогов (ОП должна быть интересна, значима и актуальна для педагога);

-взаимопосещения педагогами образовательной деятельности;

-открытые показы с проведением анализа по конкретным вопросам педагогической деятельности (двойной смысл – с одной стороны, знакомство с опытом коллег, с другой стороны, самоопределение (самовыявление) педагогом профессиональных затруднений;

-самообразование посредством дистанционных форм (вебинары, форумы, конференции). Онлайн-марафоны на форуме «Педагоги России» - удобный формат, актуальное содержание курса, практический материал, подробное описание и доступные, понятные инструкции. ( Темы: «Арт-практики в учебной и воспитательной работе современного педагога», «Технологии менеджмента образовательной организации : рабочая программа педагога», «Внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации», «Родительское просвещение»).

Во взаимодействии с педагогами по преодолению их профессиональных дефицитов отсутствует однозначный алгоритм и присутствует варьирование методического сопровождения в зависимости от уровня общей культуры, возраста, оценки и самооценивания профессиональной компетентности.

Публикации по теме:

Требования к предметному содержанию развивающей ППСТребования к предметному содержанию развивающей ППС Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие.

Фотоотчёт «Рождественские педагогические чтения «Молодёжь: свобода и ответственность»Фотоотчёт «Рождественские педагогические чтения «Молодёжь: свобода и ответственность» Фотоотчёт «Рождественские педагогические чтения «Молодёжь: свобода и ответственность» 17-18 января в нашем городе проходили Рождественские.

Конспект и презентация урока по Орксэ в 4 классе «Свобода и ответственность» Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 4г. Маркса Саратовской области Урок по предмету: ОСНОВЫ.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Лэпбук «Летние виды спорта», как современное средство обученияЛэпбук «Летние виды спорта», как современное средство обучения Лэпбук как современное средство обучения. Летние виды спорта. Подготовила Ирина Сидоренко. Дидактическое пособие лэпбук «Летние виды спорта».

Новые письма — новые друзья. Посткроссинг на МAAMНовые письма — новые друзья. Посткроссинг на МAAM Прибавляются, прибавляются на нашей карте белые голубочки. Дети рады, им так интересно. Зато я в некоторой панике, загружена так, что.

Новый учебный год — новые успехи, новые достижения и замечательный сложившийся коллектив. ФотоотчётНовый учебный год — новые успехи, новые достижения и замечательный сложившийся коллектив. Фотоотчёт Ещё продолжаются отпуска,народ путешествует, копошится на дачах и огородах, оздоравливает детей на море, гостит у любимых родственниках.

Фотоотчет о профилактической беседе с подростками в СРЦН «Административная ответственность»Фотоотчет о профилактической беседе с подростками в СРЦН «Административная ответственность» Беседа «Административная ответственность». Цель: Сформировать представление об административной ответственности несовершеннолетних; познакомить.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

Урок ИЗО в 5 классе «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Жостово» Урок ИЗО "Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Жостово. "5-й класс Островская Людмила Михайловна, учитель ИЗО Мбоу Летяховской.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современное образование: новые требования, возможности, ответственность
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 13:20
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД