Получи документы

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Ольга Коптева
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста

МО для старших воспитателей

«Внедрение инновационных подходов в систему патриотического воспитания дошкольных учреждений».

Тема выступления:

«Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

(старший воспитатель Коптева О. В.)

Публикация «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите Вашему вниманию представить свой опыт работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В современном мире проблема патриотического воспитания и гражданского становления личности подрастающего поколения становится одной из актуальных. Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Тема воспитания была обозначена Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным в Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 31 июля 2020 года был принят Федеральный закон №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В рамках данных инициатив с 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование». Федеральный проект «Патриотическое воспитание» : направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации; обеспечивает развитие воспитательной работы в образовательных организациях, проведение мероприятий патриотической направленности. Как отметил заместитель министра просвещения Денис Грибов, «надо прививать те правильные базовые ценности, которые нужны, – семья, дружба, взаимовыручка, в том числе на примерах тех героических образов, которые сегодня есть вокруг нас».

Последние изменения: в 2022/23 учебном году Минпросвещения рекомендовало усилить работу по патриотическому воспитанию.

Согласно определению воспитания в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ воспитательная работа должна включать патриотическое, духовно-нравственное, гражданско-правовое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, физическое воспитание и развитие навыков здорового образа жизни, трудовое и экологическое воспитание.

Главной целью осуществления работы старшего воспитателя с педагогами по патриотическому воспитанию дошкольников является совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение педагогов.

Организация методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию направлена на решение следующих задач:

1. Повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога.

2. Развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива ДОУ в целом.

3. Достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников по данной теме.

4. Формирование комплекса нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы патриотического воспитания.

В содержание работы старшего воспитателя входят следующие направления:

• оказание помощи педагогам ДОУ;

• осуществление контроля за воспитательно-образовательной работой;

• организация и проведение педсоветов;

• изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта;

• создание условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

• обеспечение взаимодействия ДОУ и социума.

Организация работы обеспечивает реализацию по блокам:

Практический блок.

Задачи:

1. Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики, организация работы творческой группы педагогов по патриотическому воспитанию, формирование у родителей активной позиции по вопросам патриотического воспитания.

2. Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей в проведение совместных мероприятий.

К основным формам методической работы с педагогическим коллективом относятся:

педагогический совет;

• семинары, семинары-практикумы;

• творческие группы;

• консультации;

• диссеминация (обобщение педагогического опыта, его распространение и внедрение).

Педагогический совет является постоянно действующим органом коллегиального рассмотрения деятельности ДОУ. В первую очередь это творческая лаборатория, основное звено методической работы педагогического коллектива. В ДОУ проводятся разные виды педагогических советов : инструктивные, проблемные, оперативные, тематические, итоговые и другие. При организации работы по определенной теме, в нашем случае по организации работы по патриотическому воспитанию, предпочтительнее проведение тематических педсоветов.

Семинары (семинары-практикумы) играют особую роль не только в повышении научно-теоретического уровня педагогов, но и в совершенствовании их профессионального мастерства. Готовить и проводить семинар можно по-разному в зависимости от содержания темы и цели занятия.

В современных условиях нужны новые подходы к проведению методической работы. Прежде всего, следует создать все условия для роста активности и инициативы педагогов, пробуждать и поощрять их творческий поиск.

Творческие группы – творческие коллективы, созданные из числа педагогических и административных работников. Творческие группы создаются в целях:

• реализации и развития творческой инициативы педагогов;

совершенствования воспитательно-образовательного процесса;

• реализации конкретных проектов и задач в рамках реализации городских и окружных программ развития дошкольного образования.

Работа в творческих группах – деятельность по созданию нового продукта. Опыт работы педагогов в творческих группах формируется в процессе практической деятельности. При этом каждый педагог является уникальным в своем опыте, содержит свой собственный запас знаний, навыков, представлений. Творческие группы создаются из наиболее опытных, творческих педагогов, имеющих склонность к исследовательской работе и проявивших интерес к конкретной проблеме. Творческие группы содействуют повышению профессионального мастерства педагогов на избранном направлении деятельности, распространению научных педагогических идей и практического опыта работы по выбранной проблематике.

Хочу предложить план работы творческой группы по патриотическому воспитанию.

Как проследить работу педагогов по патриотическому воспитанию? Где отражается работа педагогов по данному направлению? (ответы коллег)

-РППС-развивающая предметно-пространственная среда;

-организация и проведение воспитательно-образовательного процесса : режимные моменты, прогулка, НОД (непосредственно-образовательная деятельность) и др.

-работа с родителями, родительские уголки;

-грамотная, современная, эстетически оформленная документация: табеля посещаемости, циклограммы, рабочие программы, адаптированные программы (при наличии ребенка с ОВЗ, календарные, перспективные планы, журналы здоровья, журналы инструктажей, протоколы родительских собраний, документация консультационного центра, ППК, реализации грант-проекта, подготовка к открытию ГИП (городской инновационной площадки) и другие документы.

В каких трех направлениях всегда строится наша работа, в том числе и патриотическое воспитание? (ответы коллег)

Работа строится в 3-х направлениях: дети, педагоги, родители.

дети родители педагоги

Педагогическая копилка : методические разработки (общие по всем направлениям ФГОС ДО) для работы с детьми: конспекты НОД, интегрированных занятий, открытых просмотров, сценарии, минисценарии, картотеки игр, наблюдений, опытов, динамических пауз, «Пауз двигательного творчества», игровых минисеансов (индивидуальных и групповых) и др. Педагогическая копилка : методические разработки (общие по всем направлениям ФГОС ДО) для работы с родителями: консультации, буклеты, памятки, круглые столы, совместные досуги и развлечения, тематические гостиные, игровые минисеансы, мастер-классы, семейные клубы, Родительский университет кафедра семейных традиций, кафедра «Наши дети в современном мире» и т. д. Педагогическая копилка : методические разработки (общие по всем направлениям ФГОС ДО) для работы с педагогами : консультации, буклеты, памятки, круглые столы, совместные досуги и развлечения, тематические гостиные, мастер-классы, игровые минисеансы, педагогические клубы.

Педагогическая копилка по приоритетному (собственному) направлению по работе с детьми Педагогическая копилка по приоритетному направлению по работе с родителями Педагогическая копилка по приоритетному направлению по работе с педагогами

Работа по приоритетному направлению группы (перспективный план)-воспитателям

Работа по дополнительным программам (кружки) - специалистам Педагогическая копилка по приоритетному направлению группы по работе с родителями-воспитателям Педагогическая копилка по приоритетному направлению группы по работе с педагогами – воспитателям

Портфолио детей Портфолио педагогов

Дидактический, игровой материал: лэпбуки, кейсы, бизиборды, настенные развивающие панно и др. Родительские уголки Взаимодействие между специалистами, воспитателей со специалистами (стенды, тетради взаимодействия).

Взаимодействие между специалистами, воспитателей со специалистами (стенды, тетради взаимодействия). Воспитателям отражать рекомендации специалистов в календарных планах в индивидуальной работе с детьми, в работе с родителями (рекомендуемые специалистами буклеты, информационные листы и проч.)

Проектная деятельность (долгосрочные, краткосрочные проекты, оформленные отдельно, прослеживание в планировании НОД Проектная деятельность (долгосрочные, краткосрочные проекты, оформленные отдельно, прослеживание в планировании в работе с родителями Проектная деятельность (долгосрочные, краткосрочные проекты, оформленные отдельно, прослеживание в планировании в работе с педагогами

Тематические недели должны прослеживаться в календарном планировании НОД Тематические недели должны прослеживаться в календарном планировании в работе с родителями Тематические недели прослеживаются в календарном планировании (например, развлечение, спортивный досуг, новогодний праздник, интегрированное занятие и т. д.)

ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) фото, видео материалы, ролики, презентации ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) фото, видео материалы, ролики, презентации по работе с родителями ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) фото, видео материалы, ролики, презентации по работе с педагогами

Мониторинг освоения детьми ООП ДО-общей образовательной программы дошкольного учреждения (диагностика) Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей (диагностика с родителями)- паспорт семьи, составление характеристики семьи, анкетирование, опросы, НОК ОУ-независимая оценка качества образовательных услуг на официальном сайте ДОУ Диагностика с педагогами (анкетирование, опросы)

Чтобы организовать работу по патриотическому воспитанию, мы отразили это направление в документах по организации воспитательно-образовательного процесса. Это ООП ДО, рабочая программа воспитания, а также годовой план работы. Внесли основные мероприятия по патриотическому воспитанию в ООП ДО.

Также документом по организации воспитательно-образовательного процесса является рабочая программа воспитания. В ней описана основная воспитательная работа, которую педагоги планируют проводить с детьми и родителями. В календарном плане воспитательной работы мероприятия сгруппированы по модулям.

Название модуля Содержание модуля

Модули «Праздники»,

«Фольклорные мероприятия» В этот модуль входят традиционные праздники. Среди них общественно-политические и сезонные: День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день, День народного единства, праздник осени, Новый год. Можете включить в этот раздел ставшие традиционными для вашего детского сада проекты

Модуль «Творческие соревнования» Творческие соревнования позволяют проводить воспитательную работу с детьми сразу по нескольким направлениям: социально-коммуникативное, умственное и эстетическое развитие. Планируйте творческие конкурсы, выставки, вовлекайте в процесс воспитания родителей. Тематика их разнообразна: информационные, фотовыставки, декоративно-прикладного искусства, экологические, социальные

Модуль «НОД» Включите серию образовательных мероприятий по формированию у детей эмоционально-ценностных представлений о своей семье, родном доме, своей малой Родине. Актуальными будут мероприятия по ознакомлению с героической историей нашей страны, госсимволами

Модуль «Физкультурно-оздоровительная работа» В этот модуль включайте не только оздоровительные праздники, развлечения, квесты на свежем воздухе. Также к этому разделу относится планирование, учебно-методический комплект, картотека игр по формированию здорового образа жизни

Модуль «Работа с родителями» Содержание модуля должно включать выступления на родительских собраниях, анкетирование, участие в выставках, конкурсах. Используйте такие формы, как совместные походы на концерты, спектакли и турпоходы

Привлекаем к взаимодействию родителей воспитанников. Организуем совместные мероприятия, акции.

Коллеги, предлагаю вам для вашей работы готовые варианты положений:

Положения, чтобы провести конкурсы, выставки, акции на патриотические темы

• Положение о проведении онлайн-флешмоба «Папа может» ко Дню защитника Отечества

• Положение о проведении конкурса коллективных работ дошкольников «Наша армия сильна» ко Дню защитника отечества

• Положение о проведении соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья» среди детских садов

• Положение о выставках совместного творчества воспитанников и их родителей

Предлагаю для работы анкету для родителей «Патриотическое воспитание ребенка в семье и детском саду»

В организации работы по патриотическому воспитанию принимают участие все специалисты детского сада, не только воспитатели. Каждый педагог планирует работу по данному направлению.

Чтобы решать задачи патриотического воспитания, оформите РППС в возрастных группах.

Хочу предложить для работы Положение о смотре-конкурсе на лучший патриотический центр в группе

Элементы патриотического воспитания педагоги включаем во все виды деятельности детей. Это могут быть проекты, тематические беседы и рассказы о родном городе, стране, ее истории.

Предлагаю для работы примерные темы для бесед с детьми, методические разработки по патриотическому воспитанию :

• Как организовать работу по региональному компоненту

• Как реализовать этнокультурный проект с детьми старшего возраста

• План работы с детьми в ходе реализации проекта «Береза – русская красавица!»

• Шпаргалка для воспитателей «Темы мини-проектов и их результаты»

Коллеги, предлагаю вам для использования в своей работе:

• Шпаргалка для педагога-психолога «Примеры вопросов для викторины «Мой родной город»

• Шпаргалка для педагога-психолога «Примеры вопросов для детского открытого микрофона «Моя родина»

• Какие патриотические мероприятия провести педагогу-психологу

• Сценарий развивающего занятия ко Дню флага России

• Конспект интегрированного занятия «Богатырская тема в искусстве» к 23 февраля для детей старших групп

Сценарии тематических прогулок и экскурсий

• Сценарий акции «Наш Бессмертный полк»

• Сценарий экскурсии в парк Победы и к Монументу славы

• Сценарий ООД «Все профессии нужны, все профессии важны»

• Картотека игр «Игры с детьми на прогулке в рамках масленичных гуляний»

• Тематика экскурсий с детьми в мини-музее «Казачьего быта»

• Как провести патриотическую игру о городах-героях

• Как с детьми подготовить радиопередачи ко Дню Победы

Модель ООД по формированию у детей 5–6 лет основ патриотизма на основе содержания праздника День Победы

Контрольно-оценочный блок.

Задачи:

1. Анализ полученных результатов (мониторинг).

2. Анализ эффективности мероприятий.

3. Контроль за проведением мероприятий.

4. Анализ полученных результатов.

5. Внесение коррективов в работу на основе полученных результатов.

Чтобы оценить качество организации воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию дошкольников, необходимо проанализировать три параметра. Контроль качества содержания работы педагогов с детьми, условий в детском саду, достигнутых результатов, а также взаимодействие с родителями.

Первый параметр – это качество содержания работы педагогов с детьми в рамках патриотического воспитания, которое определяет образовательная программа нашего детского сада. Организую контроль за тем, как педагог организует работу с детьми по патриотическому воспитанию. Какие формы использует по ознакомлению воспитанников с историей, улицами, достопримечательностями, зелеными зонами родного края. Оцениваю, как выстроена работа по знакомству с символикой государства: флагом, гербом, гимном и их значением.

Второй параметр – качество условий в детском саду, то есть содержание РППС в группах. Когда оцениваю РППС, проверяю оформление и содержание патриотического центра. Обращаю внимание на эстетичность и оригинальность оформления, количество и уникальность экспонатов, информативность, разнообразие, соответствие возрастным особенностям, нравственный и педагогический потенциал. Проверяю содержание – оно должно отвечать возрастным особенностям детей.

Третий параметр – качество достигнутых результатов, то есть знания и умения воспитанников. Провожу наблюдение за детьми, организую беседу по пройденному материалу. Привлекаю методический совет, других педагогов и специалистов детского сада. Диагностику знаний и умений детей возлагаю на воспитателей групп, а затем вместе с ними анализируем результаты.

Оцениваем, как педагог планирует работу с детьми и взаимодействие с родителями, проверяем содержание образовательной деятельности, включение разных видов деятельности с детьми и взаимодействия с родителями. Также учитываем возрастные особенности воспитанников. В части организации образовательной деятельности также оцениваем, охватывает ли работа педагога все образовательные области.

Предлагаю для работы карту анализа планирования работы с детьми и взаимодействия с родителями в рамках патриотического воспитания

Организую контроль наличия в группах материалов для родителей с наглядной информацией по патриотическому воспитанию дошкольников. Оцениваю доступность предлагаемого материала и эстетического оформления.

Предлагаю для использования в своей работе карту анализа наглядной информации по патриотическому воспитанию для родителей

Удобнее всего оценить все параметры в ходе тематического контроля. Составляю план, по которому будем проводить проверки в группах. В плане указываю основные разделы – какие направления деятельности педагогов проверить.

Тематический контроль охватывает все группы, поэтому нагрузку лучше распределить. Составить график, в какой день и в какой группе пройдет проверка.

В план тематического контроля включаю диагностику динамики развития детей, оценку профессиональных компетенций педагогов, развивающей предметно-пространственной среды, планирования образовательного процесса, взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, а также методы контроля.

Предлагаю для вас план тематической проверки к педсовету на тему «Организация патриотического воспитания дошкольников»

Чтобы повысить качество воспитательно-образовательной работы с воспитанниками по патриотическому воспитанию, организуем анкетирование педагогов. Результаты анкетирования помогут спланировать методическую работу и оказать необходимую помощь педагогам, испытывающим затруднения по данному направлению.

Предлагаю для работы анкету для воспитателей по вопросам патриотического воспитания дошкольников

По итогам тематической проверки анализируем полученные данные, отражая в аналитической справке. По каждому разделу контроля выделяем положительные моменты и недостатки. Обсуждаем результаты на пед. совещании и вносим изменения в план ближайших масштабных мероприятий, которые пройдут в детском саду.

Спасибо за внимание! Здоровья, успешной вам работы!

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 марта 2024 в 10:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 мая. Международный день музеев. Передвижка «В музей с ребенком»

18 мая празднуется Международный день музеев. Лучший способ отметить этот праздник – это сходить вместе с детьми в музей.

17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД