Получи документы

Конспект занятия учителя-дефектолога «Сокровище мнемотехники» для младших школьников

Анастасия Александровна Ольшина
Конспект занятия учителя-дефектолога «Сокровище мнемотехники» для младших школьников

Тема: «Сокровище мнемотехники».

Актуальность мнемотехники для младших школьников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно – образная память, и запоминание, в основном, носит непроизвольный характер: дети лучше запоминают факты, события, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Публикация «Конспект занятия учителя-дефектолога „Сокровище мнемотехники“ для младших школьников» размещена в разделах

Цель:познакомить детей с технологией «Мнемотехника», обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи:

I. Образовательные:

1. Познакомить детей с приёмами мнемотехники;

2. Научить приемам работы с мнемотехникой;

3. Закрепить умение запоминать текст с помощью мнемотехники.

II. Развивающие:

1. Способствовать развитию основных психических процессов, таких как: память, внимание, образное мышление, творческое воображение, восприятие, влияющие на качество познания окружающего мира;

2. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

3. Способствовать развитию умения работать по образцу;

4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

5. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

III. Воспитательные:

1. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

2. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира, развитию интереса, мотивации к изучению нового.

Практическая значимость: Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно образовательной деятельности. Дети обучается в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Принципы:

1. Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка;

2. Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка;

3. Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания;

4. Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей.

Методы и приемы:

1. Словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа);

2. Наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение);

3. Практические (опыт, упражнение).

Виды детской деятельности:

1. Коммуникативная;

2. Познавательная;

3. Художественная.

Оборудование занятия :

I. Дидактический материал:

- Раздаточные материалы: карта (А1); 4 конверта на кнопке; ; 4значка «Якорь», 4 значка «Штурвал»; листы для рисования 4 шт. ; 3 сундука (бумажные);2 органайзера; фломастеры; клей – 4шт. ; кубики – 8 шт. ;ключ (из 6 частей); сундук с сокровищами.

II. Материально – техническое оснащение занятия :

- Мультимедиа; электронная доска; доска; ноутбук, cтолы; cтулья.

Планируемые результаты занятия :

1. У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

2. Появляется желание пересказывать тексты и придумывать интересные истории;

3. Увеличивается словарный запас;

4. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Содержание образовательной деятельности

I. Вводная часть

Учитель :

- Здравствуйте, дети!

- Обратите внимание на экран и прочитайте пословицы.

Потерял … - потерял себя.

Время уходит —. остаётся.

Без … человек не сможет ничего вспомнить, не сможет сформулировать и двух идей.

- В них не хватает общего слова. Узнав какого, вы поймёте, чему будет посвящено наше занятие.

• А что такое память? Для чего она нужна человеку?

- Память – это способность нашего мозга сохранять и вспоминать важную информацию. Она помогает нам запоминать людей, места, события, а также учиться новым вещам.

- Память можно представить как сундук с сокровищами, в котором хранятся все наши воспоминания. Когда мы хотим что-то вспомнить, мы открываем этот сундук и ищем нужную нам информацию.

• Можно ли память тренировать?

- Сегодня мы научимся, как можно тренировать память, и отправимся вместе со мной в морское путешествие в страну Мнемотехники, чтобы добыть сокровище.

Учитель :

- Работать будем в командах. Первая команда - «Якорь», а вторая команда «Штурвал».

- У каждой команды должен быть капитан, выберите его.

Учитель :

-Мы можем отправляться в путь. Наш маршрут указан на карте.

- В путешествии мы познакомимся с правилами, которые помогут нам легче запоминать нужную информацию, азатем сможем добраться до сундука с сокровищами.

II. Основная часть

- Первый остров называется «Загадочный».

Учитель :

- Нас ждёт первое испытание.

Испытание №1.

Учитель :

-С помощью картинок – символов зашифровать пословицу.

Учитель :

- Первую пословицу разберём вместе со мной. В народе говорят:

«У медведя девять песен, и все про мёд»

-Как вы думаете, о чём это пословица? (Кто что знает, тот о том и поёт).

-Чтобы запомнить пословицу на каждое слово я использую картинку – символ.

- Вам понятно?

Учитель :

- Каждой команде нужно зашифровать свою пословицу и объяснить её значение.

- При её составлении вам помогут готовые картинки-символы.

- Возьмите жёлтый конверт.

«Яблоко от яблони не далеко падает» (Поступки детей очень похожи на поступки родителей)

«Семь раз отмерь – один раз отрежь» (Прежде чем что-то делать, нужно хорошо подумать);

Учитель :

- Прошу капитана команды «Штурвал» выйти к доске и показать работу.

Учитель :

- Команда «Якорь», как вы думаете, какая пословица вам представлена.

Учитель :

- Верно. Капитан, объясни её значение.

Учитель :

- А теперь попрошу выйти к доске капитана команды «Якорь» с работой.

Учитель :

- Команда «Штурвал», какая пословица представлена вам?

Учитель :

- Правильно. Капитан, объясни её значение.

- Молодцы, ребята! Вы успешно справились с первым испытанием!

- Каждая команда получает по части ключа от нашего сундука с сокровищами.

А все вместе мы узнаем:

Лучше запоминается то, что нам понятно.

Учитель :

- Теперь можем отправляться дальше.

Учитель :

-Мы подходим ко второму острову «Поэтический».

-Здесь нас ждёт следующее испытание.

Испытание №2

Учитель :

- С помощью картинок – символов зашифровать стихотворение.

Учитель :

- Разберём стих вместе. На каждое слово или маленькое словосочетание я буду рисовать картинки – символы, с помощью которых, можно будет запомнить текст.

«Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

в красных майках снегири.

Распушили пёрышки, греются на солнышке.

Головой верят, улететь хотят.

Учитель :

- Вам понятно, как нужно выполнить это испытание?

Учитель :

- Возьмите красный конверт.

1) «Под снежным покрывалом»

Под снежным покрывалом покоится земля

В краю большом и малом все снежные поля.

Бери скорее санки, из дома выбегай

Поедем утром рано кататься в снежный край.

2) «Космонавт»

В темном небе звезды светят, космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит, и на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля, реки, горы и моря.

Видит он весь шар земной, шар земной — наш дом родной

Учитель :

- К доске со своей работой прошу выйти двух участников команды «Штурвал».

Учитель :

А теперь прошу выйти к доске двух участников команды «Якорь».

Учитель :

- Обе команды на отлично справились со вторым испытанием и снова получают награду.

И узнаем новое правило:

Лучше запоминается то, что нам интересно.

- Отправляемся дальше.

Учитель :

- Мы приплыли к третьему острову «Сказочный».

-Нас ждёт крайнее испытание.

Учитель :

Испытание №3.

- Составить сказку.

Учитель :

- Данное испытание будет общим. Прошу обе команды подойти ко мне. Возьмите по одному кубику и встаньте в ряд. Каждый из вас должен будет бросить свой кубик вперед. С помощью картинок, которые вам выпадут, нужно будет составить сказку. А капитаны помогите правильного расставить последовательность.

Учитель :

- Какие вы все большие молодцы!

- Садитесь на свои места.

- Вы сумели справиться и с этим последним испытанием. И снова получаете награду (часть ключа).

И у нас следующее правило:

Лучше запоминается тогда, когда ты сосредоточен и внимателен.

Учитель :

- На протяжении нашего путешествия вы своей командой получали части от нашего ключа, которым сможем открыть главный сундук с сокровищами.

-Нужно сложить наши части ключа.

Учитель :

- Замечательно! Мы сумели собрать ключ.

Учитель :

-Теперь с помощью него мы сможем открыть наш сундук с сокровищами!

Учитель :

- Дети, эти сокровища вы заслужили, поэтому можете забрать их себе.

Учитель :

- Мы с вами совершили увлекательное путешествие, преодолели преграды и многому научились.

- Какие правила мы узнали во время путешествия?

Рефлексия:

Учитель :

- Ребята, на вашем столе лежат 3 флажка:

- Зелё ный флажок: Вам понравилось занятие, всё было понятно и интересно.

- Жё лтый флажок: Вы испытывали трудности и было что-то не понятно.

- Красный флажок: Вам было скучно и не интересно.

Поднимите флажки

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога на тему «Лето» с ребенком старшего дошкольного возраста Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие мелкой моторики, слухового.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Конспект занятия «Головной убор» для младших школьниковКонспект занятия «Головной убор» для младших школьников Цель: Изготовить головной убор. Задачи: Образовательные: Познакомить детей с разнообразием головных уборов. Научить изготавливать головной.

Конспект занятия «Маска для карнавала» для младших школьниковКонспект занятия «Маска для карнавала» для младших школьников .

Конспект занятия «Перелетные птицы» для младших школьниковКонспект занятия «Перелетные птицы» для младших школьников Цель: Расширять и обогащать представления учащихся о перелетных птицах. Задачи: познакомить с причинами отлета птиц осенью, изготовить.

Конспект занятия по пластилинографии «Снегирь» для младших школьниковКонспект занятия по пластилинографии «Снегирь» для младших школьников Цель: изготовить снегиря в технике пластилинографии Задачи: -учить детей работать в технике пластилинографии; передавать внешний вид снегиря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия учителя-дефектолога «Сокровище мнемотехники» для младших школьников
Опубликовано: 22 января 2024 в 20:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД