Лучший педагог года

Скороговорки как средство развития речи

Екатерина Владимировна Сиряк
Скороговорки как средство развития речи

Зачем детям нужны скороговорки?

Скороговорка - это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.

https://top.thepo.st/

Русские скороговорки - бесценный материал, ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки - весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Публикация «Скороговорки как средство развития речи» размещена в разделах

Чем полезны скороговорки

Какую пользу несут скороговорки? Они:

• тренируют речевой аппарат,

развивают фонематическую и артикуляционную память,

• обогащают словарный запас,

• ставят речевое дыхание,

• помогают сделать речь интонационно грамотной,

• подготавливают к формированию письменной речи.

Как разучивать скороговорки

Разучиваем скороговорки по правилам.

• Сначала мама читает скороговорку сама, медленно, вслух.

• Затем с малышом можно обсудить содержание, сделать акценты на интонации: как ребёнок понял услышанное?

• Потом вместе с ребёнком медленно проговорите скороговорку.

• Если скороговорка длинная, учите её по частям. Короткие лучше разучивать на одном дыхании.

• Когда ребёнок запомнил скороговорку, пусть начинает её произносить без помощи мамы. Сначала шёпотом, как будто «про себя», потом чуть громче. Темп тоже ускоряется постепенно.

• Выучил? Наступает время соревнования – кто чётче и быстрее?

Существует неисчислимое множество различных скороговорок.

- Каждому звуку - своя скороговорка.

Каждая отдельная скороговорка - это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.

Например:

• Для звука [б] : Белые бараны били в барабаны.

• Для звука [в] : Водовоз вез воду из водопровода.

• Для звука [д] : Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

• Для звука [ж] : Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

• Для звуков [з], [з’] : Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

• Для звука [к] : Около кола колокола.

• Для звука [г] : Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.

• Для звука [х] : Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

• Для звука [л] : Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

• Для звука [п] : Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком

• Для звука [р] : Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.

• Для звуков [с], [с’] : Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров).

• Отработка звука [т] : Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

• Для звука [ц] : Цыплята и курица пьют чай на улице.

• Для звука [ч] : Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

• Для звука [ш] : Шесть мышат в шалаше шуршат.

• Для звука [щ] : Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

30 скороговорок для отработки «трудных» звуков

• От топота копыт пыль по полю летит.

• Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

• Купи кипу пик, пик кипу купи! Купи кипу пуха, кипу пуха купи!

• Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат.

• Хвалю халву.

• У Феофана Митрофаныча три сына – Феофанычи.

• Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.

• Рододендроны из дендрария даны родителями.

• Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.

• Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

• Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

• Около кола колокола, около ворот коловорот.

• Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

• На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.

• На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.

• Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.

«Расскажите про покупки». – «Про какие про покупки?»«Про покупки, про покупки, про покупочки свои».

• Король-орёл.

• Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.

• Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: грабь граблями гравий, краб!

• Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

• Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

• Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.

• Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

• Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь! Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши!

• Поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

• Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили!

• Однажды был случай в далё ком Макао: макака коалу в какао макала, коала лениво какао лакала, макака макала, коала икала.

• Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, но, заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перевыскороговоришь.

- Популярные скороговорки

Всех скороговорок не перескороговоришь,

Не перевыскороговоришь.

___

От топота копыт пыль по полю летит

___

На дворе трава, на траве дрова;

Раз дрова, два дрова, три дрова -

Не руби дрова на траве двора.

___

У нас на дворе-подворье

Погода размокропогодилась.

___

Тридцать три корабля лавировали,

Лавировали, да не вылавировали.

___

Сшит колпак не по-колпаковски,

Вылит колокол не по-колоколовски;

Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать,

Надо колокол переколоколовать - перевыколоколовать.

___

Пришёл Прокоп - кипел укроп.

Ушёл Прокоп - кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

___

В четверг четвёртого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка

Чертили чёрными чернилами чертёж.

___

У боярина-бобра нет богатства, нет добра.

Два бобрёнка у бобра - лучше всякого добра.

___

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

___

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

___

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

Дети очень любят и легко запоминают скороговорки, в которых встречаются их имена. Предлагаем несколько скороговорок, большинство из которых придуманы нами и частично позаимствованы из книги И. Г. Сухина.

У Танечки – угощение для Анечки.

У сыночка Санечки – маленькие саночки.

Сонечка и Сенечка сидели на скамеечке.

Миша что-то шепчет Маше.

Отважный Миша бежит от мыши.

Шапка и шубка – вот и весь Мишутка.

Саша на суше сушит суши.

У Сани нос в сметане.

Усатый Саня сел на сани.

Наша Даша лучше вашей.

Стоит Юля на стуле, на стуле стоит Юля. У Марины и Кристины – две красивые корзины, в корзинах – картины.

Полинка и Маринка любят рвать малинку. У Влада – брат, Влад брату рад.

У Никиты - моток ниток.

У Матвея – билет на балет.

У Тимки и Димки новые ботинки.

На корабле, кроме Ромки, Егор и Артемка.

У Егора в огороде – репа, редька, помидоры.

Кто прокатит Катю на катере?

Дина на льдине, а Динка на льдинке.

Сеня во сне сидит на сосне,

Сидит на сосне Сеня во сне. Валерий припрятал проигрыватель и громкоговоритель.

У Митрофана – фортепьяно,

У Полины – пианино.

У фонтана – Ваня в кафтане.

Боря любит Любу, а Люба любит Борю.

У Тани – тайна, это Танина тайна.

Лора работала лаборанткой в лаборатории.

У Игната – ягнята.

Гена моргал, а Егор подмигивал. Георгий – брат Григория,

Григорий – брат Георгия.

Люсины бусы носят гуси.

Испугали Люсю бабусины гуси.

Настя и Костя отправились в гости.

Полина и Лиля лепили из пластилина.

Заключение.

Работа над четкой дикцией -один из самых сложных этапов театрального мастерства.

И именно данные упражнения-скороговорки помогают в тренировке движений речеобразующего органа.

Ведь именно дикция является средством донесения содержания произведения, выраженного в словестном тексте, и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии театрального образа.

Кому-то покажется мелочью работа над дикцией- это величайшее заблуждение.

«Мелочи создают совершенство, но совершенство не мелочь» -писал Микеланджело, подчеркивая этим, насколько существенны детали в любой работе, а в творческой особенно.

Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков, которые не даются малышу. Обычно это парные б-п, в-ф, р-л, свистящие и шипящие, х. Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной. А значит, когда он пойдёт в первый класс, ему не придётся при ответе у доски стесняться картавости, шепелявости или других дефектов дикции. К тому же умение быстро и чётко выговаривать скороговорки ему обязательно пригодится на уроках литературного чтения, которые в образовательной системе «Начальная школа XXI века» начинаются в первом классе. Увидев знакомое задание на скороговорки в учебнике «Литературное чтение», ваш малыш точно будет среди лучших чтецов!

Использованные интернет -ресурсы:

https://www.babyblog.ru/user/mama-dinara/3079241 © BabyBlog.ru

https://oratoris.ru/skorogovorki-dlia-rechi

https://lifehacker.ru/skorogovorki/

https://www.google.ru/search?q=для+чего+нужны+скороговорки&;newwindow=1&tbm=isch&source=iu&ictx=1&fir=hg1mu5_XmsLkoM%253A%252CtsUaeftg-UWvmM%252C_&vet=1&usg=AI4_-kR4zdIv3j8QWfTMgrsabFkjHsoBWQ&sa=X&ved=2ahUKEwiN2cvl_-LoAhUpwsQBHdnCBbkQ_h0wAnoECAoQCA#imgrc=hg1mu5_XmsLkoM

https://www.leludi.ru/uprazhneniya-po-stanis

https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-razvitie-dikci-v-rabote-nad-goloso-rechevym-aparatom-uprazhnenija-skorogovorki.html

Желаю удачи вам, дорогие дети и уважаемые взрослые!

Учитель-логопед высшей категории

МБУ Центр "Успех" г. Новошахтинск

Ростовской области

Сиряк Е. В.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речиДидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речи Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях умение логически мыслить и делать.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 2)Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 2) Хочу ещё раз обратиться к пособию, с которым ранее уже знакомила Вас – «Скороговорки в картинках». Работа с данным пособием организована.

Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 3). ИтогиПособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 3). Итоги Уважаемые коллеги, хотелось бы ещё раз обратиться к пособию для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках». О нём уже ранее шла.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Синквейн как средство для развития речи. Часть 1.Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Многие педагоги используют в своей работе дидактический.

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Библиотека изображений:

Публикация Скороговорки как средство развития речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Владимировна Сиряк на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Скороговорки как средство развития речи
Опубликовано: 24 февраля 2021 в 15:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД