МААМ-картинки

Сказкотерапия как метод адаптации дошкольников

Оксана Соченко
Сказкотерапия как метод адаптации дошкольников

Сказкотерапия как метод адаптации дошкольников

«У кого в детстве не бывает сказки,

тот вырастает сухим, колючим человеком,

и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,

и укалываются как о лист осота»

И. Токмакова

Публикация «Сказкотерапия как метод адаптации дошкольников» размещена в разделах

Не будет открытием ни для родителей, ни для воспитателей, что довольно часто поступление ребенка в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями ребенка и самих родителей, сопровождается изменением поведенческих реакций дошкольника и даже заболеваниями. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом. И поэтому, наша общая задача - воспитателей, психолога и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Работая воспитателем, я отметила, что дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.

Именно эти особенности легли в основу построения моего цикла занятий для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации с использованием метода сказкотерапии.

Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

С помощью сказкотерапии я стараюсь решить ряд задач:

• Развитие речи

• Снятие эмоционального и мышечного напряжения

• Снижение импульсивности и тревожности

• Развитие навыков взаимодействия

• Развитие внимания, восприятия, воображения

• Развитие общей и мелкой моторики, координации движений

• Облегчение адаптационного периода.

Данная здоровьесберегающая технология предусматривает следующие методы работы :

• чтение сказок;

• инсценировка сказки (кукольные спектакли);

• песочная и арт-терапия (рисование сказки на песке и бумаге).

Утром, по приходу в группу, малыша может встретить Петрушка, колобок и любой другой сказочный герой. Это отвлекает детей от расставания с родителями. Они с удовольствием играют, получают положительный эмоциональный настрой.

Есть у нас и свой ритуал - «вход в сказку». Обычно сказку вместе с детьми ищет сказочный герой, а найти ее можно найти в шкатулке, под «ковром- самолетом», принести его может тот же сказочный персонаж. Детям бывает очень интересно «отыскать» сказку, естественно, позабыв при этом о «слезном расставании» с мамой. И куда деваются плаксивость, крики, напряжение и тревожность малыша?

После этого проводится инсценировка сказки или ее чтение. Полезными для младших дошкольников являются беседы по содержанию сказки, ведь общеизвестно, что наша малыши – это «Почемучки».

- Подскажите, детки, из какой сказки наш герой и чему учит нас эта сказка

- Он испекся в русской печке,

-Покатился за крылечко.

-У него румяный бок.

-Это вкусный. (Колобок)

«Колобок» – учит ребенка тому, что нельзя одному уходить из дома;

«Волк и семеро козлят» – учит тому, что нельзя доверять незнакомым людям;

«Репка» – познакомит ребенка с понятием, что даже самый маленький может помочь в большом деле;

«Петушок золотой гребешок» – учит тому, что друзья всегда спасут от беды.

Метод сказкотерапии я реализую через театрализованную деятельность как ООД, как часть ООД, в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми. Стараюсь, чтобы сказкотерапия перекликалась с темой недели.

В своем цикле занятий для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации с использованием метода сказкотерапии, я стараюсь использовать:

- Игру-инсценировку (помогает развитию эмоциональной сферы ребенка, формированию умений излагать свои мысли, играть на аудиторию, активизации внимания. Расширяет и обогащает словарный запас детей. Формирует желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности).

- Настольный театр (помогает детям вспомнить знакомые сказки, вызывает желание рассказать о том, что случилось с героями произведений, развивает речь).

- Сказку на фланелеграфе (помогает стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние героя сказки, учит находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях, стимулировать детей, их инициативу).

- Картинки на картоне (помогает развитию связной речи детей, учит различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей, помогает развивать умение действовать согласованно, развивает мелкую моторику, координацию движений рук).

-Импровизацию (помогает установлению с детьми эмоционально-положительного контакта, развивает интерес к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации).

- Игру-имитацию (помогает формировать у детей имитационные движения в соответствии с текстом, развивает умение воспроизводить воображаемую ситуацию, развивает фантазию, способности к творческим проявлениям).

- Упражнения на релаксацию (помогают снятию психоэмоционального напряжения).

-Песочная и арт-терапия (рисование сказки на песке и бумаге).

Арт –терапия (от англ. Art. Искусство)-направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова-терапия изобразительным творчеством.

Я предлагаю детям работу со сказкой, сочиненной ими самими. Сказка разыгрывается в песочнице. Ребёнок сначала видит сказку, слышит, а потом имеет возможность ее ощутить (потрогать героев, построить дом и т. п., кроме этого имеет значение и песок, который заземляет негативную энергию ребенка и позволяет ему отвлечься от окружающей действительности.

А еще можно с помощью песка воздушные шары превратить в волшебные!

Заполнив, с помощью воронки, шарики влажным песком, завязываем узелок, а лишний длинный кончик можно отрезать. Шарик с мешком послушно превращается в детских руках во что угодно!

Когда шарик готов, можно проявить свою фантазию и нарисовать ему рожицу, привязать цветные нитки - волосы.

-Ну вот, наши детки даже стали волшебниками. Давайте немного поиграем с нашими волшебными шарами:

Если только захотим -

Что угодно смастерим.

Лепим, дети, колобок (круговые движения шарика между ладонями)

А теперь - теремок (пальцами придаем форму крыши)

Можно сделать разных рыб (сплюснуть шарик пальцами)

А можно даже белый гриб (придать форму ножки и шляпки гриба)

Шарики легко поддаются лепке, их приятно разминать в руках, можно превращать в разные фигурки. Занятия с такими шариками доставляют детям такую радость, что сразу проходят грусть и обида. Их можно использовать при проведении пальчиковой гимнастики, в ООД, в играх, в художественном творчестве.

Ну и, конечно же, я использую пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски.

Фон сказок состоит из произведений, рекомендуемых программой, подбирается по типу характера, но для этого возраста наиболее характерны сказки о животных.

Таким образом, я пришла к выводу, что использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Использование метода при комплексном его применении дают положительную динамику в плане адаптации к дошкольному учреждению.

Кроме того, сказка помогает ребенку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности.

Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике, развивает память и внимание. Дает ребенку чувство психологической защищенности, т. к. имеет в своем сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.

Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить развивает. Читайте детям сказки!

Публикации по теме:

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Интерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе дошкольниковИнтерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе дошкольников «Интерактивная песочница - инновационный метод в образовательном процессе дошкольников. " Информационные технологии становятся неотъемлемой.

Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников»Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников» К Международному дню сказок на Маам. Цель: создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов. В наш компьютерный.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Методическая разработка «Цветные квадраты-модели, как инновационный метод в обучении дошкольников» Работая в логопедической группе, я заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Консультация для педагогов по оздоровлению младших дошкольников в ДОУ «Рижский метод закаливания» Консультация для педагогов по оздоравлению младших дошкольников в ДОУ. Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как метод адаптации дошкольников
Опубликовано: 25 января 2021 в 14:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД