МААМ-картинки

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Наталья Асташкина
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Цель: Создать оптимальные условия для формирования духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста через сказку.

Задачи:

1. Знакомить детей с русскими народными сказками.

2. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

3. Развивать умения сравнивать и анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему и других поведению.

Публикация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника» размещена в разделах

4. Воспитывать доброжелательное, бережное отношение к книге.

Сказка - это удивительное по силе психологическое воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Сказка может помочь ребенку узнать мир,понять собственные его переживания. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь, бабушки пряли и рассказывали сказки, поучительные истории, в памяти малыша накапливались знания о жизни. К великому сожалению этот опыт утрачен. В наше «быстротечное» время взрослому некогда прочитать, рассказать сказку своему малышу, да не просто прочитать, а и осмыслить- чему учит она? Какой жизненный урок скрыт в ней? Родителям проще включить ребенку телевизор или компьютер и весь багаж жизненных ценностей он черпает из средств массовой информации, а не из книг. Вот и получаем в итоге «человека» с «искаженным» внутренним миром и поэтому мы часто встречаемся с различными проблемами и сложностями в воспитании детей. Ведь сказка настолько занимает прочное место в жизни ребенка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего человечность. Благодаря сказки дети познают мир, проявляют чуткость к чужому горю, сострадают, выражают свое отношение к добру и злу. Благополучный исход сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей.

Сказка – это среда для развития эмоционально – нравственного опыта ребенка помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые взрослые дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях современного мира наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающее сказочное действие из нравственно – поучительного в чисто развлекательное. Велики, возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Нравственное воспитание – одно из важнейших сторон воспитания, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности ребенка. Освоения дошкольником моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способствует ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учиться взаимодействовать с детьми, проходить первые этапы в своем нравственном развитии. Нравственное воспитание формируется через чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с изображением героев сказки и знакомства с ними; чтение стихов, потешек, сказок, показ настольного театра.

В своей работе читая художественное произведение, обращаю внимание детей на вежливых и не вежливых героев, учу их сочувствовать положительным героям, выражать свое отношение к ним. Некоторые произведения (сказки, потешки) использую в играх, произношу текст за персонажей, используя разные интонации голоса или звукопроизношение (волк – грубый голос, коза –мягкий и т. д.)На своих занятиях,в режимных моментах, в свободно – игровой деятельности часто применяю сказочные персонажи. Ведь сказка учит, она показывает детям, что нужно становится лучше и добрее, дети любят положительных героев, радуются им, подражают им. В сказке дети видят, как персонажи помогают друг другу, например в сказке «Репка», «Теремок». Герои сказки помогают друг другу, взаимодействуют друг с другом, дружат. А нам,для наших детей это очень важно, чтоб дети научились,дружить, делится игрушками, говорить вежливые слова так как они в силу своего возраста еще не умеют этого делать. Для этого ведется и работа с родителями, в родительский уголок выставляла советы под такими рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Читаем и играем», «Рисуем сказку». Проводились консультации на темы: «Воспитание трудолюбия и ответственности через сказку», «Какие сказки читать детям раннего возраста?». А так жев свободно- игровой деятельности и индивидуально играю с детьми в дидактические игры: расскажи сказку по картиночкам; показываю настольный театр: «Коза и семеро козлят», «Репка», «Теремок»; собирают сказку из пазлов. Дети любят сказки и с большим интересом слушают их и пытаются участвовать в их драматизации.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. И наша задача детского учреждения чтоб сказка жила, так как сказка является универсальным развивающим - образовательным средством, и не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли глубоко в душе и сердце ребенка.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника
Опубликовано: 14 декабря 2023 в 22:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД