МААМ-картинки

Рекомендации по организации работы по обучению связной речи детей среднего дошкольного возраста

Наталья Ирзина
Рекомендации по организации работы по обучению связной речи детей среднего дошкольного возраста

«СКАЗКА» КАК ВЕДУЩАЯ РОЛЬ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РЕКОМЕНДАЦИИ)

Работая с детьми, наблюдая за ними, я пришла к выводу, что у детей пятого года жизни возрастает интерес к народным сказкам.

Важная ценность среднего дошкольного возраста заключается в высокой эмоциональной отзывчивости на художественное слово.

Публикация «Рекомендации по организации работы по обучению связной речи детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

В этом возрасте дети могут самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях любимых сказочных героев. Они с удовольствием участвуют в инсценировках. Через совместные обсуждения прочитанных сказок дети учатся воспроизводить сюжет, называя главных героев и высказывают свое отношение к ним.  Сказки раскрывают перед детьми выразительность и меткость языка, показывают, насколько разнообразна и богата родная речь живыми и образными выражениями.

Сказка дает нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представления о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка.

Методические рекомендации по организации работы в данном направлении с детьми данной возрастной группы.

1. Развитие потребности в общении ребенка с окружающими его взрослыми и ровесниками.

«Дошкольник постоянно находится в ситуации общения, пользуясь при этом ограниченным запасом языковых средств (фонетических, грамматических, лексических, и именно наличие сформированной потребности в общении с взрослыми и сверстниками побуждает его к накоплению определенного количества языковых и невербальных средств, владение которыми способствует достижению взаимопонимания с теми, кто ее окружает» [5, с. 245].

2. Применение в воспитательно-образовательном процессе обучения связной речи всего разнообразия методов и приемов, в числе которых «утренние ритуалы приветствия, коммуникативные поручения, разговоры и беседы воспитателя с детьми и организация разговоров между детьми, создание проблемных ситуаций, составление писем, разыгрывание художественных текстов в форме игры – драматизации, словесные дидактические игры, подготовка и проведение праздников, развлечения, дни рождения, дни ребенка, организация совместных видов деятельности и общения детей в процессе их выполнения, моделирование ситуаций общения на занятиях, организацию общения между детьми разного возраста» [1, с. 214].

3. Создание в группе доброжелательной атмосферы.

«Создание доброжелательной атмосферы в группе посредством установления партнерских эмоционально-личностных отношений с каждым ребенком благоприятно влияет на развитие потребности в речевом общении, на усвоение детьми адекватных способов достижения взаимодействия с окружающими людьми» [3, с. 83].

4. Реализация персонального подхода к каждому ребенку с учетом индивидуального уровня развития связной речи.

Н. Шилина отмечала, что «основой реализации принципа речевой направленности обучения является учет в процессе обучения языку индивидуальных особенностей развития коммуникативной деятельности. Удачное определение темы разговора побуждает детей делиться впечатлениями, высказываться. К приемам индивидуализации обучения языку и речевому развитию относятся: дифференциация задач, гибкое использование приемов руководства речевой деятельностью (речевой образец, пример, совет, подсказка, указание, грамотный выбор игровых речевых ситуаций, дидактических упражнений, игр, используемой наглядности, продуманное распределение ролей» [ 4, с. 214 ].

5. Активизация речевого общения детей в разных видах деятельности, особое внимание при этом обращается на способы представления нового языкового материала, организацию и планирование речевого занятия.

Следовательно, воспитатель должен обеспечить овладение детьми коммуникативными действиями, в числе которых: умение ориентироваться в ситуации общения в контакте с собеседником; умение осуществлять отбор содержания и формы высказывания, более уместной для достижения коммуникативной цели; умение управлять невербальными средствами.

6. Обеспечение в процессе речевого развития взаимосвязи различных видов деятельности дошкольников также должно осуществляться путем активизации (побуждение детей к пояснительной речи, составление рассказов - описаний, рассказов - рассуждений, составление рассказов и сказок, речевые игры, коллективная творческая деятельность детей).

7. Развитие тонкой (мелкой) моторики пальцев рук, по мнению большинства исследователей «стимулирует речевое развитие: совершенствование артикуляционных движений, умение подражать взрослому; улучшение слухового внимания и уровня понимание речи; кисти рук и пальцы приобретают силу, гибкость, хорошую подвижность» [2, с. 68].

8. В процессе составления рассказа по сюжетной картине применять нетрадиционные приемы восприятия изображения, в числе которых могут использоваться:

а) игровые творческие и логические задания;

б) виртуальные диалоги между живыми и неживыми сюжетными персонажами картины, способствующие мысленному «вхождению» в сюжет, изображенный на картине;

в) перевоплощение в конкретный сюжетный персонаж картины (вхождение в образ);

г) использование пантомимы для передачи своего образа;

д) рассказ от имени одного из персонажей картины;

е) составление описательных рифмовок и загадок по сюжету картины;

ж) игры-драматизации по содержанию картины.

9. Использование в процессе обучения связной речи метода командного составления рассказа.

Применение данного метода способствует активизации процесса развития связной речи, усвоению структуры высказываний, привлекает внимание детей к оценке собственной речи и высказываниям своих сверстников, поскольку в команде дети не ощущают себя одинокими, личностный вклад каждого члена команды соответственно будет меньшим, посильным для всех детей, благодаря этому участие в составлении рассказа принимают практически все дети. Командный рассказ – это эффективный способ обеспечения не только высокой речевой активности большого количества детей, но и развития связности высказываний и стимулирования детского творчества (каждая команда не копирует предыдущий рассказ, а составляет собственный).

Предложенные рекомендации организации работы по обучению детей связной речи будут способствовать повышению уровня развития связной речи детей, формированию навыков сравнения и обобщения, формированию умений вербализации производимых действий и отдельных видов деятельности в форме развернутых связных высказываний, закреплению навыков инициативы и самостоятельной работы.

Используемая литература

1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М. М.  Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2012. – 410 с.

2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 2011. – 255 с.

3. Калугина, Л. А. Современные технологии развития связной речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Калугина // В сборнике: Психолого-педагогический, социальный и управленческий аспекты реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – 2018. – С. 77-78.

4. Чумаков, Н. А. Взаимосвязь дидактических игр и уровня развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Чумаков, Н. Н. Югова // В сборнике: Наука в современном информационном обществе. – 2018. – С. 58-61.

5. Хрестоматия по теории и методике развития речи [Текст] / под ред. М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной. – М. : Академия, 1999. – 460 с.

Публикации по теме:

Консультация «Методические рекомендации по обучению катанию на велосипеде детей дошкольного возраста»Консультация «Методические рекомендации по обучению катанию на велосипеде детей дошкольного возраста» Консультация для родителей, воспитателей, инструкторов по ФК «Методические рекомендации обучению катания детей дошкольного возраста на велосипеде».

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации по организации работы по обучению связной речи детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 января 2023 в 22:04
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации по организации работы по обучению связной речи детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ирзина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД