МААМ-картинки

Сказка как средство развития эмоционального интеллекта дошкольников

Клюева Анастасия
Сказка как средство развития эмоционального интеллекта дошкольников

Аннотация:

Настоящая статья освещает проблему развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста посредством применения сказок. Описываются приемы работы со сказкой.

Ключевые слова:

сказка, эмоциональный интеллект, выразительность.

Публикация «Сказка как средство развития эмоционального интеллекта дошкольников» размещена в разделах

На современном этапе развития дошкольного образования актуальным является вопрос о развитии эмоционального интеллекта, явления, объединяющего в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Уровень эмоционального интеллекта современного человека зачастую определяет успех его самореализации в обществе. Уделять время на его развитие следует уже с ранних лет.

Среди эффективных методов развития эмоционального интеллекта ведущее место мы отводим сказке. Это традиционное средство, позволяющее в доступной для ребенка форме познать себя, окружающий мир, приобщиться к реалиям общества, в котором происходит его развитие.

Сказка как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она

заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом

чувствовать.

Сказка - один из основных, древнейших жанров устного народного

творчества, преимущественно прозаическое произведение волшебного,

авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора.

Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества

воспроизводит мир во всей его целостности, сложности, гармонии и красоте.

Сказка связана с действительностью, определяющей идейное содержание,

язык, характер сюжетов, мотивов, образов.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих

героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко

представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и

взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны,

которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей:

добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные

герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь

нуждающимся, красивы душевно и физически.

С погружением в мир сказки, эмоциональный интеллект ребенка развивается весьма продуктивно. Ребенок активно сопереживает главным героям, ставит себя на их место, вербализирует эмоции естественным образом в процессе монологов и диалогов. Помимо этого, активно развивается способность к эмоциональному воображению : ребенок вместе с героем проживает все происходящее, опирается на свой прошлый эмоциональный опыт.

Благодаря сказочным волшебным перевоплощениям, когда неодушевленные объекты отождествляются с живыми людьми, дети имеют прекрасную возможность абстрагироваться от реальности. Эта особенность является очень важной составляющей в процессе выражения ребенком собственных эмоций, позволяя скованному малообщительному малышу, раскрыться, поскольку в этой ситуации он говорит не за себя, а за определенный предмет.

Огромную роль в сказке играет описание обликов героев, благодаря которому ребенку предоставляется возможность узнать их силу, характер, чувства и переживания. Формула повествования в ключе «Ни в сказке сказать, ни пером описать» позволяет ребенку самостоятельно додумать эмоциональное содержание некоторых ситуаций, таковых как душевное состояние героев.

Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда

заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно

возвращаясь к тексту сказки.

Например: сказка «Репка» учит дошкольников

быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает в

лес одним ходить нельзя – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не

отчаивайся, старайся найти выход из сложившейся ситуации; сказки

«Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей

звучит в сказках «Гуси-лебеди», «сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,

«Снегурочка».

Положительные герои наделены в сказках силой, мужеством, упорством,

честностью и другими высоконравственными качествами. Самый популярный

герой – Иван Царевич («Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки»

и др.)

Благодаря вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что средства выразительности, используемые в сказках, достаточно эффективны в плане развития эмоциональной сферы детей, но в то же время для полноценного ее развития недостаточно просто прочесть или пересказать ту или иную сказку. Именно поэтому педагог должен владеть различными приемами работы со сказкой.

В процессе работы со сказкой формирование эмоциональной сферы

ребенка происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи.

Активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов,

обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Пересказ сказок

формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую

речь. В результате целенаправленной работы над эмоциями детей речевые

контакты в системе "ребенок - ребенок" и "ребенок - взрослый" становятся

более живыми, яркими. Дети осваивают возможности вербально выражать

свои чувства. Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в

обиход ребенка установленные формы вежливого обращения (здороваться,

благодарить, просить прощения и т. д.).

Публикации по теме:

Увлекательная игра для эмоционального развития дошкольников «Эмоции»Увлекательная игра для эмоционального развития дошкольников «Эмоции» Игра «Эмоции» знакомит детсадовцев с разными чувствами, выражением их через изменение мимики и интонации, язык жестов и телодвижений. Эмоциональное.

Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс.Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс. Все мы знаем, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре дети развиваются и узнают много нового.

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций»Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! - Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.

Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта»Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Опыт работы на тему: «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Если обратиться к стандарту дошкольного образования,.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Библиотека изображений:

Публикация Сказка как средство развития эмоционального интеллекта дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Клюева Анастасия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сказка как средство развития эмоционального интеллекта дошкольников
Опубликовано: 8 декабря 2021 в 13:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД