МААМ-картинки

Система работы по воспитанию безопасного поведения на улицах города в рамках отряда ЮИД

Айгюль Хадыева
Система работы по воспитанию безопасного поведения на улицах города в рамках отряда ЮИД

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Ласточка»

Воспитатели : Хадыева А. Р

г. Мегион

Содержание

Введение…3

1. Практическая часть

1.1 Аналитический этап…. 5

1.2 Подготовительный этап…5

1.3 Основной – формирующий этап….6

1.4 Заключительный этап…7

Список используемых ресурсов….9

Приложение….10

Введение

Публикация «Система работы по воспитанию безопасного поведения на улицах города в рамках отряда ЮИД» размещена в разделах

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. В этой большой и сложной работе особо выделяется воспитание безопасного поведения на улицах и дорогах. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах города. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводится планово, систематически, охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные теоретические знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. В связи с этим, изучение правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над данным проектом, направленная на формирование безопасного поведения на улице посредством ознакомления с правилами дорожного движения. Освоение правил безопасного поведения на улицах города способствует становлению произвольного поведения, умения самостоятельному передвижению по дороге.

Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы : уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

Эту проблему рассматривают многие педагоги. При разработке данной программы мы опирались на теоретические положения в области ПДД (А. М. Якупов, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стряпкина, М. Д. Маханева, О. Морозов, В. Фаляхова и др.

Создание в дошкольном учреждении отрядов юных инспекторов

дорожного движения (далее – ЮИД) является одним из эффективных способов формирования

у детей дошкольного возраста навыков дисциплинированного пешехода, культуры безопасного поведения на улицах и дорогах. Отряды ЮИД – это добровольное детское объединение, целью которого является формирование у детей углубленных знаний правил дорожного движения и умения их использовать в ситуациях повседневной жизни.

Работа дошкольной образовательной организации по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии ее сотрудничества в этом вопросе с родителями. При налаживании такого сотрудничества важно помнить, что оно не должно носить декларативный и назидательный характер. Поэтому осуществляя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с семьями воспитанников, нужно строить контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими в процессе ее усвоения.

Отмечают, что наиболее эффективной формой обучения и воспитания личности безопасного типа является деятельность отрядов юных инспекторов дорожного движения (ЮИД).

Несмотря на эффективную форму организации деятельности в рамках отряда ЮИД применяют в ДОУ не часто. Поэтому вопросы формирования безопасного поведения детей на дорогах города с использованием отрядов ЮИД является актуальной.

Цель: формирование культуры безопасного поведения детей на улицах и дорогах,

снижение детского дорожно - транспортного травматизма посредством использования работы

детей в рамках отряда ЮИД.

Задачи:

1. Организовать отряд ЮИД в группе.

2. Определить уровень знаний детей в вопросах дорожного движения

3. Разработать систему мероприятий отряда ЮИД с использованием разных форм организации

детской деятельности.

4. Определить эффективность работы по формированию культуры безопасного поведения

детей на улицах и дорогах, посредством участия в отряде ЮИД.

Работа в рамках отряда ЮИД основывалась на следующих принципах:

- Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда».Чем меньше возраст, тем легче формировать у детей социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т. д. Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.

- Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – дорожно-транспортного происшествия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде;

- Принцип возрастной безопасности. У детей довольно рано появляется стремление самостоятельно гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду и то, что у детей наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, легкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлеченностью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций;

- Принцип социальной безопасности. Дети должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих;

-Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только обучающихся, но и их родителей.

Отличительными особенностями деятельности детей в рамка отряда ЮИД являются :

- создание условий для свободного выбора форм деятельности отряда ЮИД;

- многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы, склонности и потребности которые необходимы членам отряда ЮИД;

- системно - деятельностный характер содержания плана работы отряда направлен на организованную работу отрядов ЮИД;

- личностно-ориентированный подход к участникам отрядов ЮИД и другим детям, создание «ситуации успеха» для каждого;

- применение таких средств, определения результативности продвижения ребенка в границах избранных им видов деятельности, области знаний, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

1. Практическая часть

Работа детей в рамках отряда ЮИД по формированию безопасного поведения детей на дорогах города проводилось поэтапно:

- аналитический,

- подготовительный,

- основной,

-заключительный.

В каждом этапе решались соответствующие задачи.

2.1. Аналитический этап.

Задача: Определить уровень знаний детей правил дорожного движения.

Для констатации уровня сформированности знаний детей была проведена диагностика.

В диагностике участвовали – 26 детей, которые являлись участниками отряда ЮИД

Результаты показали, что 6 детей имеют низкий уровень сформированности безопасного поведения на улице и знаний дорожного движения, 16 детей показали средний уровень, т. е. знания имеются, но неустойчивые, лишь 4 детей правильно ответили на все предложенные вопросы.

Чтобы определить отношение родителей к вопросам безопасности жизнедеятельности детей и создания единого образовательного пространства родителям были предложены анкеты. Результаты проведенного мониторинга показали, что все родители считают вопросы безопасности жизнедеятельности детей важными актуальными и своевременными, 8 родителей не знают эффективных методов и форм по формированию у детей безопасного поведения и не считают, что использование отряда ЮИД является эффективной формой организации детской деятельности.

2.2. Подготовительный этап.

Задачи:

- Разработать план работы отряда ЮИД.

- Создать РППС, способствующей лучшему и практическому освоению знаний правил безопасного поведения на дорогах города

- Создать единое образовательное пространство по решению поставленной задачи.

Был разработан перспективный план отряда ЮИД с использование различных форм организации, с учетом связей с социумом и инспекторами ГИБДД ОМВД по г. Мегиону.

Развивающая среда пополнена различными играми, атрибутами, макетами дорог, костюмами к сюжетно-ролевым играм по данной тематике, иллюстративным материалом.

Для создания единого педагогического пространства и повышения компетенции родителей в вопросах правил дорожного движения было организовано родительское собрание с участием инспектора ДПС «Я и мой ребёнок на улице», проведены беседы и консультации. В родительском уголке была размещена информация: «Посмотри налево - посмотри направо», «Взрослые – пример для детей в поведении на дороге», памятка «Грамотный пешеход».

2.3. Основной – формирующий этап.

На основном этапе работа проводилась по нескольким блокам:

1 блок - «Я - грамотный пешеход»;

2 блок - «Учимся – играя»;

3 блок – «Я - юный друг инспектора ГИБДД»;

4 блок - «Делай как я, делай лучше меня».

Задачей 1 блока «Я - грамотный пешеход» являются:

- уточнение и обогащение знаний детей о правилах дорожного движения

- знакомство с функциями членов отряда ЮИД.

Деятельность детей и родителей в рамках поискового блока была направлена на нахождение информации о происхождении знаков дорожного движения, о том когда впервые появились регулировщики, когда и где были разработаны первые правила дорожного движения.

Подбирался иллюстративный материал о различных дорожных ситуациях, стихи, загадки о дорожных знаках. Параллельно проводилась работа по расширению и уточнению у детей представлений о дорожных знаках, их значении в жизни человека, например:

«Знакомство со светофором», «Путешествие в страну дорожных знаков»; классификации дорожных знаков: НОД «Поможем Смешарикам», беседа «Виды перекрестков».

Для того, чтобы познакомить детей с работой регулировщика были изготовлены схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?» проведена беседа «Что вы знаете о работе инспектора ГИБДД». Чтение таких произведений, как «Дядя Степа» С. Михалкова, «Посмотрите постовой!» Я. Пишумова сформировало у детей представление о нужности и важности труда работников ГИБДД.

Расширялись знания детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках и с помощью дидактических игр: «Знаешь ли ты знаки», «Какой знак потерялся?», «Виды перекрестков» и др. На специальных занятиях дети рассматривали картины с различными дорожными ситуациями, «Как избежать неприятностей», «Правильно - неправильно», анализировали и делали выводы

В процессе рассматривания плакатов совершенствовались и уточнялись знания о структуре, назначении каждой ее части. Для уточнения знаний детей о дорожных знаках и правилах безопасного поведения использовалась художественная литература А. Дорохова «Красный, желтый и зеленый», С. Михалкова «Скверная история», Н. Мигунова «Запомнить нужно знаки дорожного движения», О. Бедаревой «Азбука безопасности».

Проведенная работа в рамках данного блока позволило пробудить эмоциональную заинтересованность детей в познании ПДД.

2 блок - «Учимся – играя»

Деятельность детей в рамках второго блока была направлена на совершенствование умений детей использовать полученные знания в дорожных ситуациях. С этой же целью использовались развивающие игры, где дети, пользуясь карточками с условными обозначениями дорожных знаков, находили дорогу к объекту, например: «Угадайка»; наглядное моделирование опасных и безопасных ситуаций «На дороге авария», «Старушка переходит дорогу» и др. ; дидактические игры «Что будет если?».

Полученные знания дети использовали в сюжетно-ролевых: «Пешеходы и водители», «Правила движения»; строительных, «Улицы нашего города»; и дидактических играх: «Смекай и играй» и т. д.

Родителям на данном этапе были предложены консультации «Посмотри налево-посмотри направо», «Взрослые - пример для детей в поведении на дороге», памятка «Грамотный пешеход». Работа творческого блока была наполнена различными творческими поделками, рисунками и др. Например, родителями совместно с детьми и воспитателями изготовлен макет городского квартала с набором дорожных знаков, макеты светофоров; составлены схемы безопасного пути от дома к детскому саду. Пополнены атрибутами (напольными дорожными знаками, формой работников дорожной полиции, водительскими удостоверениями и т. д.) сюжетно – ролевые игры. Дети научились в своих работах отражать знания и представления о ПДД. Творческие способности и фантазию дети проявили в придумывании и изображении необычных дорожных знаков; лепке, аппликации. Родителями и воспитателями был разработан и показан детям кукольный спектакль «Путешествие друзей в большом городе» по ПДД.

3 блок – «Я - юный друг инспектора ГИБДД»

В рамках этого блока проводились мероприятия, имеющие агитационный характер. Эти мероприятия проводились среди детей детского сада, а также в социуме: в МОУ СОШ №3, на улицах города, в учреждениях, на родительских собраниях.

Выступление агитбригады отряда ЮИД проводились в рамках месячника дорожной безопасности перед воспитанниками групп для детей от 3 до 5 лет, а для детей 5 до 6 лет инсценировка «Где на улице опасно. На улицы города члены отряда ЮИД распространяли памятки и листовки по соблюдению ПДД. Агитбригада выступила с театральной постановкой по ПДД для детей старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста.

4 блок – «Делай как я, делай лучше меня».

В рамках данного блока проводились мероприятия в форме развлечения «Грамотный пешеход», на котором родители и дети представляли свои продукты проекта (макеты, рассказы, фотовыставки и др., а также состязались в знаниях правил безопасного поведения на дорогах города. Также была проведена викторина в форме вопросов «Ответь на вопрос «Да, нет».

Юные инспекторы движения участвовали в викторине «Знатоки правил дорожного движения». Совместно с родителями была проведена выставка творческих работ «Мы – пешеходы»

2.4 этап. Заключительный.

На заключительном этапе была проведена итоговая диагностика, результаты которой были следующими:

20 детей имеют средний уровень сформированности безопасного поведения на улице и знаний дорожного движения.

6 детей – высокий уровень, они правильно ответили на все предложенные вопросы.

У детей:

-сформированы знания о правилах поведения на дорогах города;

-сформировано осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения;

-научилисьнаходить пути решения в ходе анализа предложенных ситуаций на дорогах;

-научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках.

По результатам диагностики сделаны выводы об эффективности проведенной работы в рамках отряда ЮИД.

При повторном анкетировании родителей было установлено, что у них всех имеется понимание необходимости соблюдения ПДД для сохранения здоровья и жизни детей.

Только совместными усилиями воспитателей и родителей, стало возможным, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Данный вид деятельности с детьми - одна из форм организации на практике системы деятельности родителей и воспитателей по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Результаты мониторинга показал, что такая работа по обучению детей правилам дорожного движения дала, положительные результаты, самое главное то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. И работу в данном направлении необходимо продолжать.

Список используемых ресурсов

1. Интернет- ресурсы

2. Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения»- М. : Просвещение, 2007

3. Развивающая игра «ПДД для маленьких», 2008

4. Набор плакатов «Дорожная азбука»- М. : КЕДР,2009

5. Детская обучающая программа «Азбука безопасности на дороге». Диск, 2009

6. Обучающая настольная игра «Веселый пешеход». 2010

7. Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора»(ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения) Мозаика –Синтез Москва 2008

8. Котельникова Г. Н. 2Материалы окружного конкурса работы дошкольных образовательных учреждений «Зеленый огонек» Ханты-Мансийск 2002

9. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3-е изд., дополн. – М. :ТЦ Сфера, 2012.- 64 с.

10 Р. Ш. Ахмадиева, С. А. Бикчентаева, М. Х. Валиев, Е. Е. Воронина и др. \ Под общей ред.

11. Р. Н. Минниханова, Д. М. Мустафина. Казань: Обучение мл. школьников правилам безопасного поведения на дороге/ Сост. : ГУ «НЦ БЖД», Казань 2009. – 464 с.

Публикации по теме:

Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Фотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогахФотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогах Фоторепортаж "Азбука дорожного движения" в рамках "Недели безопасного поведения на дорогах".Проблема безопасности дорожного движения на.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Конспект НОД в подготовительной группе «Безопасность на улицах города» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность Возрастная группа:.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Перспективное планирование по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах Примерное перспективное планирование работы по обучению детей младшей группы правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Примерная.

Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Сентябрь Дорожная безопасность Чтение.

Уголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогахУголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах В нашем детском саду прошел смотр конкурс уголков по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Цели смотра конкурса: * формирование.

Библиотека изображений:

Публикация Система работы по воспитанию безопасного поведения на улицах города в рамках отряда ЮИД (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Айгюль Хадыева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Система работы по воспитанию безопасного поведения на улицах города в рамках отряда ЮИД
Опубликовано: 17 января 2020 в 20:24
+71Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД