МААМ-картинки

Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста

Демина Оксана Александровна
Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста

«Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи».

Обоснование актуальности проблемы:

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что в настоящее время предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких- либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют : уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%, которая становится причиной роста функциональных (до 70 %) и хронических (до 50 %) заболеваний.

Публикация «Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Более 20 % детей имеют дефицит массы тела. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно- двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий – болезни нервной, дыхательной, костно- мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии.

Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и другие). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто - либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие. Родители хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными, умными. Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.

Главная задача педагогов дошкольных групп и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать у детей разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего возраста. Воспитание здорового ребенка – одна из основных задач современного ДОУ, решение которой зависит от правильной организации педагогического процесса.

Проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Гигиеническое воспитание – это основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни. Н. Е. Веракса программа «От рождения до школы», по которой работают наши дошкольные группы, предусматривает в своей Программе охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса. Таким образом, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) 30.08.2013 N1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам предписано, что в Обязательной части Основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны содержаться следующие разделы: содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность" и других областей. Следовательно, одним из основных направлений деятельности дошкольного учреждения является организация работы по освоению образовательной области «Здоровье» с целью охраны здоровья детей и формированию основ культуры здоровья. Нетрадиционный подход к решению данной проблемы и обусловил создание педагогическим коллективом наших дошкольных групп проекта «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС», который является частью Основной общеобразовательной программы, формируемый участниками образовательного процесса. Проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС» (приказ №115/1 от 30.10.2020г.) разработана в соответствии с :

-Федеральный закон «Об образовании и в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N273

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

-«Санитарно –эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Сан ПиН 2.4.1.3049-13);

-Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»

-Образовательным программам дошкольного образования.

-Устав БОУ «Колосовская СШ»

-Основная образовательная программа дошкольного образования БОУ «Колосовская СШ»

Цель Проекта:

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, через систему знаний и представлений об окружающем мире, о необходимости соблюдения правил ЗОЖ, привлечение родителей к решению оздоровительных задач.

Задачи Проекта:

-Модернизация системы управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития;

-Совершенствование системы здоровосберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников;

-Повышение качества образования в Учреждении через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникативных;

-Обеспечение эффективного, результативного и постоянного роста профессиональной компетенции коллектива учреждения;

-Повышение эффективности взаимодействия педагогического коллектива дошкольных групп и родителей.

Теоретическая база:

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, психологии (О. С. Осадчук, экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарникова, О. Ю. Толстова, О. С. Шнейдер и др.). Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни – процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

В то же время анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях. Исследованиями Е. А. Пимоновой установлено, что занятия в объеме программы по физической культуре направлены главным образом на освоение определенного объема двигательных навыков и не способствуют эффективному воспитанию основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста. По мнению А. Б. Лагутина, работа по единой, жестко регламентированной «Программе воспитания и обучения в детском саду», неизбежно приводит к единообразию форм и методов воспитания и обучения, ограничивает возможности педагогического творчества, ориентирована на унифицированный стандарт в воспитании ребенка, игнорируя индивидуальные особенности развития.

Система управления : совершенствование системы управления, ориентированной на качество предоставляемых образовательных услуг

Система образовательной деятельности: Сохранение и укрепление положительной динамики состояния здоровья воспитанников, создание здоровьесберегающей среды : благодаря проектированию и реализации профилактической работы, коррекции нарушений в физическом развитии, приобщение детей к здоровому образу жизни и овладение ими разнообразными видами двигательной активности.

Система работы с педагогами : повышение уровня информационной, коммуникативной, профессиональной компетентности педагогов ДОУ; повышение уровня самообразования педагогов; повышение уровня эффективного взаимодействия с родителями обучающихся;

положительная динамика в осуществлении здоровьесберегающей и коррекционно-развивающей деятельности в работе с детьми; рост профессиональной культуры педагогов, повышение компетентности в области применения ИКТ, игровых и проектных образовательных технологий; обобщение.

Система работы с семьей : совершенствование форм взаимодействия с семьями воспитанников, направленной на усиление родительской активности и ответственности родителей за воспитание детей, выявление лучшего опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей (законных представителей) в установлении партнерских отношений.

Система взаимодействия ДОУ с социальными партнерами: реализация системы социального партнерства.

Структура Проекта включает три этапа:

№ этап сроки цель этапа

1 подготовительный январь - сентябрь 2021 г. разработка и принятие локальных нормативно-правовых актов, внедрение Проекта

2 реализующий сентябрь 2021 г. – сентябрь 2025 г. реализация мероприятий Проекта

3 заключительный Сентябрь – декабрь 2025 г. подведение итогов и анализ работы по реализации Проекта

Предполагаемые результаты реализации Проекта:

1. Снижение заболеваемости воспитанников.

2. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

3. Повышение уровня адаптации детей к современным условиям жизни.

4. Овладение дошкольниками навыками самооздоровления.

5. Повышение уровня материально-технического оснащения ДОУ.

6. Создание системы взаимосвязи и сотрудничества с родителями.

7. Формирование здорового образа жизни в семье.

Публикации по теме:

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Конспект занятия по укреплению здоровья детей во второй младшей группе «Урок здоровья для Бабы Яги»Конспект занятия по укреплению здоровья детей во второй младшей группе «Урок здоровья для Бабы Яги» Цель: сохранение и укрепление здоровья детей. Задачи: - -Вызвать у детей эмоциональный отклик и дать положительный заряд на предстоящий.

Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возрастаОпыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Попова валентина Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Перед нами, дошкольными работниками.

Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей Физическое воспитание ребёнка в семье Долг родителей – укрепить здоровье ребёнка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского.

Педагогический проект «Здоровейка-неболейка» по укреплению здоровья детей посредством игрового массажаПедагогический проект «Здоровейка-неболейка» по укреплению здоровья детей посредством игрового массажа Проект «Здоровейка-неболейка» Введение. Физическое развитие-один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно.

Консультация «Работа по укреплению здоровья детей. Физминутки» Работа по укреплению здоровья детей. В соответствии с главными требованиями современного стандарта дошкольного образования (ФГОС) вся педагогическая.

Работа по укреплению здоровья детей. Гимнастика пробужденияРабота по укреплению здоровья детей. Гимнастика пробуждения Работа по укреплению здоровья детей. Гимнастика пробуждения Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение.

Работа по укреплению здоровья дошкольника «Дыхательная гимнастика» Работа по укреплению здоровья дошкольника. Дыхательная гимнастика. Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем у'же.

Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками Название потешки, пестушки Методы и приемы Взаимосвязь с другими видами деятельности «Огуречик» Чтение потешки, рассматривание иллюстраций.

Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре в совместной работе по укреплению здоровья детейВзаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре в совместной работе по укреплению здоровья детей Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – желание родителей и одна из ведущих задач ДОУ. Вопросам физической культуры дошкольников.

Библиотека изображений:

Публикация Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Демина Оксана Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 декабря 2022 в 07:26
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД