Лучший педагог года

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на улицах города

Светлана Осокина
Система работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на улицах города

Введение.

В системе дошкольного образования произошли серьезные изменения.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Именно дошкольное образование является особенно важным для формирования личности ребенка, его дальнейшей судьбы.

Во-вторых, принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, который введен в действие с 01.01.2014г.

Публикация «Система работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на улицах города» размещена в разделах

Стандарт включает в себя требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, условиям реализации указанной программы и результатам ее освоения детьми. Содержание ООП должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие - образовательные области:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Все эти изменения поставили педагогов ДОО перед необходимостью по-новому выстраивать образовательное пространство.

Наше Учреждение работает по основной образовательной программе МБДОУ д/с № 17 «Ягодка». Достижение целей и задач образовательной программы осуществляется с помощью авторской комплексной программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Одним из приоритетных направлений работы в ДОО является «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (одно из направлений Области «Социально-коммуникативного развития» в соответствии с ФГОС ДО).

ОО «Социально-коммуникативное развитие» :

патриотическое воспитание

трудовое воспитание

развитие игровой деятельности

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Постоянная непрерывная работа по всем четырем направлениям данной области способствует социально-коммуникативному развитию каждого ребенка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым. Способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и стремиться к их выполнению.

Более подробно я остановлюсь на одном из направлений образовательной области – «Формирование основ безопасного поведения», а точнее – безопасного поведения на улицах города.

Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и осознанных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

Актуальность темы.

Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия и требует внимания родителей и педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с дошкольного образования.

Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Необходимо дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, ведь безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Принципы организации образовательного процесса:

Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции. \

Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Основные направления работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности, в т. ч. на улицах города.

Работа с педагогическим коллективом;

Работа с родителями;

Работа с детьми;

Работа с социальными партнерами.

Задачи:

создать в педагогическом коллективе атмосферу значимости по проблеме «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».

повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

формировать у детей практические навыки поведения в различных ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.

активизировать внимание родительской общественности к решению задач по обучению детей дорожной азбуке.

организовать развивающую предметно – пространственную среду в ДОО по проблеме БДД.

привлечь к взаимодействию органы образования, здравоохранения, организации социума.

Работа с педагогическим коллективом.

Для повышения педагогического мастерства воспитателей:

создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников, проводится диагностика знаний педагогов по теме;

подбирается методическая литература для воспитателей, рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды по теме;

проводятся консультации, беседы, педсоветы, диспуты, деловые игры, анкетирование, семинары-практикумы, мастер-классы, конкурсы педагогического мастерства, методические недели;

обсуждается планирование работы по формированию у детей безопасного поведения, изучается передовой опыт организации работы с детьми по привитию им навыков безопасной жизнедеятельности;

нормативно-правовое обеспечение и изучение новых документов.

Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании.

Работа с родителями воспитанников.

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.

Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в ДОО. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.

Работа с родителями включает в себя:

разработку плана сотрудничества с семьей по данной проблеме;

анкетирование, опросы: «Мой взгляд на безопасность», «Причины дорожно-транспортных происшествий» и др. ;

размещение информации о безопасности воспитанников на сайте нашего дошкольного учреждения;

ознакомление родителей с паспортом безопасности ДОО, с пропускным режимом, так же информирование о наличии охранной системы («Тревожной кнопки» и «Системы автоматической пожарной сигнализации»).

Возможны следующие формы работы педагогов с родителями:

организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;

ознакомление родителей с работой детского сада по формированию безопасного поведения в быту, социуме, природе (открытые просмотры образовательной деятельности, акции, тематические видеофильмы);

организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, инспектора дорожной полиции, пожарного и т. д.);

проведение консультаций, семинаров, вечера развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых;

вовлечение родителей в различные акции, конкурсы, соревнования.

Наряду с традиционными воспитатели используют и инновационные методы работы. В первую очередь это метод проектной деятельности. Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели. В каждой возрастной группе воспитателями совместно с родителями разработаны проекты по основам безопасности жизнедеятельности.

Работа с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

Главная цель работы - формирование у детей основ безопасного поведения на улицах города.

Она реализуется путем решения нескольких задач:

усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения на улице;

формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;

развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;

воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах города ведется в нашем ДОО в системе постоянно. Она входит логическим элементов во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал, через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения на дорогах города.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на дорогах города играют современные средства ИКТ (информационно-коммуникативные технологии, с их помощью воспитатели осуществляют инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи:

воспитательные,

развивающие,

обучающие.

Не мало важное значение имеют и условия для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности :

микроклимат в ДОО;

РППС;

игровая среда.

Формы организации деятельности детей дошкольного возраста :

организованная образовательная деятельность детей (НОД, открытые просмотры);

совместная деятельность взрослых и детей (досуги, развлечения, игры, и пр.);

свободная самостоятельная деятельность (в оборудованных центрах БДД, макеты, лэпбуки).

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО по формированию основ безопасного поведения на улицах города.

Первый этап - это диагностика, уточнение представлений детей о правилах поведения на дороге, есть ли у них личный опыт, на который в дальнейшем может опереться воспитатель:

Второй этап - это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний;

Третий этап - закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности на дорогах;

Четвертый этап - формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки;

Пятый этап - развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, при обучении правилам безопасного поведения на дороге. Эти качества во многом помогают ребенку правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Планирование воспитательно-образовательной работы основывается на следующих принципах:

развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка.

комплексно-тематического построения образовательного процесса;

интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и контингентом детей;

единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки;

соответствия планируемого содержания и формы организации детей возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

В основе организации образовательного процесса по разделу формирование основ безопасности в быту, социуме, природе находится программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина).

Определяя основное содержание и направление развития детей, составители программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации;

При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.

В соответствии с программным содержанием в нашем ДОО реализуются шесть основных направлений программы:

Ребенок и другие люди;

Ребенок и природа;

Ребенок дома;

Здоровье ребенка;

Эмоциональное благополучие ребенка;

Ребенок на улицах города.

Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Ребенок учится сопереживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.

С формированием знаний, умений и навыков у ребенка уменьшается опасность пребывания на улице, в т. ч. в отсутствии взрослых. Продуктивная деятельность позволяет ребенку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых. Знакомя детей с художественными произведениями, педагоги обращают внимание на умение встать на позицию другого человека, выбрать социально-приемлемую в данной ситуации линию поведения, поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.

Основным содержанием образовательной деятельности нашей ДОО является разработка проектов, таких как «Дорожная грамота», «Азбука безопасности», «Безопасность и природа», «Общение с незнакомыми людьми» и др.

Основная цель которых - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит от них самих, от соблюдения определенных правил (дорожного движения, от гигиенических правил и др., от умения предвидеть и избежать возможную опасность.

Работа с социальными партнерами.

В работе по профилактике ДДТТ наш детский сад активно сотрудничает с социальными партнерами:

ГИБДД

Детская библиотека

Кстовский краеведческий музей

МБОУ СШ № 5

МБДОУ д/с № 20

Театральные коллективы

Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и поддерживать тесную связь с инспекторами ГИБДД и ПЧ.

Заключение.

Воспитание безопасности - проблема всего общества. Человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей

Вывод: во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.

Литература:

1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста». СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002

2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М. : Просвещение, 2004.

3. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах Дорожного движения. М. : просвещение, 2005- 63с.

4. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. М. : Издательство Мозаика — Синтез, 2009.

5. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2015- 112с.

6. Наглядно-дидактическое пособие «История светофора». М. : Мозаика-Синтез, 2016

7. Т. А. Шорыгина «Беседа об основах безопасности с детьми». М. : ТЦ Сфера, 2009

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Фотоотчёт по формированию безопасного поведения детей на дороге в средней группе «Правила дорожного движения для малышей»Фотоотчёт по формированию безопасного поведения детей на дороге в средней группе «Правила дорожного движения для малышей» В нашей группе регулярно проводятся мероприятия информационного и обучающего характера с целью ознакомления детей и их родителей с правилами.

Фотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДДФотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДД Уважаемые коллеги! В предыдущей публикации я ознакомила вас с проектом на тему «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке»Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке» Задачи: 1. Побудить детей отзываться на игровые действия с персонажами игрушками. 2. Учить детей правилам безопасного передвижения; объяснить.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Перспективное планирование по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах Примерное перспективное планирование работы по обучению детей младшей группы правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Примерная.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Сентябрь Дорожная безопасность Чтение.

Библиотека изображений:

Публикация Система работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на улицах города (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Осокина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Система работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на улицах города
Опубликовано: 5 января 2020 в 21:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД