Лучший педагог года

Опыт работы «Система работы классного руководителя по применению современных педагогических технологий»

Вершинина Лариса Николаевна
Опыт работы «Система работы классного руководителя по применению современных педагогических технологий»

Введение

Особенности воспитательного процесса в классе.

В 2020-2021 учебном году я стала классным руководителем 10 класса, сформированного из выпускников двух девятых классов, в одном из которых я была классным руководителем с 2015 года. Образовался новый коллектив, предстояла работа над его формированием. 10 класс состоял из 26 человек, 10 мальчиков и 16 девочек. В построении процесса воспитательной работы с новым коллективом я руководствовалась общей целью воспитательной работы МБОУ СОШ р. п. Ровное, которая строится на основе воспитательного идеала, изложенном в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек, личностное развитие школьников, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике. Особенности воспитательного процесса в 10 классе прежде всего были связаны с переходом обучающихся на новую ступень обучения и необходимость решить целый ряд проблем общего плана:

Публикация «Опыт работы „Система работы классного руководителя по применению современных педагогических технологий“» размещена в разделах

1. Соблюдать преемственность и непрерывность между школьным и дальнейшим профессиональным образованием или самообразованием, что необходимо современному человеку на протяжении всей жизни.

Т. к. 17-18-летние ребята стоят на пороге взрослой жизни, перед ними остро встаёт проблема выбора профессии, в решении которой классный руководитель может оказать существенную помощь.

2. Старшая школа – этап перехода от деятельности под руководством учителя к максимально самостоятельной. Проблема самостоятельного добывания знаний и их присвоения как нельзя актуальна.

3. Сформировать у выпускника целостную картину мира.

4. Сформировать у выпускника школы потребность и способность к социальному, коммуникативному, духовному и интеллектуальному развитию.

Кроме общих проблем, связанных с новой ступенью обучения, передо мною стояли проблемы частные. Класс, который я получила, состоял из 14 учащихся моего прежнего и 12 ребят нового состава. Поэтому была проблема, связанная с адаптацией к новым условиям и формированием нового классного коллектива. Не просто создания коллектива, а коллектива, болеющего за общее дело, умеющего нести ответственность, поддерживающего каждого его члена, умеющего объективно оценивать ситуацию. От меня требовалось создание благоприятных условий для максимального проявления и развития способностей каждого.

Актуальность применения инновационных воспитательных технологий в практике работы классного руководителя (обоснование актуальности через выявление проблемы).

Изучив методическую литературу и проанализировав внедряемые в настоящее время в воспитательную работу разнообразные новые методы, направления, системы, которые кардинально изменяют воспитательную систему, я пришла к выводу необходимости подбора таких, которые бы могли сделать жизнь моих воспитанников в классе насыщенной и интересной. Таких, чтобы из сегодняшнего школьника сложилась цельная личность, готовая к жизни в изменяющемся мире, когда особое значение приобретает умение быстро ориентироваться в обстановке, найти необходимые данные и принять правильное решение, личность, умеющая критически мыслить и действовать, изменять окружающий мир к лучшему, самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике.

Я отобрала для себя следующие технологии : социальное проектирование, коллективное творческое дело (КТД, информационно – коммуникативные, технологию исследовательской и проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии, кейс-метод.

Цель моего информационно-аналитического отчета: осуществить анализ и дать оценку деятельности по эффективности внедрения в практику инновационных воспитательных технологий.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ результатов внедрения инновационных педагогических технологий в воспитательный процесс.

2. Сделать выводы об эффективности воспитательной деятельности с применением инновационных технологий.

Объектом аналитического отчета является педагогический процесс, направленный на формирование социальной компетентности воспитанников посредством внедрения инновационных технологий.

Предметом аналитического отчета являются формы и приемы внедрения инновационных технологий в воспитательный процесс.

Аналитическая часть

На начало 2020-2021 учебного года была проведена входная диагностика среди обучающихся 10 класса «Уровень воспитанности учащихся» (методика Н. П. Капустина).

Результаты:

Низкий уровень показали 7 опрошенных, средний - 8, хороший - 8, высокий уровень – 3.

Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.

Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.

Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.

Определение уровня удовлетворё нности учащихся школьной жизнью:

Классным руководителем была организована серия посещений уроков с целью выяснения учебной мотивации учащихся, уровень их подготовки к уроку, степень выполнения ими домашнего задания. Проводились беседы с учителями-предметниками по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках, выполнении ими устных и письменных домашних заданий. Проводилось анкетирование учителей – предметников «Моё мнение как учителя о классе». Данные, собранные в результате опроса анализировались, на их основе планировался дальнейший процесс воспитания.

Также проводилось анкетирование среди учащихся класса по проблемам :

Определение доминирующих мотивов обучения (сентябрь)

Коллектив и его проблемы (октябрь)

Изучение отношения учащихся к школе (ноябрь)

Психологический тренинг «формирование у школьников мотивации к обучению» (февраль)

Психологический мониторинг «Общение» (март)

«Я и школа» (апрель).

В октябре 2020 года была проведена диагностика учащихся 10 класса.

Психологический инструментарий:

1. Методика измерения уровня тревожности Тейлора;

2. Методика «Оценка уровня психологической комфортности в классном коллективе»;

Анкетирование учащихся по методике Тейлора:

Высокий уровень — 53%

Средний уровень ---> высокий — 38%

Средний уровень ---> низкий — 9%

Высоко оценивают уровень психологической комфортности в классном коллективе — 68%

Показывают безразличное отношение — 32%

Исходя из выявленных и вышеизложенных проблем, принимая во внимание результаты диагностик, я начала подбирать подходящие инновационные технологии для их эффективного решения. Для приобщения обучающихся к делам своего посёлка, воспитания чувства сопричастности и ответственности за окружающее, я стала применять технологию социального проектирования. Целью социального проектирования является включение ребят в реальную практическую деятельность по разрешению социальных проблем местного сообщества силами самих учащихся. Основные задачи социального проектирования - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т. п., социальная мобильность, навыки командной работы.

В рамках реализации данной технологии мы облагораживали территорию школы и посёлка, шефствовали над памятником-могилой жертвам кулацкого мятежа. Поддерживаем связь с ветеранами педагогического труда : приглашаем их на классные часы, посещаем на дому. Поздравляли с праздниками.

Учащимися 10 класса была проведена социальная практика «Ледяная горка». Цель практики: на территории р. п. Ровное создать из снега ледяную горку для детей.

Гипотеза: Ледяная горка станет местным островком детского отдыха, веселья и смеха в зимнее время, куда будет доступно прийти каждому ребенку. Десятиклассники во внеурочное время вооружились лопатами и с энтузиазмом взялись за дело.

Результат: Наша горка позволила занять детей МО и, возможно, оградить от опасных необдуманных поступков, а также повысить двигательную активность, что немаловажно для здоровья. (Описание данной практики можно найти на сайте https://kinouroki.org/practies/3242)

ИКТ – важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного воспитателя, способствующая оптимизации и интеграции воспитательно-образовательного процесса. Применение ИКТ в воспитательной работе сейчас не только актуально, но и чрезвычайно востребовано. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. ИКТ технологии помогают самостоятельному получению знаний через различные источники из сети Интернет, ученики перерабатывают, анализируют информацию, используют в подготовке к урокам, воспитательным мероприятиям, применяют в работе над проектами.

Осуществление намеченного в работе классного руководителя в 2020г значительно затрудняла сложная эпидемиологическая обстановка в стране и ряд санитарно-эпидемиологических мер, введённых в школе для нераспространения коронавирусной инфекции. Выход ребят в социум был ограничен, однако, социализация личности является основной задачей воспитания. Поэтому применение ИКТ технологий в воспитательной работе стало как нельзя актуальным. Через применение ИКТ стал возможным выход за рамки узкого круга общения через участие в дистанционных акциях, конкурсах, фестивалях, проектах, стало возможным осознание своей нужности и значимости.

Практически каждый классный час или воспитательное мероприятие я сопровождаю компьютерной презентацией или кадрами из фильма. Ребята сами готовят презентации, участвуют в конкурсах. Так, в муниципальном конкурсе презентаций «Моя семья – моё богатство», посвящённом дню Семьи, работа Ли В. заняла первое место. Т. к. введённые ограничительные меры в школах не позволяют общаться учащимся разных классов и проводить совместные мероприятия, то использование ИКТ как нельзя кстати. Моими воспитанниками к праздничным датам (Новый год. День защитника Отечества, Международный женский день) были сняты видеопоздравления и размещены на странице школы в Инстаграмме (с ними можно познакомиться и на страничке моего класса на личном сайте). Для профессионального самоопределения учащихся хорошо помогают Всероссийская интерактивная проектная система ранней профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ», портал «Билет в будущее» – проект ранней профессиональной ориентации обучающихся 6–11 классов школ, который реализуется при поддержке государства в рамках национального проекта «Образование». Обучающиеся знакомятся с миром профессий, проходят тестирование и даже могут «примерить» профессию на себя.

Обсуждение совместно просмотренных передач, фильмов – тоже одна из форм использования мною информационно-коммуникационных технологий, одна из форм проведения классного часа. Учащимся очень нравятся такие формы, они сами помогают с выбором материала для проведения совместных мероприятий, которые учитывают интересы как учащихся, так и учителя. Разновидностью ИКТ технологий стала технология CINEMA. CINEMA-технология - это одна из перспективных технологий метода событийности в воспитательной системе, помогающая воспринять реальное представление о мире с помощью кинематографических произведений, в своей основе заключает проживания и переживания. Событийная общность – это взаимодействие детей и взрослых, возникающее как событие. Данная технология – ценный инструмент в воспитании подростков. Цели Cinema – технологии : создание общности мировосприятия ребёнка и взрослого, укрепление сотрудничества, в процессе которого происходит становление новых способов социального взаимодействия. Благодаря Cinema - технологии можно создать прецедент живого и непринуждённого обмена жизненным опытом между представителями разных поколений, пройти путь поиска ответов на вопросы, перед которыми обычно пасует подросток, спрогнозировать и предупредить типичные ошибки взросления, примерить на себя линию поведения героев и антигероев сюжета. В рамках этой технологии мои ученики активно участвуют в кинопроекте «Киноуроки в школах России».

Исходя из задачи формирования и сплочения нового коллектива, я стала активно внедрять в воспитательный процесс технологию коллективного творческого дела (КТД) Иванова И. П. Коллективная творческая деятельность даёт возможность построения коллектива на принципах коллективного планирования, организации и обсуждения результатов совместной деятельности. Эта технология обогащает и коллектив, и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. И что самое удивительное — эта технология прекрасно адаптируется к современным условиям. КТД дают возможность ученику реализовать и развивать свои способности расширить знания об окружающем мире; приобрести навыки проектирования; проявить организаторские умения; закрепить коммуникативные навыки формировать способности к рефлексии (анализу)

Педагогу - развивать творческий потенциал; совершенствовать организаторские возможности; изучить классный коллектив; объединить учащихся, педагогов, родителей; управлять процессом развития личности школьника; развивать рефлексивные возможности.

Постулаты КТД:

– коллективное творчество;

– единое дело и добровольное участие в нём;

– свобода выбора форм деятельности;

– содружество взрослых и детей;

– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел, осуществлённых в 10 классе :

Трудовые КТД (“Трудовые акции”)

Социальные КТД (Помощь ветерану)

Интеллектуальные КТД («Что? Где? Когда?»)

Художественные КТД (пример : художественно-эстетическое творчество: плакаты, видеофильмы)

Спортивные КТД (Спартакиады, «Зарница»)

С целью проверки эффективности технологий, выбранных для воспитания классным руководителем, в начале нового 2021-2022 г. г. учебного года проведена повторная диагностика «Уровень воспитанности учащихся» (методика Н. П. Капустина).

Проведённая диагностика показала положительную динамику в росте уровня воспитанности обучающихся.

Результаты:

Низкий уровень показали 2 опрошенных обучающихся, средний - 7, хороший - 9, высокий уровень – 4.

Повторное анкетирование по методике Тейлора в 2021-2022 г. выявило понижение уровня тревожности и повышение комфортности в классном коллективе :

Высокий уровень — 50%

Средний уровень ---> высокий — 37%

Средний уровень ---> низкий — 15%

Высоко оценивают уровень психологической комфортности в классном коллективе — 95%. Показывают безразличное отношение — 5%

Вывод

Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, повышают их социальную активность, придают уверенность в своих силах, способствуют более устойчивому, творческому и гармоничному развитию детей.

Публикации по теме:

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Из опыта работы классного руководителя в начальной школе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Кемерово «Из опыта работы классного руководителя».

Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика»Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика» Музыка присутствует в повседневной жизни детского сада: на занятиях. в играх, во время двигательной активности. Знакомые детям музыкальные.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей»Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей» Актуальность: Ранний возраст является уникальным и значимым периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля.

План работы по аттестации педагогических работников ДОУ .

Система работы педагогов над темами самообразования Система работы педагогов над темами самообразованияОдним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации.

Система работы воспитателя по составлению календарного плана Слайд 1 Уважаемые коллеги! Сегодня мы познакомим вас с тем, как воспитатели нашего детского сада «Улыбка» пишут календарный план: на примере.

Библиотека изображений:

Публикация Опыт работы «Система работы классного руководителя по применению современных педагогических технологий» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Вершинина Лариса Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опыт работы «Система работы классного руководителя по применению современных педагогических технологий»
Опубликовано: 3 апреля 2022 в 20:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД