МААМ-картинки

«Система наблюдений как необходимое условие познавательного развития детей дошкольного возраста»

Гульнара Галина
«Система наблюдений как необходимое условие познавательного развития детей дошкольного возраста»

Краткая аннотация работы.

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначает одной из приоритетных целей формирование у детей познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Публикация «„Система наблюдений как необходимое условие познавательного развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Старший дошкольник познает уже «большой мир». Именно в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Освоение мира происходит под девизом «Хочу все знать!».

Познавательное развитие ребенка связано с его знаниями и представлениями о мире. Источником познания детьми является сама природа. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Наиболее эффективным, по мнению Кравченко И. В., Теплюк С. Н., будет использование метода наблюдений за объектами природы. Одна из известных педагогов Н. К. Крупская считала, что природа – это первый воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить красоту природы. Именно в процессе наблюдения дети дошкольного возраста познают различные объекты, события, явления, ребёнок учится анализировать и сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

Таким образом, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Введение.

Наблюдение – это один из основополагающих методов в природе. Наблюдение за естественными процессами способствует более тесному общению человека с природой. Это оказывает благоприятное влияние на состояние здоровья и эмоциональную сферу ребёнка.

Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в психологических и педагогических исследованиях. К ней обращались многие психологи и педагоги прошлого, как отечественные (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, Е. И. Конради, А. А. Смирнов и др., так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Анализ этой проблемы в практике работы детского сада показал, что недостаточно обеспечивается познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Таким образом, возникает противоречие: между современными требованиями общества к познавательному развитию детей с дошкольного возраста и недостаточным уровнем сформированности познания дошкольников.

Это противоречие делает сегодня одной из актуальных проблему познавательного развития детей старшего дошкольного возраста : насколько эффективно включение детей в процесс наблюдения за явлениями природы для познавательного развития детей дошкольного возраста.

Цель – оценка эффективности применяемых педагогических технологий в процессе организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

-выбрать наиболее эффективные педагогические технологии, которые будут способствовать познавательному развитию детей дошкольного возраста;

-разработать организационно – содержательную систему и апробировать её с детьми дошкольного возраста в детском саду;

-разработать систему мониторинга познавательного развития детей дошкольного возраста.

Организационно – содержательная система наблюдений разработана с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Система наблюдений относится к образовательной области «Познавательное развитие» и интегрирует с другими образовательными областями, такими как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Основная часть.

Наблюдения – основа чувственного познания природы. Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в ряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы, но и их взаимосвязь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом.

Они способствуют развитию умственной и речевой активности детей, развивают интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней. Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях природы.

Руководство наблюдениями даёт возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи. В организации наблюдений предусматривается системность, что обеспечивает их взаимосвязь.

Система наблюдений – это систематическое накопление дошкольниками конкретных чувственных представлений о природе, непосредственно окружающей ребёнка, что возможно при условии чёткого определения содержания наблюдений, организационно и структурно упорядоченного их проведения. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира, я как педагог, способствую активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, станут его основой.

Цели и задачи наблюдения формулируются четко и конкретно. Во всех случаях задача имеет познавательный характер, заставляет ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. Наблюдение важно ещё тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы.

Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, закрепляются, уточняются, обобщаются и систематизируются. Как компонент наблюдение включается в другие формы работы: целевые прогулки, акции, экскурсии.

Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.

Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. Дети приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств.

Одним из эффективных средств формирования познавательной активности детей является проведение элементарной поисково-экспериментальной деятельности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развивает собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей). Становление поисково-экспериментальной деятельности дошкольников зависит от сотрудничества с партнёром-взрослым.

Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребёнок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества ребят сам процесс поиска.

Организация поисковой деятельности наиболее эффективна при освоении детьми причинно-следственных и других связей и отношений между предметами и явлениями природы, их свойствами и качествами. При этом необходим постепенный переход от усвоения связей и отношений однозначного характера к усвоению причин, лежащих в основе ряда сходных факторов, и к усвоению более сложных связей.

Организация систематической поисково-экспериментальной деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей в занятия, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

Конкретизация, уточнение и расширение познавательных представлений детей о взаимоотношениях и взаимосвязи живой и неживой природы помогает использование приёма моделирования.

Благодаря моделированию дети становятся способными к опосредованному решению познавательных задач, у них расширяется диапазон моделируемых отношений. Они выстраивают логические, временные цепочки, для моделирования скрытых связей используют условно-символические изображения графические схемы.

Используемые мной в организационно-содержательной системе наблюдений различные методы и приемы являются наиболее эффективными для познавательного развития детей дошкольного возраста.

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработано:

Комплекс познавательных занятий, включающий проблемные ситуации, проведение опытов и экспериментов, поисковую деятельность дошкольников.

Разработаны конспекты наблюдений за объектами и явлениями природы для детей старшего возраста. В наблюдении за объектами, использую так же просмотры иллюстраций, прослушивание музыки, чтение и беседы по прочитанным художественным произведениям, загадки, потешки.

Оформлен “Экологический уголок” для самостоятельно-природоведческой деятельности дошкольника :

- уголок “Растишка” (выращивание, пересадка растений) функционирует в марте-апреле;

- уголок игр и экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения)

- уголок “Дары природы” (выставка детского творчества из природного материала) функционирует в сентябре – октябре.

Создана картотека, включающая подборку экологических игр, проблемных ситуаций и упражнений, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.

Реализация приоритетного направления деятельности осуществлялась мною в три этапа в период 2011 – 2014 годы.

На первом этапе (2011) происходило осмысление проблемы и определение темы проекта, проводился анализ психолого – педагогической литературы; изучила нормативно – правовую базу, что позволило уточнить задачи, определить методологические основы и исходные теоретические положения.

Было осуществлено:

-изучение диагностики познавательного развития детей дошкольного возраста;

-выявление уровня познавательного развития детей дошкольного возраста.

На втором этапе спланировала работу с детьми и родителями с целью повышения уровня познавательного развития.

Фактором, способствующим познавательному развитию детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдения в природе.

На этом этапе познакомилась с различными педагогическими технологиями, которые можно использовать в работе с детьми.

В своей педагогической деятельности использую следующие технологии: Николаевой С. Н «Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду», Аксёновой З. Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников»

Так же в работе использую игровые технологии, которые позволяют сделать процесс наблюдения более интересным. Игра способна перерасти в обучение, в творчество. Игровая форма наблюдений создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Особое место в работе занимает технология проблемного обучения, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями. Данная технология предлагает рассмотреть явление с различных позиций, побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

Перечисленные методики, являются наиболее интересными и эффективными в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста.

На третьем этапе проводилась сравнительная проверка новых путей планирования образовательного процесса, обобщались и анализировались полученные результаты.

Для организации исследования познавательного развития детей использовала разработанную методику диагностики познавательного развития (приложение № 1). Диагностика проводилась в начале и конце учебного года. Основная задача диагностики заключалась в том, чтобы определить уровень познавательного развития детей дошкольного возраста для дальнейшего планирования работы с детьми. В результате были получены следующие результаты: 2011 – 2012 год (Высокий уровень – 45%, Средний – 50%, Низкий – 5 %); 2012 – 2013 год (Высокий – 55%, Средний – 45%, Низкий – 0%); 2013 – 2014 год (Высокий – 58%, Средний – 42%, Низкий – 0%).

Таким образом, используя организационно – содержательную систему наблюдений с детьми, по проведённой конечной диагностике, отмечается положительная динамика образовательных достижений детей.

Анализ работы по познавательному развитию детей показал, что в процессе систематического проведения наблюдений, непосредственно образовательной деятельности, экскурсиях, целевых прогулках, при использовании разнообразных методов и способов, у детей расширились и углубились знания об окружающем мире природы.

Вывод: проделанная мною работа, оказалась вполне результативной. Это доказывает то, что мною правильно были определены задачи и выбраны пути их решения.

В результате реализации организационно – содержательной системы наблюдений детей, возникали следующие трудности:

-не все дети заинтересованы в познании окружающей природы; очень трудно было сосредоточить внимание таких детей, поэтому приходилось разнообразить (делать более интересным) содержание наблюдений;

-недостаточно объектов природы на территории детского сада, поэтому приходилось чаще выходить за пределы территории;

- ресурсное обеспечение образовательного процесса в детском саду по приоритетному направлению деятельности (материально – техническая база, научно – методическое обеспечение).

Мною обозначена проблема: дальнейшее совершенствование педагогических условий отвечающих требованиям ФГОС ДО; дальнейшее совершенствование собственного профессионализма в части применения проектно – исследовательской деятельности.

Решение данной проблемы планирую решать через:

- курсы повышения квалификации;

- самообразовательную деятельность, изучение и внедрение передового опыта;

- участие в мероприятиях различного уровня: детского сада, города, области;

- взаимодействие с педагогами городской группы профессионального общения.

Заключение

Изучение и анализ познавательного развития детей дошкольного возраста, проведё нная педагогическая работа позволили сделать следующие выводы:

Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка.

Данная система наблюдений позволяет расширить потенциальные возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Именно в процессе наблюдений дети старшего дошкольного возраста познают различные объекты, события, явления; ребёнок учится анализировать и сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.

В дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

Список литературы

1. Аветисян Л., Природа и умственное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, - 1988, - №6, - С. 27-31.

2. Аксёнова З. Ф., Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. // Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ» - 2008. – 128 с.

3. Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы. // Дошкольное воспитание, - 1988, - №10, - С. 22-25.

4. Виноградова Н. Ф., Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, - М., 1982, - С. 27-42.

5. Дыбина О. Б. Ребёнок и окружающий мир. – М. : Мозаика – Синтез, 2005 – 2010.

6. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. Издтельство "Мозаика-Синтез", 1999.

7. Николаева С. Н., Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада. М. : Просвещение, 2002.

8. Соломенникова О. А., Экологическое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2005 – 2010.

Публикации по теме:

Двигательно-игровая среда как важнейшее условие для физического развития детей дошкольного возраста «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает кричит, пусть он находится.

Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС дошкольного образования Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 248 ОАО «РЖД» Доклад «Профессионализм воспитателя как необходимое.

Фольклорная игра как условие развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста Важным средством освоения культуры своего народа является фольклорная (русская народная) игра. Она — уникальный феномен общечеловеческой.

Опыт работы «Музейная педагогика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» В работе над темой были поставлены следующие цели: Образовательные 1. Познакомить детей с понятием «музей». 2. Рассказать о возникновении.

Курсовая работа на тему «Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста» ВВЕДЕНИЕ Дошкольное детство - важный период развития ребенка. Этот возраст уникальный и решающий в становлении личности дошкольника, в развитии.

Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаОрганизация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является важнейшим этапом художественно- эстетического развития личности ребенка. Под художественно-эстетическим развитием.

Педагогическая система Ф. Фребеля как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста Педагогическая система Ф. Фребеля как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста Фридрих Фребель, немецкий педагог, теоретик.

Экспериментальная деятельность как один из факторов, познавательного развития детей дошкольного возраста Современные дети живут и развиваются в период информатизации. В условиях стремительно меняющейся жизни от человека необходимо не только.

Тематическая прогулка как способ развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Прогулка, особенно тематическая, – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого.

Детское экспериментирование как современный метод познавательного развития детей дошкольного возрастаДетское экспериментирование как современный метод познавательного развития детей дошкольного возраста Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Чтобы человек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Система наблюдений как необходимое условие познавательного развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 апреля 2019 в 22:17
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Система наблюдений как необходимое условие познавательного развития детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Галина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД