МААМ-картинки

Синквейн как одна из технологий развития речи у детей дошкольного возраста

Наташа Юрова
Синквейн как одна из технологий развития речи у детей дошкольного возраста

Синквейн как одна из технологий развития речи у детей дошкольного возраста

Подготовила и провела воспитатель первой категории

Юрова Наталья Евгеньевна

Современный мир – век цифровых технологий и интернета. Наука не стоит на месте, появляется все больше устройств, способствующих связи людей, находящихся даже в самых отдаленных уголках мира, но… Все больше современных детей не умеют общаться. Причин тому великое множество, однако эта проблема должна решаться на ранней стадии – стадии дошкольного детства. Именно поэтому силы педагогов направлены на поиск способов устранения проблем и развития способности детей связно высказывать свои мысли. Один из способов развития связной речи – использование педагогической технологии синквейн.

Публикация «Синквейн как одна из технологий развития речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Синквейн – это инновационная образовательная технология.

Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Использование технологии «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:

• придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;

• закрепляет знания о частях речи, о предложении;

• значительно активизирует словарный запас;

• совершенствует навык использования в речи синонимов;

• активизирует мыслительную деятельность;

• совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;

• стимулирует развитие творческого потенциала.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Синквейн представляет собой пятистрочную стихотворную форму. Это стихотворение пишется по определенным правилам и не имеет рифмы. В начале XX века она возникла в США под влиянием японской поэзии: силлабических миниатюр хоку и танка. Ее автором стала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В дальнейшем педагоги заметили дидактическую составляющую данной поэтической формы и внедрили ее в педагогический процесс в качестве эффективного метода развития связной речи.

С 1997 года данный метод начал использоваться и в России.

Дидактический синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же его эффективность:

простота: составить синквейн могут абсолютно все;

творческая составляющая: с его помощью ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности;

игровая составляющая: синквейн воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться;

• составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу;

• составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа полученной информации.

Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Технология синквейн применяется в основном в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Синквейн позволяет частично решить такие проблемы детей :

• бедный словарный запас;

• неумение составлять рассказ по картинке;

• пересказывать прочитанное;

• трудности в разучивании стихотворений.

Сама процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной, что соответствует требованиям ФГОС.

Итак, классический синквейн представляет собой поэтическое произведение, состоящее из 5 строк:

• Первая строка — тема синквейна. Как правило, это одно слово, обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь.

• Вторая строка — два прилагательных (или причастия, которые описывают признаки и свойства выбранного предмета или объекта.

• Третья строка — три глагола (или деепричастия, способные описать характерные действия объекта.

• Четвертая строка — фраза из четырёх слов, заключающая в себе личное отношение автора будущего произведения к выбранному предмету или объекту.

• Пятая строка — одно слово, отражающее смысл существования предмета или объекта.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно :

I этап – подготовительный

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями : «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов, знакомство со схемой предложения.

Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие). Не требуют специальной подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время.

II этап – основной

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

III этап – практический

Цель: формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Тема его может быть любой:

• о природе;

• о картине и литературном герое;

• о маме или папе;

• о настроении;

• о предметах и тд.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать!

Суть данной технологии достаточно проста. Для наиболее правильного и точного выражения своих мыслей, ребенку необходимо иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа и начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить синквейн, а в дальнейшем пересказать текст или выразить свои мысли.

А мыслящие люди умеют:

• решать поставленные перед ними задачи;

• открыты для новых идей;

• умеют решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;

• умеют слушать собеседника;

• рассматривают проблемы с разных точек зрения;

• любознательны.

Таким образом, представленная технология отличается своей простотой, однако именно эта простота делает синквейн одним из эффективных методов развития речи ребенка – дошкольника, позволяющим быстро получить желаемый результат.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи у детей старшего возраста» В наш век интенсивной компьютеризации мы, родители, мало времени уделяем общению со своими детьми, развитию разговорной, монологической.

Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей»Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч»Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч» Содержание картины: Поляна, на ней кусты, елочки и цветы. На поляне трое детей. Они играли в мяч и уронили его в лужу. Мальчик нагнулся.

Мнемотехника — одна из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ Мнемотехника - одно из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ. (Выступление на МО) В настоящее время проблема развития.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Синквейн как средство для развития речи. Часть 1.Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Многие педагоги используют в своей работе дидактический.

Библиотека изображений:

Публикация Синквейн как одна из технологий развития речи у детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наташа Юрова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Синквейн как одна из технологий развития речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 ноября 2020 в 16:01
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД