Лучший педагог года

«Школа мышления» как форма развития интеллектуальных способностей детей»

Мария Онькова
«Школа мышления» как форма развития интеллектуальных способностей детей»

Проблема изучения интеллекта человека ввиду своей значимости для общества постоянно находится в центре внимания психологов, педагогов, философов. Исследованию подвергаются пути формирования интеллектуальных способностей.

В рамках ФГТ в примерной основной общеобразовательной программе «Детство» особое внимание уделяется развитию детей в режиме дня. В примерный перечень форм включен интеллектуально-сенсорный тренинг, или «Школа мышления», который рекомендовано проводить 2 раза в месяц во второй половине дня. Основная цель тренинга - упражнять детей в освоенных способах действий, закреплять и уточнять представления, а также применять при решении разных задач. Он предполагает комплекс разнообразных заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающий становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.) и способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и др).

Публикация «„Школа мышления“ как форма развития интеллектуальных способностей детей“» размещена в разделах

Чтобы «Школа мышления» способствовала развитию способностей каждого ребенка, необходимо подбирать материал в соответствии с его возможностями. Чтобы определить эти возможности, я использую метод наблюдения и игры-задания из книги «Математика - это интересно», автора И. Н. Чеплашкиной, включающие набор ярких красочных картинок с логическим содержанием. Я предлагаю детям картинки с заданиями и анализирую быстроту решения игровой ситуации, самостоятельность и способность пояснять выбор. Результаты наблюдений помогают в дальнейшем дифференцированно подбирать нагрузку для каждого ребенка.

В непосредственно интеллектуально-сенсорный тренинг я включаю следующие математические игры, активизирующие познавательную активность:

- игры-головоломки («Головоломка Пифагора», «Геоконт», «Танграм», «Листик», «Колумбово яйцо»)

- игровые текстовые логические задачи (загадки на логику)

- игры-ходилки (бродилки)

- логические дидактические игры («Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Волшебные кубики», «Логическая мозаика»)

- игры для сенсорного и общего умственного развития («Сложи узор», «Сложи куб», «Уголки», «Составь картинку», «Дорисуй», «Что это?»)

- игры для освоения форм, овладения счетом, различения цифр и условных знаков («Домино», «Шашки», «Лото», «Сколько?», «Веселый счет», «Считай дальше»).

Пробудить интерес к интеллектуальной деятельности, чувства и эмоции, так необходимые при сенсорном подходе, мотивировать на совместное выполнение заданий, детям помогают математические и логические игры, подобранные мною на основе сюжетной линии. Сюжет выстраиваю в соответствии с темой недели, например, «Путешествие к Морскому царю», «Помоги Дюймовочке улететь от Крота», «У куклы Маши день рождения» и т. д.

Так, при проведении тренинга в подготовительной группе, в качестве мотивации детям была предложена проблемная ситуация по оказанию помощи Морскому царю, где дети выразили желание вернуть в царство его умных подружек капелек, выполнив их задания. Капельки предлагали детям следующее: 1. Отгадать логические загадки. 2. Сложить «Головоломку Пифагора». 3. Игру «Засели домики» с «Блоками Дьенеша». 4. Выложить сказочных героев по образцу из «Палочек Кьюизенера». 5. Придумать подарок для Морского царя при помощи «Геоконта» (математического планшета). В ходе выполнения заданий дети объединялись в пары и микрогруппы. Им предоставлялась возможность посоветоваться, договориться о способе решения и совместно его выполнить. Я стимулировала мыслительную активность детей, всячески подбадривая, и ненавязчиво включая тех, кто пока еще не проявляет достаточной активности. Проявив заинтересованность, ребята включались в игру, увлекались ею, получали результат. Они сумели воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу, справились с классификацией фигур (блоков) по 3 свойствам; творчески подошли к созданию подарка, показали навыки сотрудничества.

По итогу тренинга мы провели рефлексию, обсудили с детьми, что получилось, что было трудным для выполнения, а также отметили свое настроение на экране эмоций.

В результате проведения интеллектуально-сенсорных тренингов, по моим наблюдениям, у детей появляется и развивается интерес к головоломкам, занимательным задачам, шашкам и другому познавательному материалу, ТО ЕСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, что значительно повышает уровень развития их интеллектуальных способностей. Ребята, которым присущи такие психические характеристики, как гибкость ума, быстрота реакции, способность удерживать внимание и информацию участвуют в олимпиадах, викторинах, турнирах.

Я считаю, что такая форма как «Школа мышления» эффективна для развития интеллектуальных способностей детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

Игровые технологии в детском саду Игровые технологии в ДОУ «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель Игра представляет.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация «Школа мышления» как форма развития интеллектуальных способностей детей» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мария Онькова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
«Школа мышления» как форма развития интеллектуальных способностей детей»
Опубликовано: 29 марта 2015 в 17:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД