Папки-передвижки

Семейное музицирование как одна из форм воспитания ребёнка

Евгения Николаевна Анисина
Семейное музицирование как одна из форм воспитания ребёнка

Семейное музицирование как одна из форм воспитания ребёнка

Семья – первичный источник любого жизненного опыта ребенка, в том числе и опыта музыкального, опыта соприкосновения к искусству, причастности к искусству. И та музыкальная среда, в которой он проводит большую часть своей жизни; привычки, полученные им в семье, остаются у него на всю жизнь. Ценностные ориентиры семьи в области искусства формируют музыкальные вкусы ребенка. Именно позиция семьи в значительной степени определяет успешность получения ребенком музыкального образования, в целом, его музыкальной культуры.

Публикация «Семейное музицирование как одна из форм воспитания ребёнка» размещена в разделах

Семейное музицирование в настоящее время является довольно экзотической моделью музыкального воспитания. Вместе с тем, выполняя довольно гедонистические, развлекательные функции, семейное музицирование является важнейшим атрибутом общекультурного, нравственного и эстетического воспитания ребёнка.

Процесс музыкального воспитания – это процесс, характеризующийся единством целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненный идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств происходит интегрировано, следовательно, и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Кроме того, важно понимать, что процесс музыкального воспитания имеет ярко выраженный диалогический характер. Он протекает, прежде всего, в двух направлениях: от родителя к ребёнку и от ребёнка к композитору, проецированному в его музыкальном творчестве. Родительское управление процессом музыкального воспитания основано также на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от ребёнка.

В России на протяжении XVIII – XX столетий сложилась классическая дворянская модель семейного воспитания, неотъемлемой составляющей которой являлось музыкальное искусство. Музыка выступала ключевой доминантой культурного пространства семьи в России: домашние музыкальные концерты, усадебное музицирование, аккомпанемент танцам, игра на фортепиано в четыре руки, аккомпанирование пению на гитаре или фортепиано, игра в камерных ансамблях, когда участниками исполнения нередко становились все члены семьи, владевшие разными музыкальными инструментами. Безусловно, сегодня дворянская модель семейного музыкального воспитания не может быть воссоздана в её классическом виде. Однако определённые шаги в направлении включения семьи в процесс эстетического и духовно-нравственного развития детей средствами музыки, на мой взгляд, могут принести благотворный результат. Среди них: включение классической и народной музыки в семейный досуг (как на основе «живого» исполнительства, так и с привлечением современных технических средств); музыкальное самообразование родителей, проходящее одновременно с обучением детей в специальном заведении; домашние музыкальные вечера, концерты и многое другое.

Родители, общаясь с ребёнком в стенах специального заведения (детский сад, развивающий центр, школа, становятся непосредственными участниками творческого педагогического процесса, что очень влияет на эффективность формирования интереса к совместному музицированию.

Один из самых эффективных способов – это совместное пополнение предметно-пространственной среды наглядно-дидактическим материалом, музыкальными игрушками – заместителями, игрушками – самоделками. Это обогатит развивающую среду и поможет развить интерес, слуховое внимание, фантазию, воображение и сформирует у детей и их родителей мотивацию к музицированию и творчеству.

В последнее время в отечественном музыкальном образовании есть замечательные примеры возрождения славной традиции семейного музицирования, по крайней мере, мотивации к её развитию. Это, в частности, международный конкурс «Учитель музыки в XXI веке» им. Д. Б. Кабалевского, где есть отдельная номинация «семейное музицирование», которая предполагает самые широкие формы художественного творчества в этом контексте, например, помимо собственно музыкального исполнения в семейном ансамбле - и различных вербальных аннотаций, комментариев, использование видеоряда, мультимедиатехнологий и т. д. Хочется верить, что это будет и дальше развиваться нашей стране. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями Работа с родителями сейчас на первом месте, очень много проблем и вопросов встает в работе с детьми и родителями, не всегда получается.

«Семейное чтение — лучший способ общения и воспитания»«Семейное чтение — лучший способ общения и воспитания» Сегодня, когда дети дошкольники только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. Чтение развивает познавательные.

«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями»«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.

«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями»«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями» Совместное творчество формирует хорошие доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка.

Журнал «Вестник ЗОЖ», как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУЖурнал «Вестник ЗОЖ», как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУ В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений.

Детско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьейДетско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьей Детско – родительский клуб, как одна из форм взаимодействия с семьей. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Библиотека изображений:

Публикация Семейное музицирование как одна из форм воспитания ребёнка (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Евгения Николаевна Анисина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семейное музицирование как одна из форм воспитания ребёнка
Опубликовано: 4 января 2024 в 01:14
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД