МААМ-картинки

Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Эльмира Гога
Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников

«Роль сказки в духовно - нравственном воспитании дошкольников»

Работая с детьми, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к агрессии, в нежелании делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. В силу занятости родителей, дети все больше времени проводят за компьютером, телефоном, телевизором, смотря и играя, далеко не нравственные мультфильмы и игры. В итоге у детей искажаются представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, справедливости, милосердии. С каждым днем, эта проблема становится актуальнее.

Публикация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах

В период дошкольного детства надо формировать нравственные категории: как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно показывать на своем примере и с помощью народных и литературных сказок. Ведь сказка является одним из доступных средств, для духовно – нравственного развития ребенка с самого раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки.

Для дошкольников одним из первых художественных произведений является детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Поэтому свою работу по реализации программы по нравственному воспитанию, начала с возрождения интереса у детей к детскому фольклору.

Для чтения детям, я подбираю сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев. После прочтения или рассказывания сказки, провожу с детьми беседу. Анализ произведения организую так, чтобы он представлял собой интересный и полезный разговор для детей, который провожу путем постановки вопросов. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы детям помочь вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос помогает ребенку думать, размышлять, приходить к правильным выводам.

Например:

После рассказывания детям сказки «Гуси лебеди», я провела с группой детей беседу о дружбе, об отношении к окружающим, о том,что нужно слушать старших. Просила объяснить, как по вашему мнению:

- Что означает крепкая дружба?

- Почему нужно слушаться взрослых?

- Как бы ты хотел чтобы к тебе относились окружающие?

После беседы перешли к анализу самой сказки.

При помощи беседы, вопросов, дети усвоили нравственный урок «В согласии жить – никто не одолеет».

Использую в своей работе этические беседы. В процессе беседы я не только задаю вопросы для обсуждения, но и нахожу, то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать и доказывать свою точку зрения. Беседы постепенно усложняю как по содержанию, так и способу подачи материала. В начале года акцент делала на эмоциональный отклик детей, то к концу года дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации. Вопросы продумываю заранее, но могу изменить в зависимости от реакции детей. Подача материала в образной форме, вызывает интерес дошкольников и привлекает их внимание. В ходе бесед использую художественные произведения, примеры из жизни. Они помогают детям освоить нормы и правила нравственного поведения и развитию диалогической речи.

Изменения в духовно – нравственном воспитании детей стали заметны. Они стали более внимательными, трудолюбивыми, помогают товарищам, если у них не получается. Если раньше дети могли бросить свою работу не доделанную, то теперь они доводят начатое дело до конца, так как ребята знают с чего начать, чем закончить. Меня порадовало, что ребята научились анализировать, правильно общаться друг с другом.

Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что в ходе целенаправленного и системного использования произведений художественной литературы (сказок) у дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников. Планирую продолжить работу в дальнейшем по данной теме.

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Значение уголка «Русская изба» в духовно-нравственном воспитании ребенкаЗначение уголка «Русская изба» в духовно-нравственном воспитании ребенка В наше время дети мало получают информации о русской культуре, быте. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом,.

Библиотека изображений:

Публикация Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Эльмира Гога на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Опубликовано: 22 мая 2023 в 12:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД