Получи документы

Роль мини-музея в формировании нравственных чувств дошкольников через знакомство с народным бытом и предметами старины

Светлана Тутова
Роль мини-музея в формировании нравственных чувств дошкольников через знакомство с народным бытом и предметами старины

«Роль мини-музея в формировании нравственных чувств дошкольников через знакомство с народным бытом и предметами старины».

Тутова С. Н. учитель-логопед МБДОУ д/с №1 «Улыбка»

Добрый день, коллеги. Я рада приветствовать вас в нашем мини-музее. Немного истории создания. Два года назад группа педагогов с помощью родителей, детей, сотрудников создала музейную комнату, где находились различные предметы быта 19-20 веков. В сентябре этого года мы ознакомились с методическими рекомендациями о создании музеев, с приказом «Об утверждении положения о паспортизации музеев» и подали заявку о создании музея в нашем детском саду. Музей мы решили назвать «Предметы старины глубокой». Средствами музейной педагогики мы стараемся сформировать у дошкольников духовно-нравственные ценности, воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, привить ребёнку интерес к истории, культуре, обычаям своего народа.

Публикация «Роль мини-музея в формировании нравственных чувств дошкольников через знакомство с народным бытом и предметами старины» размещена в разделах

А теперь небольшая экскурсия по нашему музею…

Хозяйка. (Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям).

Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас.

Девочка. Здравствуйте гости званные, гости желанные.

Мальчик. Милости просим в нашу горенку.

Хозяйка. «3драве буде» - так здоровались в старину, что означает: Будьте здоровы, здравствуйте.

Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Горница у нас небольшая, но красивая и уютная!

Как вы уже заметили, в нашей горнице центральное место занимает печь. Она была главным украшением избы. «Без печи изба- не изба», говорили в старину. Печь ставили посреди горницы. О ней говорили: «Печь- всему голова», голова- значит самая главная. (Показывает на печь). Почему печь в избе самая главная?

Девочка. Печь ставили с той стороны, откуда дули холодные ветра и эту сторону старались обогреть, а также напротив входа в избу. Она не только обогревала людей, в ней также готовили пищу.

Мальчик. «Кормилицей, матушкой» называли ласково печь, ведь в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, сушили грибы и ягоды, травы, одежду.

На печи можно было даже спать, и слушать сказки, в которых упоминается печь: «Колобок», «Гуси- лебеди», «По щучьему веленью» и другие.

Хозяйка. Встану я рано утром, первым делом растоплю печку. Растопится печка – тепло станет в избе – пора и готовить. Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте загадку:

Девочка.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где там в печке уголек

Сварит кашу ….чугунок.

Его называют чугунок, потому что он сделан из чугуна. Чугун – это особый вид металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В чугунках варили кашу, щи, молоко в печи томили, овощи парили.

Хозяйка. Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь нужен был другой помощник. Про него говорили так:

Мальчик.

Из русской печи

Кашу тащи.

Чугунок очень рад

Что схватил его …ухват.

-Ухват или рогач — это длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.

Хозяйка. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшкам? (Участники пробуют достать из печи ухватом чугунок с кашей).

Нелегко жилось людям в старину, они много трудились, делали всё своими руками. Чтобы приготовить еду, постирать, помыться, нужно наносить воду из колодца. Здесь поможет это приспособление:

Мальчик.

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло.

Держит ведра. (коромысло).

Девочка.

Коромысло - толстая изогнутая дугой деревянная палка с крючками, предназначалась для носки ведер с водой на плече.

(Хозяйка показывает, как пользоваться коромыслом. Участники тоже пробуют нести коромысло).

Раньше водопровода в доме не было и воду нужно было носить из колодца или из речки. Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали вручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье. Коромысло можно носить на одном плече или двух.

Хозяйка. Воды принесли, можно и постирать. (Берёт доску для стирки и показывает, как люди раньше стирали. Рассматривают доску для стирки)

Ну теперь пора и бельё гладить…

На Руси вместо утюгов был особый предмет – его называли «рубель», почему его так назвали. (от слова «рубленый»). Вся поверхность рубеля неровная, много зубцов. Из чего он сделан?

Девочка. Рубель делали из дерева. Рубель – это наш русский старинный деревянный «утюг». Рубель еще называли «ребрак», потому что у него есть «рёбра» на поверхности.

Хозяйка. Рубель еще называли «катальной палкой». Догадались, почему? Потому что его катали по одежде, намотанной на скалку. (Участники пробуют гладить бельё с помощью рубеля и скалки).

На эту скалку наматывали одежду или белье. Брали в руки рубель. И хозяйка начинала рубелем катать рифленой стороной по белью. Катали очень-очень долго и с очень большим усилием. Белье становилось намного белее, мягче, поэтому и говорили «не мытьем, так катаньем».

Мальчик. А позже наши бабушки гладили бельё при помощи чугунного угольного утюга.

Перед вами утюг- это бабушкин старый друг.

Грелся он в то время на углях, который был во всех дворах.

Первые утюги были тяжёлые и чугунные. Утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, хозяйка закладывала в них горячие угли, они нагревали утюг, а чтобы угли не погасли, утюгом нужно было всё время махать из стороны в сторону. Воздух попадал вот в эти дырочки, угли снова разгорались и утюг снова нагревался. Всё это было очень долго, неудобно и тяжело.

Девочка. А ещё у нас есть прялка. Зовём её Настасьюшкой-рукодельницей. Она нитки прядёт из шерсти животных, а из ниток вяжем кофточки, носочки, варежки.

/Дети играют возле печки. В руках девочки – кукла, в руках мальчика – игрушка – медведи катаются на качелях/

Хозяйка. Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Кто знает, что означает это слово? (ответы).

Все, что есть в избе и сделано руками человека, называется утварью. Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями. Утварь-это и посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; и различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды, предметов для личной гигиены. (Знакомит с утварью музея : ложки, кувшины, корыта и т. д.)

Хозяйка. Поработали мы с вами на славу. Пора и отдохнуть. Давайте присядем за стол. Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? Потому что в старину семьи были большие. Во время обеда рассаживались за стол на лавки. Почему лавки длинные и широкие? На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места в избе не хватало. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Дорогие гости, любили раньше в старину на Руси обереги, почитали домового. Оберег – это предмет, оберегающий своего владельца от бед, защищающий дом, приносит счастье, удачу или другие блага. С самых древних времён народы, по обычаю, украшали свой дом оберегами из природных материалов. Они были из дерева, нитки, ткани, соломы. Оберег достаточно было сделать один раз в год, и все 12 месяцев он защищает людей и их дома. Верили, что они приносят в дом счастье. И мы хотим принести в ваш дом кусочек счастья. Я предлагаю вам сделать оберег для своего дома - счастливые подковы.

(На столе подковы и материал для их украшения. Гости украшают подковы. Поют русские народные песни… Хозяйка избы рассказывает: чем украшали обереги и что это значило: лавровый лист - слава, успех; семя - зарождение новой жизни; хлеб - согласие и достаток дома; чеснок - изгоняет нечистую силу; монетка - успех в делах и т. д.)

Хозяйка. Какие красивые подковы у вас получились! Такие подковы обязательно привлекут счастье в ваши дома.

Ну что, друзья, понравилось вам у нас в гостях?

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, плюшками. А я для вас прянички испекла. Вот в корзиночку сложила. Угощайтесь!

Публикации по теме:

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР»Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР» Коллеги, сегодня я Вас приглашаю – НАЗАД В СССР. Побывать в окружении вещей советского быта, послушать тиканье часов «Звезда», подержать.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2 Уважаемые коллеги предлагаю посетить музей «Легенды СССР» Часть Вторая Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3 Уважаемые коллеги предлагаю вернуться в легендарную эпоху СССР и посетить музей «Легенды СССР» Часть третья Предлагаю Вашему вниманию экспонаты.

Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обиходаЗнакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода Цель:познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

Фотоотчет «Знакомим детей с казачьим бытом через театрализованную деятельность»Фотоотчет «Знакомим детей с казачьим бытом через театрализованную деятельность» Чтобы познакомить ребенка с чем то и он это хорошо запомнил, лучше всего использовать тактильные методы или непосредственное участие в этом.

Мини-музей «Предметы старины глубокой»Мини-музей «Предметы старины глубокой» Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло. Народная мудрость О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,.

Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность»Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность» Выполнила воспитатель Волкова Ольга Юрьевна. Цель:Познакомить детей с волшебным миром сказки через творческую и исследовательскую деятельность.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального.

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Экскурсия в мини-музей. Поселок Горшково. Экскурсии для дошкольников, фотоотчеты из музеяЭкскурсия в мини-музей. Поселок Горшково. Экскурсии для дошкольников, фотоотчеты из музея Экскурсия в мини-музей. Поселок Горшково экскурсии для дошкольников, фотоотчеты из музея. 24 апреля мы с ребятами ходили в мини- музей где.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль мини-музея в формировании нравственных чувств дошкольников через знакомство с народным бытом и предметами старины
Опубликовано: 7 февраля 2023 в 22:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль мини-музея в формировании нравственных чувств дошкольников через знакомство с народным бытом и предметами старины» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Тутова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД