Лучший педагог года

Роль художественного труда и конструирования в эстетическом воспитании дошкольников

Богданова Марина
Роль художественного труда и конструирования в эстетическом воспитании дошкольников

Эстетическое воспитание определяется как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы организации эстетического воспитания детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения.

Публикация «Роль художественного труда и конструирования в эстетическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Эстетическое воспитание средствами искусства обозначается термином «художественное воспитание».

Развитие художественных интересов, творческой фантазии и способностей ребёнка, приобретение им практических навыков начинается в раннем детстве. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении проводилась с учетом дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов. Задачи эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребёнка-дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.

Наиболее характерными признаками нравственной направленности в эстетическом воспитании являются : эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовать быт, хотя бы в игре; желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т. д. Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь.

Существует ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим и практическим действиям;

метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире.

В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приёмы. Ребёнок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создаёт игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

Вот некоторые приёмы, используемые для развития творческих способностей:

слово воспитателя (пояснения, указания) и наглядные методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приёмов исполнения;

приёмы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приёмы, побуждающие к эмоциональным переживаниям;

показ действий, которым надо точно следовать, и приёмы, формирующие способы самостоятельных действий;

приёмы, направленные на упражнения, тренировку в навыках, и творческие задания, предлагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность.

В целом лишь комплекс всевозможных методов и приёмов может обеспечить полноценное художественное развитие ребёнка.

Под термином «художественное развитие» понимается труд ребёнка с различными материалами с целью создания полезных и эстетично оформленных предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребёнок при создании красивых предметов учитывает прежде всего эстетические качества материалов, пользуясь ими на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретённых в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях.

Ручной труд является одним из наиболее любимых занятий ребёнка. На этих занятиях дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются.

Любая вещь, изготовленная ребёнком, должна получить оценку педагога или сверстников (при участии педагога). Существуют следующие критерии определения качества изделий детского ручного труда :

функциональность изделия, т. е. возможность его использования;

соответствие формы, цвета, пропорций фактуре материала изделия;

использование национальных мотивов и материалов в изготовлении и отделке изделия;

выразительность, образность, декоративность, нарядность изделия;

мастерство, аккуратность и техничность исполнения образца.

Содержание художественного труда дошкольников составляет :

работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, театральных кукол, предметов сервировки стола, сувениров);

работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур – анималистика, декоративных коллажей из сухих растений, соломки, плетение изделий из прутьев, сухой травы, составление декоративных букетов из сухих и животных растений, оформление живого уголка);

работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно; конструирование из бумаги методом оригами и киригами; изготовление картин из гофрированного картона; изготовление декораций, сувениров, макетов кукольных комнат и т. д.);

работа по дереву (поделка деревянных игрушек, сувениров, изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала, мелких предметов быта);

работа с глиной (создание декоративных украшений, керамических панно для оформления интерьера, изготовление настенных выставок, мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);

работа с искусственными материалами (вязание и плетение из синтетической пряжи, декоративной тесьмы, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из остатков меха);

работа с бросовым материалом (изготовление игрушек и сувениров из капсул для «Киндер-сюрпризов», использование в работе пластиковых бутылок, футляры от фломастеров и т. д.);

и очень много других видов работ (техники - процарапывание, торцевание, роспись на камнях и т. д.).

Правильно организованный ручной труд в детском саду даёт детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться, стремление овладеть особенностями ремесленного мастерства, приобщает к народно-декоративному искусству, т. е. подготавливает каждого ребёнка к последующему обучению в школе.

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Доклад на тему: «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Составила: Гафурова Нурфия Василовна,воспитатель, д. / с. №25 Воспитательное.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников»Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» В декабре в нашей группе №6 «Колобок» было проведено родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» в нетрадиционной.

Консультация для родителей и педагогов «Роль патриотической песни в воспитании дошкольников» Консультация для родителей и педагогов "Роль патриотической песни в воспитании дошкольников" Здравствуйте, уважаемые родители и коллеги.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,.

Роль и место художественного ручного труда в средней группе детского садаРоль и место художественного ручного труда в средней группе детского сада «Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль художественного труда и конструирования в эстетическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 24 января 2024 в 15:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД