Папки-передвижки

Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Наталья Сухарева
Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Тема опыта: «Роль дидактической игры в формировании элементарных

математических представлений у детей дошкольного возраста».

«Педагог-это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные

накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.»

(А. В. Луначарский)

Актуальность и перспективность:

Публикация «Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему

учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. В наше время тема

математического воспитания, очень актуальна. Все больше и больше в мире

развиваются компьютерные технологии, робототехника, и конечно в этих сферах не

обходиться без математического образования.

Работая много лет в детском саду, я узнала, что одним из самых интересных и

увлекательных занятий для детей является, математика. Благодаря этой науке дети

развивают мышление, логику, формируют представление о мире цифр. На протяжении

многих лет я углубленно работаю над проблемой компетентностно-ориентированного

образования и использование игровых форм в обучении детей. Для меня большое

значение имеет подготовить детей к школе, чтобы они успешно развивали

математическую деятельность. На свих занятиях по математике, я использую для

лучшего понимания детьми материала, игровую деятельность, ведь в игре развитие

ребенка происходит естественным способом. Приобретенные детьми математические

представления играют огромную роль в познавательном развитии детей. Главная

задача дидактических игр на формирование элементарных математических

представлений – умение детьми выделять, различать, знание геометрических фигур,

чисел, сравнение по форме и количеству. Дидактические игры прекрасно формируют

новые знания, понятия, способы действий, развивают восприятие, внимание, память.

Новизна опыта:

Новизна данного педагогического опыта заключается в совершенствовании различных

игровых методов и форм при проведении непосредственной образовательной

деятельности по математике, создание оптимальных условий для

проведения дидактических игр, использование при проведении дидактических игр

различных пособий и материалов, в том числе изготовленных собственными руками из

подручных средств.

Работая по данной теме, я определила для себя цель : Формировать элементарные

математические представления у детей, через использование игровых форм обучения.

Для достижения цели, наметила следующие задачи:

- изучить роль игровых форм обучения для развития математических способностей

дошкольников;

-развивать у детей познавательный интерес к математике;

-использовать в работе разнообразные дидактические игры для развития у детей

мыслительных функций, развивать восприятие, память, внимание;

В процессе обучения математически представлений, я использую разнообразные

методы обучения: практические, наглядно-словесные, игровые. При работе с детьми так

же учитываю их индивидуальные и возрастные особенности.

Теоретическая база опыта:

При разработке системы развивающих дидактических игр познакомилась с вопросами

теории и практики дидактической игры таких исследователей как А. П. Усовой, П. А.

Венгера, А. К. Бондаренко и это явилось методологической основой работы. А. В.

Запорожец, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др. особо подчеркивают ее

общеразвивающий характер, влияние на развитие интеллектуальных, коммуникативных,

специальных способностей. Эффективность использования дидактических игр в

педагогическом процессе предопределяется грамотным соотнесением дидактических и

воспитательных задач. Учитывая состояние мышления ребенка, его латентные

возможности, необходимо в дидактических играх ставить задачи, обеспечивающие

приведение в действие всех психических функций. В большинстве исследований (Л. А.

Венгер, О. М. Дьяченко, А. П. Усова) отмечается огромный воспитательный

потенциал дидактических игр в сенсорном и интеллектуальном развитии.

Технология опыта:

Работая в детском саду, я поставила перед собой цель: развивать у детей память,

внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка

в целом.

В процессе работы мною был составлен перспективный план дидактических игр.

Все дидактические игры я разделила на несколько групп.

К первой группе игр — отнесла игры, обучающие детей счету в прямом и обратном

порядке, такие как «Путаница», «Какой цифры не стало», «Назови соседей», «Убираем

цифры», «Сколько?» и др. Регулярно играя с детьми в эти дидактические

игры воспитанники учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать

словами свои действия.

Для закрепления знаний по составу чисел первого десятка проводится игра «Что

изменилось?». В этой игре используется различный дидактический материал :

вначале предметы, затем картинки, наконец, числовые фигуры и карточки с цифрами.

Во вторую группу входят игры — на ориентирование в пространстве. При

помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом

положение того или иного предмета по отношению к другому. Используются такие игры

как «Художники», «Расскажи про свой узор», «Что изменилось?», «Найди похожую», и

др.

В третью группу входят игры – для закрепления знаний о форме геометрических

фигур. Проводятся следующие дидактические игры : «Что бывает

такой формы», «Посмотри вокруг», «Геометрическая мозаика», детьми составляются

изображения предмета из геометрических фигур (по готовому образцу и по замыслу, и др.

Четвертая группа — дидактические игры на развитие логического мышления. Мною

используется множество дидактических игр и упражнений на развитие логического

мышления, например различные головоломки, логические задачки, «Шашки», «Скажи

наоборот», «Бывает-не бывает», «Найди отличия», «Исключение лишнего» и др.

В пятую группу математических игр я отнесла такие дидактические игры, как игры —

путешествие во времени, например «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Живая

неделя».

Также в процессе свободной деятельности мною активно

используются занимательные задачи в стихотворной форме. При проведении устного

счета включаются упражнения и задачи. Это оживляет работу, вносит элемент

занимательности.

Также в этом направлении мною проводится активная работа с родителями.

Проведены консультации: «Роль дидактических игр в формировании элементарных

математических представлений у детей дошкольного

возраста», «Развитие математических способностей у дошкольников».

Совместно с родителями пополнили математический уголок в группе

новыми дидактическими играми, в том числе изготовленными своими руками.

В результате работы я заметила, что при регулярном использовании

мною дидактических игр на занятиях по математике, у детей повысился уровень

усвояемости элементарных математических представлений, а также повысился уровень

развития математических представлений.

Улучшилось качество системы математического развития, что дало мне толчок

находить более интересные и плодотворные формы работы.

Дидактические игры заряжают детей положительными эмоциями, способствуют

закреплению и расширению у детей знаний по математике.

Постоянно используя дидактические игры по математике, как на занятиях, так и в

свободной деятельности, способствуют развитию элементарных математических

представлений дошкольников, что помогает дошкольникам ориентироваться в

окружающей их обстановке и систематически пользоваться в повседневной жизни

знаниями по математике.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта:

Работая по данной теме, я испытала некоторые трудности в дидактическом материале и

методических пособий.

Литература:

1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». Москва., 1991 г.

2. Бондаренко А. К. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада» Москва

3. Венгер Л. А. «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного

воспитания»

4. Усова А. П. Обучение в детском саду / под ред. действит. чл. АПН СССР А. В.

Запорожца. — 3-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1981. — 175, [1] с. —

Библиогр. : с. 172—174.

5. П. Венгер Л. Больше, меньше, поровну. // Дошкольное воспитание, 1994-№ 10. с.

48.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений у детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 марта 2023 в 08:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сухарева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД