Получи документы

Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО

Сантаева Инна
Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО

Региональный компонент в нашем детском саду

Автор: Сантаева Инна Витальевна – воспитатель МБДОУ ЦРР д / сад № 12 «Улыбка» г. Якутск

Национально-региональный компонент является одной из составляющих вариативной части образовательной программы и реализуется в соответствии с примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Публикация «Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО» размещена в разделах

Основные направления регионального компонента деятельности ДОУ :

• формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;

• формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина;

• изучение национальных традиций и обычаев;

• воспитание любви к природе родного края и его обитателям;

• воспитание потребности узнавать о природоохранных ценностях родного края, беречь и охранять их;

• обогащение и развитие речевой культуры

• изучение истории Якутии во взаимосвязи с культурой и историей России;

• раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество якутских поэтов, композиторов.

Цели:

Организация интеллектуальной, эмоциональной активности, как оптимального варианта нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников, на примере ближнего природного и социального окружения, ознакомления дошкольников с окружающим миром, помочь осознать своё место в нём.

В связи с этим основными задачами являются :

В области образования :

– расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению,

о достопримечательностях города, социальным навыкам;

– развитие интеллекта ребенка, формирование наглядно-образного мышления, повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения;– знакомство с проблемами экологии и охраны природы, охраны памятников истории, культуры.

В области воспитания:

-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;

-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

-формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

-воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности:

на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Работа по представленному содержанию проводится в комплексе, интегрируя задачи и представления, используя различные виды деятельности:

– наблюдения за природными и общественными явлениями, происходящими в родном городе;

– экскурсии в лес, парк, на речку, озеро, на рабочие места родителей; в учебные заведения; по историческим и достопримечательным местам;

– рассказы воспитателя об интересных исторических и современных событиях, фактах в жизни родного города (края);

– чтение познавательной и художественной литературы;

– рассматривание открыток, фотоальбомов, иллюстраций в книгах о Якутии; карты Якутии;

– беседы с детьми;

– чтение;

– составление гербариев;

– создание коллекций;

– встречи с интересными людьми (писателями, художниками, композиторами, старожилами и т. п., проживающими в родном городе;

– викторины;

– литературные вечера;

– игры-путешествия, дидактические игры;

изобразительная, художественно-продуктивная деятельность;

– участие в озеленении территории детского сада;

– участие в праздниках города.

Задачи реализуются через следующие формы образовательной деятельности :

– совместная деятельность с детьми, семьей;

– самостоятельная деятельность детей.

Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями и состоять в следующем:

«Социально-коммуникативное развитие» (региональный компонент) :

– Знакомство с хозяйственно-бытовыми традициями якутского и русского народа (сравнение) обустройство дома, быта.

– Знакомство с символами Якутии, традициями и обычаями народов севера, рассказы о воинах-защитниках Отечества, героях России – проживающих в Якутии.

– Рассказы, беседы о земледелии, скотоводстве, промыслах (охота, рыболовство, знакомство с предметами обихода.

Развивать у дошкольников:

- представления о родном крае как части России; об улицах, районах своего города; о достопримечательностях родного города: культурных учреждениях, памятниках зодчества, архитектуре, истории.

- символике города Якутска (герб, гимн); о знаменитых людях своего края; о городах своего края;

- представления о традициях и обычаях народов Якутии;

- представления о продукции, выпускаемой на предприятиях родного города, и трудовых действиях по ее изготовлению, добыче и реализации;

- представления об основных традициях и обычаях, регулирующих общение представителей разных этносов.

«Познавательное развитие» (региональный компонент) :

-представления о родном крае как части России; об улицах, районах своего города; о достопримечательностях родного города: культурных учреждениях, памятниках зодчества, архитектуре, истории; о символике своего города (герб, гимн); о знаменитых людях своего края; о городах своего края;

- представления о традициях и обычаях народов Якутии

- представления о продукции, выпускаемой на предприятиях родного города, и трудовых действиях по ее изготовлению, добыче и реализации;

- представления об основных традициях и обычаях, регулирующих общение представителей разных этносов, и месте проживания.

- представления о театрах и музеях города Якутска

«Речевое развитие» (Региональный компонент) :

- Формировать речевое общение у дошкольников посредством знакомства с легендами, сказками и произведениями детских писателей.

- Продолжать знакомить с фольклором народов Севера

- Развивать умение узнавать героев легенд о Якутии

- Воспитывать у детей интерес к истории создания легенд, сказок, фольклора Якутии.

«Художественно-эстетическое развитие»

(Региональный компонент)

– Знакомство с якутскими узорами, орнаментами, цветовой символикой, вышивкой, керамикой, резьбой, знакомство с творчеством художников Якутии.

– Знакомство с Якутскими праздниками, праздниками народов Севера, беседы о якутских композиторах, слушание якутской народной музыки, знакомство с якутскими музыкальными инструментами, танцами народов севера.

«Музыка»

- Продолжать знакомить дошкольников с народными песнями и музыкой народов севера

- Знакомить с народными музыкальными инструментами

«Физическое развитие» (Региональный компонент) :

Развивать интерес к физической культуре и национальным видам спорта.

Воспитывать интерес к национальным играм, традиционным для народов Севера спортивным играм, видам спорта и современным подвижным играм.

Итоговые результаты освоения регионального компонента.

– Любознательный, активный.

- Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает Республику Саха и город Якутск на карте, отмечает их уникальность. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы.

- Узнает на картинках и называет растения – эндемики, первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу Республики.

- Имеет базовые знания о животных, птицах родного края – узнает по внешнему виду, может составить краткий описательный рассказ.

-Эмоционально-отзывчивый.

- Проявляет устойчивый интерес к познанию уникальной экосистемы города Якутска

- Знает стихи, легенды о достопримечательностях Якутии.

- Уважает труд взрослых разных профессий по охране природы.

- Вместе с взрослыми выполняет доступные природоохранные задания. Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов.

- Мотивирует свое отношение к городу и его районам.

– Владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

- Отражает знания о городе Якутске, в небольших связных рассказах, в выразительной, музыкально-театрализованной деятельности. Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций.

- Проявляет способность решать интеллектуальные и личностные задания, адекватные возрасту.

- Устанавливает причинно-следственные связи между растительным и животным миром с помощью наглядной модели.

– Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

– Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, и природе.

– Может делать несложные «открытия» в процессе познания растительного и животного мира родного города, района. Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.

Таким образом, цель внедрения в дошкольных образовательных учреждениях Регионального компонента в образовательной программе по ФГОС направлена, на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Материал тем, пополняется, обогащается и усложняется с учетом возрастных особенностей детей.

Предполагается ежедневное наблюдение за погодой; сезонными изменениями; явлениями природы (живой и не живой).

Воспитатель сам должен изучить и знать материал, который планирует преподнести детям.

Материал группы:

- Проект «Моя Якутия» (по каждой теме разработаны презентации совместно с родителями).

Материал тем, пополняется, обогащается и усложняется с учетом возрастных особенностей детей.

Предполагается ежедневное наблюдение за погодой; сезонными изменениями; явлениями природы (живой и не живой).

- Разработаны два путеводителя для детей дошкольного (младшего школьного возраста) «Растения родного края» 1-ячась и 2-я часть

- Познавательная игра – лото «Деревья и кустарники Якутии»

- Дидактическое пособие Лэпбук «Животные Якутии» (тайги, тундры, горных районов)

Публикации по теме:

«Природная аптека» Видовое разнообразие родного края (региональный компонент)«Природная аптека» Видовое разнообразие родного края (региональный компонент) На территории нашей малой родины в естественных условиях произрастает великое множество лекарственных растений, которые являются составной.

«Река Миус-участница круговорота воды в природе» Региональный компонент«Река Миус-участница круговорота воды в природе» Региональный компонент Юг России - это наша малая Родина, которая чрезвычайно богата водными артериями, река Миус, протекающая по территории нашего района одна.

Фотозарисовка «Капельки дождя, как украшения подаренные природой. Региональный компонент»Фотозарисовка «Капельки дождя, как украшения подаренные природой. Региональный компонент» Вчера у нас целый день шел дождь. А, как хороша природа после дождя. Вокруг деревья, кустарники, цветы, стряхивают с себя оставшиеся капли.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО
Опубликовано: 29 апреля 2024 в 08:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 мая. Международный день музеев. Передвижка «В музей с ребенком»

18 мая празднуется Международный день музеев. Лучший способ отметить этот праздник – это сходить вместе с детьми в музей.

17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД