Получи документы

Речевое развитие детей с ОНР посредством сказок

Инна Агамян
Речевое развитие детей с ОНР посредством сказок

Трудно представить мир ребёнка без сказки. так как «Детство» и «Сказка» понятия неразделимые. С развитием массового телевидения читать сказки стали меньше. Телевизор в этом поединке с книгой вышел победителем, потому что смотреть телевизор легче. Быстрее и интересней. Я, считаю, что задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы развить творческий потенциал детей, фантазию, воображение, «гибкость ума», научить передавать мысли и чувства посредством языка.

Публикация «Речевое развитие детей с ОНР посредством сказок» размещена в разделах

Сказка- это универсальный учитель, с помощью неё можно воспитать в ребёнке человечность, способность сочувствовать и сопереживать героям, радоваться, анализировать вместе со взрослыми хорошие и плохие поступки.

Наверное, вы удивитесь, узнав насколько сильным инструментом в воспитании может быть чтение сказок детям, если сказка прочитана правильно, то эффективность ее воздействия на ребенка гораздо выше, чем поощрение или страх перед наказанием. Зачем читать ребенку книги, спросите Вы? Чтение - это нагрузка для мозга. читая, мы тренируем его так же, как тренируем мышцы, занимаясь спортом, что говорить о маленьком человеке, у которого только начинают активно работать нейрофизиологические процессы? Чтение ему необходимо как воздух! И пока малыш сам не умеет читать, помощь родителей тут бесценна!

Что же именно читать? Чем руководствоваться при выборе книг? Выбор книги не может быть случайным. Книга должна развивать у детей чувство прекрасного и светлого. Книга для малыша должна быть яркой, яркие художественные иллюстрации должны привлекать внимание ребенка, возбуждать у него интерес к книге. Это может быть сказка о добре, любви и справедливости над злом, книга о труде и героических подвигах советских людей. И вот книга выбрана, а как же правильно преподнести книгу, нужно использовать два основных методических приема:

1. Выразительное чтение.

2. Прием подачи книги детям.

Подробнее остановимся на выразительном чтении. От того, как взрослый прочитает книгу, как сумеет раскрыть детям заключенные в книге таинства, зависит и интерес к произведению, если прочитаете её

выразительно, с увлеченностью, то и ребенок проникается вашим настроением, и ребенок надолго запомнит чтение книги, пополнит словарный запас новыми и яркими словами, захочет употреблять их и в своей речи. Чтобы выразительно прочитать книгу, нужно глубоко проникнуть в мысли автора и разобрать каждую из частей произведения, проанализировать сюжет и поступки героев.

Рассмотрим основные средства выразительного чтения.

Самым главным средством выразительного чтения является интонация, интонация бывает:

- веселой;

- ласковой;

- ленивой и т. д.

Повышение и понижение голоса создают мелодию речи, при чтении важно соблюдать знаки препинания. Точка требует понижение голоса и логической паузы. Поза, мимика и жест дополняют выразительное звучание текста. Поза (положение тела) и мимика облегчает маленьким слушателям восприятия смысла литературного текста, так как лицо чтеца обычно выражает настроение произведения. Жест- он же может подменять собой слова, и лишь усиливает отдельные моменты.

Для выразительного чтения нужно знать технику речи. Речь связана с дыханием, чтобы не было затруднений в речи нужно правильно дышать, а для этого необходимо соблюдать следующие правила дыхательного и голосового режима:

1. Не читать в душной комнате.

2. Перед чтением сделать глубокий вдох.

3. Читать на выдохе медленно, экономно расходуя воздух, находящийся в легких. В процессе чтения необходимо быстро добирать воздух, пользуясь для этого каждой паузой.

Советы для правильного чтения сказок.

1. Прочтите ее сами от начала и до самого конца. Прислушавшись к этому совету, вы не прочтете на ночь детям страшную, или жестокую сказку.

2. Читайте детям сказки, соответствующие их возрасту, только тогда они будут полезны и интересны малышам.

3. Часто читать сказки для развитие речи. Использование сказок помогает развивать не только нравственные и моральные нормы поведения детей. но и обучать их правильной, развёрнутой устной речи, что является основой полноценного развития ребёнка.

4. Применение сказок в воспитательных целях. Если ваш ребенок совершил плохой поступок, или не хочет добросовестно выполнять свои обязанности - вместо нравоучений прочитайте ему соответствующую сказку.

5. Анализировать прочитанное. При чтении детям сказки, акцентируйте внимание в нужных местах. Пусть ребенок прочувствует ситуацию и ваше отношение к ней, научится различать добро и зло. Во время чтения сказки ведите диалог с детьми, читая детям сказки, интересуйтесь их мнением, спросите хорошо или плохо поступил главный герой. В конце обязательно узнайте у малыша понравилась ли ему сказка и чем именно. Эти беседы учат детей рассуждать, думать и анализировать чужие и собственные поступки.

6. Развитие фантазии и воображения.

Перед тем, как прочитать ребенку финальную сцену, спросите у него, как на его взгляд должна закончиться сказка. Пусть малыш пофантазирует.

7. Текст должен быть доступным для ребёнка.

Сказка должна быть понятна детям, читая сказку, отвечайте на их вопросы, заменяйте незнакомые слова на знакомые или объясняйте их значение (например, светлица, коромысло и т. д.).

8. Выбирайте иллюстрированные книги. Читайте детям сказки с картинками, если сказка содержит иллюстрации - внимательно рассмотрите их вместе с ребенком. обратите внимание малыша на мелкие детали, вплоть до жучков и светлячков где-нибудь в самом углу картинки. Это научит детей наблюдательности.

Сказки без картинок советуем начинать читать детям не раньше школьного возраста. чтобы ребенку было интереснее, предложите ему самому, нарисовать иллюстрации к этой сказке. Возможно, это пробудит в нем скрытые таланты художника и невысказанные чувства

9. Поэтапность прочитанного, читая детям длинную сказку, разделите ее на несколько раз, делайте паузы в самых интересных местах, это вызовет дополнительный интерес ребенка.

В современном мире остро стоит необходимость обогащения связной речи детей с речевым недоразвитием образно-выразительными средствами речи (сравнениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами, синонимами и антонимами) на материале формирования монологического

высказывания. Читая детям сказки решаются множество задач:

-обогащение словарного запаса детей

- использование образных выражений при пересказе сказок и рассказов;

- развитие связной речи у детей;

- развитие эмоционально-волевой сферы у детей

- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

- создание благоприятной психологической атмосферы взаимодействия учителя-логопеда с детьми и друг с другом;

- укрепление веры детей в собственные возможности;

- формирование интереса к занятиям.

Для того, чтобы научиться пересказывать сказки нужно сначала уметь подбирать нужные слова, которые смогут точно описать и охарактеризовать героев сказки, именно этому способствуют игры, упражнения и пособия, направленные на развитие речи детей с ОНР.

Д / Игра «Кто это?»

Цель: пополнять словарный запас детей качественными и количественными прилагательными.

Д / Игра «Доскажи словечко.»

Цель: развивать чувства ритма, словарного запаса у детей.

Д / Игра «Жадина.»

Цель: расширять и активизировать словарный запас детей, умение согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными и прилагательными;

Д / Игра «Назови ласково.»(развивать умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.);

Д / Игра «Один-много.» (формировать умение у детей образовывать существительные единственного и множественного числа. Род. пад.)

Д / Игра «Посчитай-ка» (формировать умение согласовывать имена существительные с числительными)

Пособие «Собери сказку»

Цель: развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, мышление и воображение у детей;

Игры-драматизации, пересказ сказок с помощью мнемотаблиц и опорных схем.

Каждый раз, когда Вы читаете ребёнку, или играете с ним в эти игры происходит волшебство: сплочение и единение семьи, дети чувствуют тепло и родительскую заботу, слушая речь мамы или папы, ребёнок успокаивается, снижается стресс и усталость за день. Голос родителей помогает расслабиться и лучше заснуть, вместе, вы проживаете радостные моменты сюжета, сочувствуете героям, стараетесь решить трудную задачу и помочь

И пусть книга будет лучшим подарком для ваших детей!

-умение выразительно интонировать голоса героев сказки;

Чаще читайте детям их любимые сказки, даже если вам они уже надоели. Любимая сказка есть у каждого ребенка. Такую сказку дети готовы слушать бесконечно, переживая каждый раз за ее героев, потому что отождествляют себя с ними, если вы поймете почему ваш малыш любит именно эту сказку, то вы лучше постигните его внутренний мир.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Библиотека изображений:

Публикация Речевое развитие детей с ОНР посредством сказок (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Инна Агамян на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Речевое развитие детей с ОНР посредством сказок
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 21:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД