МААМ-картинки

«Ребенок в поликультурном пространстве Сибири» (11 фото)

Мария Тумашева
«Ребенок в поликультурном пространстве Сибири»

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Народная культура всегда отражала ценностные особенности народа и всегда влияла на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека.

Задачи: учить чувствовать и понимать природу родного края;

«Ребенок в поликультурном пространстве Сибири»

формировать знания о коренном населении Прибайкалья – бурятах, их образе жизни, о бурятском фольклоре;

Публикация «„Ребенок в поликультурном пространстве Сибири“» размещена в разделах

воспитывать любовь к родному краю, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об его истории;

познакомить детей с особенностями национальной одежды русских и бурятов, их орнаментом и украшениями, сходством и различием; развивать вкус, побуждать детей к проявлению инициативы и творческой самостоятельности при выборе орнамента.

Предварительная работа:

Беседы о Байкале, чтение сказок бурятского народа, легенд, фольклора и т. д.

Просмотр видеофильмов о Байкале, об острове Ольхон, об Иркутском нерпенарии.

Рассматривание иллюстраций – картинок с изображением бурят, русских в их национальных костюмах.

Рассматривание иллюстраций с изображением русской избы, бурятской юрты (выяснение их сходства и различия).

Разучивание бурятских игр.

Словарь:

Региональный – местный

Фото №1 Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности на которой в данный момент мы проживаем

Компонент – составная часть чего-нибудь

Уникальный – единственный, неповторимый

Юрта бурятская

Полог – дверь юрты

Улус – деревня

Войлок – материал из шерсти овец, сделанный вручную

Русская изба – деревянный дом (ставни, конёк на крыше – оберег избы)

Орнамент – узор

Триада – основной узор бурятского орнамента

Ход деятельности

- Дети, вы любите путешествовать? Мы отправляемся с вами в путешествие, а вот на чем? Посмотрите на чертеж и догадайтесь, на чем же мы поедим. Что вы здесь увидели? (свободные ответы детей)

- Может, загадка вам подскажет, послушайте

«На этом транспорте можно оказаться далеко в прошлом времени или в будущем. Это не ракета и не самолет, хотя может летать, а может и по шоссе передвигаться. Что же это за транспорт? (свободные ответы детей)

Фото №2 Народная культура всегда отражала ценностные особенности народа и всегда влияла на формирование и развитие внутреннего духовного мира человека

- Когда возьмете билеты, билеты, вы узнаете, куда мы поедем (на билетах силуэт Байкала) Так куда мы направляемся? (свободные ответы детей)

- Крепко взялись за руки (включается музыка и воспитатель вместе с детьми «змейкой» переходят к макету Байкала)

- А вот и …. что? (свободные ответы детей)

- Послушайте плеск волн…подарите Байкалу «бусы» из красивых слов (дидактическое упражнение) «Какой?» - синий, красивый, блестящий, нежный, холодный, ровный, спокойный, чистый, ласковый, бурный, ледяной, замерзший, теплый, многоводный, заснеженный, могучий, сильный и т. д.

- Мы не раз уже говорили с вами о Байкале, его чистой питьевой воде, о богатстве озера, его уникальности (неповторимости). А сегодня поговорим о народах, которые жили и живут на берегах Байкала.

(Обратить внимание детей на макет юрты)

- Как вы думаете, чье это жилище? (бурятское) (свободные ответы детей)

- Само название бурят – буряят, буряяд. Русские называли бурят братскими. Буряты занимались скотоводством: разводили овец, коров, коз, лошадей. Семьи скотоводов перемещались вслед за стадами. Умели буряты и охотится, и рыбу ловить, к земледелию любовь привили русские люди, на побережье Байкала у них был еще промысел нерпы.

Жили буряты в юрте из войлока, позже стали делать юрту из бревен. Юрта без окон, а в крыше отверстие освещения и для выхода дыма от костра на котором готовили.

Дидактическое упражнение «Найди нужное слово»

Фото №3 Задачи учить чувствовать и понимать природу родного края

А. жилище бурятов: дом, изба, чум, юрта

Б. какая из сказок бурятская: «Три брата», «Три поросенка», «Ключ счастья»

В. Какой танец бурятского народа: «Яблочко», «Ехор», «Лезгинка»

- Какие игры бурятского народа вы знаете? (свободные ответы детей)

- Становитесь, поиграем в бурятскую народную игру «Найди друга»

Игра «Найди друга»

- Народы Байкала верили, что их оберегают духи. Над всем стоял великий Дух-Байкал, он мог и наградить, и наказать. Послушайте загадку:

Из воды четыре братца

Поднялись покрасоваться,

Фото №4 Предварительная работа Беседы о Байкале чтение сказок бурятского народа легенд фольклора и т

В беломраморную грудь

Ветра свежего вдохнуть.

Долгий братец – самый длинный,

Брат большой – князь муравьиный,

Тонкий брат и круглый брат

Из воды едва следят.

Кто они? Пришли откуда?

Под каким названьем чудо? (Ушканьи острова)

Легенда об Ушканьих остравах:

- Что вы знаете из легенд о том, как появились Ушканьи острава? (свободные ответы детей)

А. с кем боролся Байкал? (с бурей)

Б. что он воздвиг вокруг себя? (скалы)

В. На какую хитрость пошел Байкал? (стал со дна скалы поднимать)

Г. Чем заносило скалы очень-очень много лет? (илом, песком)

Д. какая же живность устраивает лежбища на Ушканьих остравах? (нерпы)

Легенда о первом обитателе Ушканьих остравов:

А. какой наказ оставил старик-сторож, который прожил много лет на Ушканьих островах своим внукам и правнукам (как лисица около своей норы не охотится, так и вы берегите вокруг себя все живое. Без природы человек голый, а голышом долго не проживешь)

- А сейчас, как послушные правнуки коренных жителей Байкала, поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота»

Игра «Золотые ворота»

После игры, дети садятся в позу «лотоса» :

Дидактическое упражнение «Найди ответ» :

А. на берегу какой реки обосновался наш город? (Иркут)

Б. как назывались люди, которые жили на берегах Байкала задолго до появления бурят? (курыкане)

В. К какой реке убежала дочь Байкала? (к Енисею)

Фото №5 Просмотр видеофильмов о Байкале об острове Ольхон об Иркутском нерпенарии

Г. Какого народа сказка «Живая вода» (хакасского)

где проживает хакасский народ? (на Енисее, у его притока Абакана)

Д. какие деревья зимой и летом питает эта «живая» вода, о которой говорится в сказке? ( хвойные: ель, сосна, кедр)

Е. в какой бурятской сказке богатый и жадный, отважный и добрый, мудрый и старый обращаются к Князю Неба с просьбой о воде? (бурятская народная сказка «Три брата»)

Ё. из какой сказки мы узнали, что «стали крепко дружить и счастливо жить друзья – бурят Айдархан и Антон-труженик? («Ключ счастья»)

Ж. в каком произведении мы узнали о двух ветвях бурятского народа – булагатах и ихиритах? (в бурятской легенде)

З. что означает «булагат»? (найденный в бычьей борозде)

Д. как с бурятского перевести «ихирит»? (найденный в воде)

И. так где жила семья шаманов Шодо и Шондо по легенде? (где Ангара вытекает из Байкала)

- Озеро Байкал, говорит народ, - это голубое сердце Сибири, а остров Ольхон – сердце Байкала. По бурятским легендам именно на Ольхоне в скале Шаманка живет дух Байкала. Именно с острова Ольхон началось освоение Байкала русскими казаками.

Дети читают стихи:

Чиста вода и воздух чист.

Крепчает здесь народ.

Бурят, казак и декабрист

Продолжили здесь род…

Воду Байкала несет Ангара,

Сверкают огнями ее берега.

Разные нации в крае живут,

Малую Родину славят.

Разные нации в крае живут,

Землю Иркутскую славят.

Включить бурятскую мелодию, входит гостья в бурятском национальном костюме. После приветствия рассматриваем костюм девушки: выясняем, что любимый цвет бурят – синий. Гостья раздает всем детям конверты и предлагает выполнить задание – составить пазлы, которые у них останутся в подарок.

Бурятский танец «Ехор» (танцуют дети вместе с девушкой)

Фото №6 Рассматривание иллюстраций картинок с изображением бурят русских в их национальных костюмах

- В следующий раз наша гостья познакомит нас с бурятской кухней.

Рассматривание иллюстраций с изображением русской избы бурятской юрты выяснение их сходства и различия Разучивание бурятских игр Словарь Региональный местный Что вы здесь увидели свободные ответы детей Может загадка вам подскажет послушайте На этом транспорте можно оказаться далеко в прошлом времени или в будущем
Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Рождественские колядки»Краткосрочный проект «Рождественские колядки» Краткосрочный проект "Рождественские колядки" Музыкальный руководитель: А. Ю. Смирнова. Вид: творческий, групповой, краткосрочный. Участники:.

Программа ознакомления детей с родным краем «Мир Бодайбинского района» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ «МИР БОДАЙБИНСКОГО РАЙОНА» ТИП ПРОГРАММЫ: образовательная. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: познание, социализация,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Ребенок в поликультурном пространстве Сибири»
Опубликовано: 25 сентября 2014 в 09:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Ребенок в поликультурном пространстве Сибири»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Тумашева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД