Папки-передвижки

Реализация парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в соответствии с ФОП ДО

Козик Валентина Александровна
Реализация парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в соответствии с ФОП ДО

С 1 сентября 2023 года все детские сады перешли на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО, которая направлена на формирование у детей российских духовно-нравственных ценностей с учетом их возрастных обязанностей. Сделан акцент на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения, как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины. При разработке ООП ДО педагоги нашего детского сада остановились на парциальной программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой, которая соответствует требованиям ФОП ДО.

Публикация «Реализация парциальной программы „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“ в соответствии с ФОП ДО» размещена в разделах

(Слайд 2)Основной целью программы является : формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством приобщения их к духовным ценностям русского народа, ознакомления с историей, бытом, традициями и русскими народными промыслами.

(Слайд 3)Успех приобщения детей дошкольного возраста к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.

Методы, используемые в работе по программе : словесные, наглядные и практические.

(Слайд 4)В своей работе с детьми, с родителями и социальными партнерами используем разнообразные формы: как традиционные, так и нетрадиционные. Формы взаимодействия должны отличаться оригинальностью, востребовательностью, интерактивностью.

(Слайд 5) Педагогами нашего дошкольного учреждения собран большой материал по данной теме: методическая и познавательная литература, сборники устного народного фольклора, русской кухни, народной песни, альбомы о народном костюме.

(Слайд 6)Для решения поставленных целей и задач в своей работе по приобщению детей к истокам народной культуры мы выделили шесть основных направлений работы.

(Слайд 7) Первое направление: знакомство с национальным бытом.

Мы решили выделить в группе место и оборудовать его в виде комнаты в русской избе.

Результатом совместной деятельности - педагогов, детей, родителей детского сада стал мини- музей «Русская изба», где разместились предметы русского быта. (Слайд 8)Музей оборудован так, чтобы можно было делать переносные выставки в группах для проведений мероприятий. Здесь можно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Было решено: одна из воспитателей станет хозяйкой избы. В будние дни хозяйка станет встречать детей в традиционной домашней одежде русских крестьянок, а в праздники будет надевать расшитый сарафан и кокошник.

(Слайд 9)В группе оборудован уголок ряженья с элементами костюмов и шапочек для игр-драматизаций и инсценировок сказок, народные костюмы;

уголок театральной деятельности, где собраны разнообразные виды театра; создана библиотека книг устного народного творчества. Оформлен патриотический уголок.

(Слайд 10)На территории детского сада оформлен уголок русской деревни с прудиком, телегой с сеном и деревенским забором. Мы старались передать национальный колорит прошлого столетия.

Созданы картотеки: подвижных народных игр и фольклора, дидактических игр, потешек, пословиц и поговорок.

(Слайд 11) Второе направление: использование народного фольклора.

Широко используем в работе по приобщению детей к устному народному творчеству фольклор во всех его проявлениях (сказки, пословицы, поговорки, загадки, песенки, частушки, хороводы и т. д.)

Реализация программы осуществляется с помощью особого персонажа. Это – домовенок Кузя (его роль исполняет один и тот же педагог). Кузя большой шутник, весельчак, затевает с ними разные игры и забавы. Однако он плохо ориентируется в современной жизни и часто просит рассказать, что ребята о ней знают. Кузя хранит свои сказки, потешки и загадки в особом сундучке. Иногда из сундучка появляются странные предметы (волчий хвост, лапоть, и домовенок просит ребят догадаться, из каких сказок эти вещи. В ходе работы в данном направлении нами был проведен ряд занятий: «Гости дорогие в избу к нам пришли», «Русский народный костюм», и т. д. Беседы проводятся с привлечением пословиц, поговорок, загадыванием загадок, прослушиванием народных песен. Используем колыбельные песенки, прибаутки, заклички. Знакомим детей со звучанием русских народных инструментов : гуслей, гармонии, балалайки, колокольчиков, рожка, трещотки.

(Слайд 12) Третье направление: знакомство с декоративно-прикладным искусством.

В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и с народным промыслом : дымковской, городецкой игрушкой, хохломской росписью, гжелью и т. д.

Например, очень интересно было ребятам побывать в роли дымковских мастеров. Процесс лепки игрушек из соленого теста оказался очень увлекательным. После просушки изделий дети раскрасили свои фигурки. Знакомясь с гжелью, ребята составляли узор из готовых форм, самостоятельно вырезая, приклеивали их на шаблон. В конце занятий Хозяйка, Кузя и дети обычно поют ярмарочные частушки.

(Слайд 13)Четвё ртое направление: приобщение детей к народной культуре через игру.

Фольклорные игры, песни, хороводы помогают детям, прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

В своей работе используем все виды русских народных игр :

Подвижные игры соревновательного характера «Горелки», «Ловишки».

Обрядовые (календарные) игры, имеющие связь с народным сельскохозяйственным календарём. («Кукушечка», «Ручеёк»)

Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай»)

(Слайд 14)Игры с ведущим (водящим, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок»)

Драматические игры, требующие искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок»)

Пальчиковые, Хороводные игры, Дидактические – настольные игры- («Одень куклу в национальный костюм», «Ярмарка игрушек», «Собери матрешку» и т. д.)

(Слайд 15) Пятое направление: театрализованная деятельность.

Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность. Дети верят персонажам, и любят подражать тем героям, которые им больше всего понравились. Их увлекает вымысел, быстрая смена событий в сказке, приключения и победа добра над злом.

На занятиях мы разыгрываем отдельные театрализованные сценки, используя маски-наголовники. С большим интересом дошкольники пересказывают сказки с помощью настольного и пальчикового театра. Также занимаемся театрализованной постановкой русских народных сказок, показываем их ребятам младшей группы и участвуем в муниципальных конкурсах.

(Слайд 16) Шестое направление: знакомство с народными праздниками и традициями.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

В рамках реализации парциальной программы осенью был проведен праздник «Осенние посиделки», на котором дети водили хороводы, отгадывали загадки, по предметам из «сундучка сюрпризов» отгадывали сказки. Итогом праздника стало чаепитие с «вкусняшками», которые испекли родители.

(Слайд 17)В январе было проведено развлечение «Пришла Коляда – отворяй ворота», где Хозяйка рассказала детям о рождественском празднике, о гаданиях. Дети нарядились в костюмы, разучили колядку, познакомились с обрядами гадания.

Например, в небольшую емкость насыпают крупу или песок, прячут разные предметы (камушек, монету, конфету, семечки и т. д) Нужно закрыть глаза и достать предмет. Камушек – препятствия, монета – к богатству, конфета – к сладкой жизни, семечки – много друзей. В настоящее время в нашем детском саду идет подготовка к празднику «Ой ты, Масленица»

(Слайд 18)Реализация парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» осуществляется в тесном взаимодействии с родителями и социальными партнерами.

С целью изучения истории и особенности культуры и быта русского народа организовано посещение сельского музея.

Совместно с сельским ДК запланированы народные праздники «Масленица» и «Светлая пасха».

(Слайд 19)Огромную роль в воспитании духовно-нравственных ценностей выполняет сельская библиотека. Например, в ее стенах было проведено мероприятие «И древо родовое по-прежнему живет»», которое было организовано совместно с родителями. Очень творчески и добросовестно отнеслись родители к поручению оформить «дерево» в увлекательной форме они рассказали о себе, о своей семье, вспоминая имена бабушек, прадедушек и даже прапрапрадедушек и прапрапрабабушек.

(Слайд 20)Родители воспитанников всегда самые активные участники праздников, конкурсов, выставок, организованных в детском саду. Например, в рамках реализации парциальной программы родителями были организованы два интересных мастер – класса: «Рождественское печенье» и «Изготовление игрушки-матрешки». Таким образом, родители на практике видят, какую огромную пользу приносит народное творчество детям.

(Слайд 21)Перспективы дальнейшей работы.

• Продолжить работу по приобщению к истокам русской народной культуры детей дошкольного возраста через создание образовательных проектов при активном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

• Организовать семейный клуб «Общие встречи в избе». В клубе будут отмечаться народные праздники, где мамы и бабушки будут угощать своим «фирменными» блюдами. А хозяйка будет рассказывать о секретах и традициях русской народной кухни, в свою очередь, предлагая блюда для дегустации. На таких встречах обязательно будут присутствовать дети, наряженные в русские костюмы. Вместе с хозяйкой они будут показывать народные игры, петь песни и частушки, вовлекая присутствующих в веселое соревнование.

В заключение хочется сказать, что без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека. Пусть не все останется в памяти, но что-то осядет, запомнится, значит рано или поздно обязательно прорастет и даст свои всходы.

( Новизна опыта: Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа)

Прикреплённые файлы:

ruskaja-izba_i6gql.pptx | 11205,73 Кб
 
Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Реализация парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в соответствии с ФОП ДО (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Козик Валентина Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Реализация парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в соответствии с ФОП ДО
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 17:49
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД