Получи документы

Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр

Бородина Татьяна
Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр

«Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры»

«Человек стал человеком, когда услышал шопот листьев и песню кузнечика, журчание ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Мы не можем существовать вне ее, не можем нарушать законы окружающего мира. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны и жизнь на земле. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:

развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;

доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;

ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;

в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);

экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;

позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.

Игра для ребёнка- это серьёзное занятие. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – говорил К. Д. Ушинский.

Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр., развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).

Поэтому целью своей педагогической деятельности определила формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Исходя из цели выделила задачи:

формирование системы элементарных экологических знаний;

развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы;

развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

воспитание гуманного, бережного, эмоционально - положительного отношения к природе.

Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же «эколого – целесообразное» поведение в природе.

Для этого отобрала и систематизировала разные виды дидактических игр :

1. игры на формирование экологических представлений о мире животных;

2. игры на формирование экологических представлений о мире растений;

3. игры на формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы;

4. игры на ознакомление с взаимосвязями человека с окружающей средой

Структура дидактической игры :

Дидактическая задача;

Игровые действия;

Игровые правила;

Результат;

Дидактический материал;

Сюжет;

Роль.

Дидактические игры являются – игровым методом обучения, формой обучения, средством всестороннего развития, самостоятельной игровой деятельностью.

Образовательные задачи дидактических игр по экологии состоят в следующем :

Развивать умение детей формулировать вопросы и ответы в рамках определенного познавательного содержания;

Закрепить знания детей о местообитании животных и растений;

Формировать и расширять представления детей о поведении животных во время поиска и добывания пищи, способов зашиты от врагов;

развивать умение детей классифицировать животных и растений;

формировать представление о защите животных и растений.

Развивающая экологическая среда

Уголки в группах;

Растительный мир на участке;

Учебно – наглядные пособия и дидактические игры.

Элементы развивающей среды способствуют:

Познавательному развитию ребенка;

Эколого – эстетическому развитию;

Оздоровление ребенка;

Формирование экологического грамотного поведения.

Применяя принцип зонирования группового помещения создала предметно-развивающую среду, которая способствует формированию познавательной активности ребенка и бережному отношению к природе. В уголке природы дети имеют возможность наблюдать за жизнью растений и животных, в библиотеке просмотреть книги энциклопедического содержания о животных и растениях, иллюстрации, картины пейзажной живописи, в игровом центре, содержащим необходимые атрибуты к играм, удовлетворить основную потребность в игре.

Необходимо помнить, что уголок природы – это место постоянного общения детей с микромиром живой природы, представленной растениями. Он вносит в жизнь детей разнообразие, обогащает их знания и, что очень важно, способствует формированию их эмоциональных и духовных чувств.

При использовании дидактических игр воспитатель должен следовать определенным принципам:

Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в тоже время доступна детям;

Постоянно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

Конкретно и четко определять правила.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

Игры с предметами (игрушками, природным материалом);

Настольно – печатные игры;

Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся опираясь на имеющихся представлениях о предметах углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах, дети самостоятельно решают разнообразные

мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки;

отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам и признакам. Например такие словесные игры:

«У кого кто?» (о животных); «Похож – не похож» (о цветах)

«В саду или огороде?»; «Загадай, мы отгадаем» (о растениях) и т. д.

Ожидаемые результаты:

Знает основные группы организмов, местообитание;

Совершает классификацию животных в следующих группах:

млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, рыбы и насекомые;

Совершает классификацию растений в трех основных группах –деревья,

кусты, трава; разграничивает домашние и дикие растения;

Совершает классификацию растений и животных по заданному признаку;

Расширяет знания о местах обитания и происходящих событиях;

Развивает первоначальное понимание о защищенных и незащищенных

растениях и животных и понимает необходимость заботе и охране

всех видов.

Экологические знания у детей посредством дидактических игр способствуют повышению экологической культуры, активизации словаря, развитию психических процессов (воображение, память, мышление, внимание, нравственных качеств, восприятие бережного отношения в природе. Дети в игре осваивают новые знания, что является хорошей подготовкой к школе.

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Экологическое воспитание дошкольников .

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Экскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольниковЭкскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольников В нашем детском саду созданы необходимые условия для экологического воспитания дошкольников. Оборудован "Зимний сад", где ребята могут не.

Библиотека изображений:

Публикация Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Бородина Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр
Опубликовано: 22 мая 2020 в 10:31
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД