Лучший педагог года

Развитие воображения детей средствами нетрадиционных технологий

Габбазова Ильмира
Развитие воображения детей средствами нетрадиционных технологий

Габбазова И. Р.

Статья

Развитие воображения детей средствами нетрадиционных технологий”

Возможности использования нетрадиционных художественных технологий в процессе развития воображения дошкольников.

Понятие нетрадиционных технологий в образовании.

Понятие техники в изобразительной деятельности

Публикация «Развитие воображения детей средствами нетрадиционных технологий» размещена в разделах

Выбор нетрадиционных техник изображения для развития

творческого воображения детей

Приложение. Серия занятий с использованием нетрадиционных художественных технологий.

Актуальность темы.

Воображение имеет большое значение в жизни дошкольника. О его наличии мы можем судить по тому, как он внимательно слушает сказки, одушевляет в игре предметы и разыгрывает с ними сюжет, строит что-либо из конструктора, рисует предметы, явления природы.

Возможности использования нетрадиционных художественных технологий в процессе развития воображения дошкольников

Понятие нетрадиционных технологий в образовании

Понятие нетрадиционные технологии предполагают отличие от классической структуры за счёт использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения НОД, оставив неизменным главное

Разнообразные нетрадиционные технологии предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей. В настоящий момент разработано множество нетрадиционных методик обучения и воспитания детей

Среди них :

- изотерапия – лечение посредством изобразительной деятельности;

-музыкотерапия – терапия через музыку, куда входят музыкопсихотерапия, музыкосамототерапия, кинезитерапия;

- имаготерапия – терапия через образ, куда входят такие виды как

- куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама;

- либропсихотерапия или лечебное чтение;

- библеотерапия – терапия через книгу.

Понятие техники в изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения, ведь ребенок только начинает творить. Поэтому способам рисования его следует учить. Что же собой представляет техника рисования?

Художники включают в это понятие технику линии, тушевки, определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, красок: пастельных, масляных, акварельных, гуаши, темперы и др.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями. Однако техника понимается и более узко: как прямой, непосредственный результат работы художника со специальным материалом и инструментом ( отсюда выражение: техника масляной живописи, акварели, гуаши и пр., умение использовать выразительные возможности материала, и более широко: как, например, способ передачи вещественности предметов. Рисование в детском саду — художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику.

Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. По мнению Т. С. Комаровой, обучение детей технике рисования должно осуществляться «не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет».

Если ребенок не владеет своей рукой, каждое изобразительное движение дается ему с трудом, рука быстро устает и процесс создания изображения не приносит радости. Вместе с тем овладеть линией, штрихом, пятном как средствами выразительности, научиться правильно держать карандаш, кисть, рациональным способам их использования — достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может. Необходимо, чтобы он правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого.

В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления. Если дети неправильно держат карандаш (в результате того, что им своевременно не показали, как это надо делать, и у них закрепилась неправильная хватка) — щепотью, в кулаке, скрюченными пальцами, то рука быстро устает, изображение искажается. И как результат — неудовлетворенность, огорчение, потеря интереса.

Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятия рисованием.

Продумывая занятие, воспитатель подбирает тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям и окружающим эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если дети хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала (разумеется, в доступных пределах).

Обучение детей технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, важно для развития изобразительного творчества.

Выбор нетрадиционных техник изображения для развития творческого воображения детей

Нетрадиционные техники рисования ориентированы на развитие не только творческого воображения, но и мышления, памяти, внимания, интереса, мелкой моторики, а также на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Ребенок воспринимает занятие с применением нетрадиционной техники рисования как игру, и это доставляет ему двойную радость. На основе анализа методической литературы мы отметили, что педагоги рекомендуют в работе по развитию у детей дошкольного возраста творческого воображения использовать следующие виды нетрадиционных техник изображения : монотипия, кляксография и задания по типу кляксографии, рисование цветными нитками. Проведя анализ опыта работы Долбушинской основной школы, мы выяснили, что в работе по обучению детей навыкам изобразительной деятельности используются нетрадиционные техники изображения, такие как граттаж, печать от руки, рисование по сырой и мятой бумаге, рисование цветной манкой, монотипия, рисование цветными нитками и кляксография. Из большого арсенала видов нетрадиционных техник мы остановили свой выбор на следующих:

- монотипия,

- кляксография,

- рисование нитями.

Выбор этих техник не случаен :

- во-первых, они наиболее благоприятны для развития творческого воображения, так как их результат непредсказуем и индивидуален;

- во-вторых, они доступны в техническом отношении детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- в–третьих, процесс выполнения изображения названными техниками увлекателен, интересен, связан с положительными эмоциональными переживаниями.

Краткая характеристика выбранных нетрадиционных техник изображения :

Одной из простейших графических техник считается - монотипия Благодаря этой технике оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что сообщает ему особую прелесть. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один. Отсюда и название - монотипия (от греческих слов monos - один, единый и typos - отпечаток). Количество красок в монотипии - любое.

Важно, чтобы рядом всегда был взрослый. Ведь может возникнуть множество неожиданностей, когда важна подсказка взрослого. Иначе в случае неудачи ребенок надолго потеряет к занятиям всякий интерес. Старайтесь пробудить фантазию малыша, а для этого обратите занятия в увлекательную игру. Так, на листке бумаги оставьте несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Согните листок пополам и плотно сожмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры (см. Приложения А, Б).

Следующая техника - «кляксография» (по определению

О. Белобрыкшиной). Начинать работу рекомендуется с более простых заданий. Воспитатель заранее готовит листы с цветными кляксами. Форма цветных пятен сама по себе должна быть необычной, вызывающей у ребенка ассоциации, желание дополнить образ. Затем можно предложить ребенку самому выполнить работу от начала и до конца. Сделать кляксу более интересной и выразительной можно путем ее раздувания. Предложите ребенку поставить большую яркую кляксу, взять трубочку для коктейля и осторожно подуть на каплю. Она побежит вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. Можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета.

- Второй вариант кляксографии: Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение (см. Приложения В, Г).

Первый вариант ниткографии - «Цветные нитки»

Возьмите нитки длиной 25—30 см, окрасьте их в разные цвета, выложите как захочется - на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу.

Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу и разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдёргивайте одну нитку за другой. Разверните лист. Полученное изображение можно дорисовать до целостного образа, а можно соотнести его с каким-либо чувством, настроением (см. Приложения Д, Ж, К, Л).

«Ниткография» – удивительная техника рисования, другими словами - «рисование нитками».

Вторым способом с помощью этой техники можно создавать яркие картины без использования кисточек и красок, лишь с помощью нитей и клея. Ниткография, как вид изобразительного искусства, берет свои истоки в Мексике. Мексиканские мастера создают свои картины с элементами этноса из толстых шерстяных ниток. Основу для картин смазывают специальной смесью, в состав которой входят смола сосны и пчелиный воск, а шерстяные разноцветные нити выкладывают в форме различных узоров. Изображение, выполненное в этой технике, получается объемным, фактурным, завораживающим и кажется «живым», в отличие от обычных контурных изображений. Такая техника рисования доступна даже маленьким детям, так как она проста в выполнении и вызывает интерес у детей. Яркие и приятные на ощупь нитки действуют успокаивающе на детей. Занятие рукоделием развивает интерес детей к декоративно-прикладному искусству. Такая ниткография, сделанная детскими ручками, уникальна, несет в себе неповторимую положительную энергетику

(см. Приложение М).

Опираясь на изученный материал, нами была разработана серия занятий с использованием нетрадиционных техник изображения (Приложения А-М).

При подборе и организации занятий мы опирались на следующие принципы:

1) свобода выбора ребенком стимульного и изобразительного материала;

2) неограниченность временными рамками;

3) положительное принятие результата работы.

Таким образом, данная серия занятий при внедрении ее в систему работы по художественно-эстетическому развитию, будет способствовать развитию творческого воображения детей.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие на выделение формы и развитие воображения «Собери цветок из геометрических фигур» для детей с ОВЗДидактическое пособие на выделение формы и развитие воображения «Собери цветок из геометрических фигур» для детей с ОВЗ Цель: Познакомить детей с геометрическими фигурами. Учить составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с.

Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта. В детском возрасте чаще всего проявляется как.

Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Коноваловой.

Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья»Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья» Конспект психолого-педагогического занятия на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) с помощью нетрадиционной техники рисования.

Конспект мастер-класса «Патриотическое воспитание детей средствами нетрадиционных технологий изобразительного творчества»Конспект мастер-класса «Патриотическое воспитание детей средствами нетрадиционных технологий изобразительного творчества» Мастер-класс "Патриотическое воспитание детей средствами нетрадиционных технологий изобразительного творчества" Цель: привлечение внимания.

Отчет по инновационному проекту «Интеллектуально-творческое развитие дошкольников средствами игровых технологий» Отчёт о реализации инновационного проекта по теме:«Интеллектуально – творческое развитие детей средствами игровых технологий и музейной.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие воображения детей средствами нетрадиционных технологий (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Габбазова Ильмира на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие воображения детей средствами нетрадиционных технологий
Опубликовано: 9 октября 2023 в 13:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД