Получи документы

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Пахомова Света
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Содержание:

Введение….3

1. Нетрадиционный способ рисования в младшем дошкольном возрасте…. 4

2. Нетрадиционный способ рисования в среднем дошкольном возрасте…. 6

3. Нетрадиционный способ рисования в старшем дошкольном возрасте…. 8

4. Нетрадиционный способ рисования в подготовительном возрасте…. 9

Публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Заключение…. 10

Использованная литература…. 11

Приложение

Введение:

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников.

Рисование нетрадиционными техниками позволяет учитывать индивидуальные особенности развития детей (стеснительность, неуверенность, неаккуратность, и помогают каждому ребенку найти себе деятельность по душе. Возможность использовать в рисовании различные инструменты и материалы (живописные и графические) дают детям свободу выбора. Рисовать можно цветными карандашами, фломастерами, восковыми мелками, пастелью, углем, соусом, гуашью, акварелью, акриловыми красками, тушью и т. д.

Для всестороннего развития дошкольников в детском саду большое значение имеют занятия по изобразительной деятельности. Однако к использованию в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников и отрицательно сказывается на выразительности детских работ. В этом и состоит противоречие между целесообразностью использования художественных нетрадиционных техник в детском изобразительном творчестве. Нетрадиционные техники значительно повышают интерес к процессу рисования, так как позволяют получить качественный изобразительный результат, что, в свою очередь, повышает самооценку ребенка со зрительной депривацией, дает возможность почувствовать свои силы и возможности. Активное включение нетрадиционных техник в изобразительную деятельность направлено на совершенствование процесса обучения.

Нетрадиционный способ рисования в младшем дошкольном возрасте :

Рисование пальчиками: (рис. 1)

Все прекрасно знают, с чего начинается знакомство с чем-то новым для детей. Естественно с тактильного контакта, пока мы эти краски не рассмотрим, не понюхаем и не потрогаем, она будет оставаться для ребенка загадкой. Да и это один из самых простых способов рисования. Пальчик, краска и лист… рисуй. Проще и придумать нечего, тем прекраснее картины ребят, на которых в произвольном порядке изображены капельки дождя или зернышки для цыплят.

Сейчас большой выбор красок специально для рисования пальчиками – они легко смываются и отстирываются. Можно сделать такие краски самим. Разводить гуашь небольшим количеством воды и добавлять в нее каплю моющего средства, а можно сварить 1,5 ложки крахмала со стаканом воды, остудить, разложить в емкости и добавить в каждую емкость пищевой краситель. Безопасно, недорого, легко.

Способ :

1. Показать детям как ставятся на листе пальчиком точки, рисовать мазки, проводить линии;

2. При смене цвета промываем пальчик в мисочке и вытираем тряпочкой.

Рисование ладошкой : (рис. 2)

Необычные и оригинальные композиции получаются при помощи ладошек ребенка. Одно прикосновение ладошки к листу и готово! Стоит добавить немного фантазии и дополнительных деталей получается истинный шедевр.

Способ :

1. Для начала стоит научить ребенка делать отпечатки сухой ладошкой;

2. Далее ладошка ребенка опускается в тарелочку с краской, если у ребенка не получается самостоятельно это сделать, то вы помогаете ему;

3. После этого ребенок делает отпечаток внутренней стороной расправленной ладошки на бумаге. В зависимости от идеи пальцы могут быть растопырены или прижаты друг к другу, если нужно чтобы ладошка была повернута вниз, то переворачивать лист нужно уже, когда отпечаток уже сделан;

4. После высыхания отпечатка, добавляем детали, которые завершат образ.

Из отпечатков получаются разнообразные птицы, обитатели моря и океана, деревья, цветы, животные и т. д.

Так же можно усложнить работу, можно соединить большие пальцы вместе и сделать отпечаток сразу двух ладошек, получится бабочка. А можно так же и поэкспериментировать. Пустить в ход не только руки, но и ножки ребенка.

Рисование поролоновым тампоном: (рис. 3)

Итак, после знакомства с краской и рисования пальчиками детям хорошо использовать поролоновый тампон, с помощью которого ребенок получит необходимый навык для подготовки к рисованию кистью.

Тампон можно брать разной формы, в зависимости от задач, которые стоят перед вами. Он может быть прямоугольной формы, с закругленным кончиком, квадратной формы, круглый и т. д.

Для начала используем краску одного цвета, при смене цвета, меняем тампон.

Способ :

1. Показать, как брать поролоновый тампон за кончик, другой конец, смоченный в воде, опускаем в емкость с краской;

2. Рисовать поролоновым тампоном можно круги, точки, мазки, закрашивать предмет по контуру.

Поролоновым тампоном можно рисовать все, так же как и кистью. Можно попробовать рисовать внутри трафарета. Для этого на лист кладем трафарет и наносим краску с помощью поролонового тампона. Убираем трафарет и получаем готовый результат.

Оживающие «каляки».

Трехлетние дети, взяв в руки кисточку и краски, очень часто рисуют «каляки» в виде пятен. В этом нет ничего страшного, ведь такую «каляку» можно запросто «оживить».

Способ :

1. Ребенок рисует на листе бумаги произвольное пятно;

2. Взрослый вместе с ребенком придумывает, на что похожа данная «каляка»;

3. Дорисовываем детали, чтобы довести работу до задуманного образа.

Нетрадиционный способ рисования в среднем дошкольном возрасте :

Пальчиковая живопись (пальцеграфия) : (рис. 4)

До школьного возраста (7 лет) ведущими процессами, при помощи которых ребёнок изучает предметы и явления окружающего мира, остаются зрительные и тактильные ощущения. В младших группах рисование пальчиками было и игрой, и переходным этапам к классической технике рисования, ребята по большей части заполняли разноцветными точками распечатанных картинок. В средней группе воспитанники формируют и развивают навык рисования пальцами различных элементов: точки, пятна, мазка, линии. Намеренно испачкаться в краске весело, размазывать краску пальцами — особые ощущения, создать изображение мазками, а не просто раскрасить — удовлетворение результатом. На занятиях могут использоваться специальные пальчиковые краски: они гипоаллергенны и безопасны при попадании в рот, по консистенции лёгкие. Традиционно в средней группе рисуют гуашью, но возможно рисование пальчиками при помощи акварельных красок: они не такие густые, как гуашь, но необходимо опускать пальчик в стакан с водой, прежде чем набирать краску, или предварительно капнуть чистой водой с кисточкой в ячейки с акварелью.

С воспитанниками средней группы можно попробовать рисование пальчиками по схемам. На доске крепится пошаговая инструкция, как при помощи отпечатков и добавления карандашных закорючек нарисовать изображение человека или животного. Воспитатель озвучивает каждый этап, демонстрирует его выполнение, ребята повторяют.

Техника рисования кончиками пальцев:

1. Ребёнок опускает в банку или мисочку с гуашью краску пальчик;

2. На каждый пальчик набирается краска разного цвета;

3. Кончиками пальцев ребёнок рисует на листе бумаги, при необходимости вновь набирая краску нужного цвета;

4. По окончании работы пальчики моют с мылом, гуашь легко смывается.

Рисование ладошками : (рис. 5)

Рисование ладонями, как и кончиками пальцев, предполагает отпечатывание и размазывание краски. Варианты рисования в этой технике для воспитанников средней группы: «Сделай отпечаток ладони и дорисуй, чтобы получилась птичка, осьминог, рыбка и др.» (рисовать дополнительные элементы ребята могут кисточкой или пальчиком).

Техника рисования ладонями:

1. Ребёнок опускает ладонь в блюдце с краской. В средней группе ребята должны учиться наносить краску на ладонь при помощи кисточки, которую держат другой рукой, это умение отрабатывается на занятиях по темам «Снегирь», «Синичка», «Бабочка», когда отпечаток ладони должен быть разноцветным;

2. Ладонь и пальцы плотно прижимаются к листу бумаги для получения отпечатка. Можно совершать кругообразные, вертикальное или горизонтальное движения ладонью по замыслу;

3. По окончании работы руки моют с мылом.

Сочетание техники пальцеграфии и рисование ладошками : (рис. 6)

Для воспитанников средней группы предлагаются задания по рисованию предметной композиции или сложного образа при помощи ладоней и пальчиков. Сначала делаются отпечатки ладоней для обозначения крупных деталей или основы рисунка, затем пальчиками рисуются дополнительные элементы. Сочетание техник пальчиковой живописи и рисования ладонями используется в заданиях по темам «Сказочное дерево», «Лебеди», «Весёлые осьминожки», «Рыбки». В этих задания дети развивают умение находить центр композиции, сочетать различные приёмы рисования пальчиками, цвета и оттенки красок для точности передачи образа.

Рисование тычком: (рис. 7)

Для имитации пушистых и колючих предметов или объектов замечательно подходит рисование методом тычка. На занятии потребуются листы бумаги любого цвета или фигурные заготовки в виде животных, кисти с жёсткой щетиной, гуашь, стакан с водой, салфетки. По рисованию тычком проводят занятия на темы «Кошка», «Ёлочка», «Ёжик», «Одуванчики», «Зайчик зимой».

Рисование монотипия: (рис. 8)

Монотипия — это техника рисования при помощи отпечатывания части изображения. Этот способ рисования считается простым, но подходит для занятий в каждой группе, старшие дошкольники рисуют пейзажные монотипии с использованием различных цветов и оттенков в одной работе. Рисование монотипией совершенствует умение находить середину предмета, развивает чувство симметрии.

Нетрадиционный способ рисования в старшем дошкольном возрасте :

Рисование монотипия: (рис. 9)

Для рисования нужно сложить лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен, затем быстро сложить лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Потом можно открыть и рассмотреть что получится.

Рисование набрызг: (рис. 10)

Для этого нужно на кончик щетки набирать немного краски. Наклонить щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой провести по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.

Рисование точками: (рис. 11)

Написание рисунка точками относится к необычному приему. Для этого берутся ватные палочки и на белый лист бумаги наносятся точки.

Рисование «граттаж» (рис. 12)

Нанесем цветной фон акварелью или возьмем цветной картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью натрем воском, парафином. Нальем в розетку черной, или цветной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист, заготовка готова. А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок.

Нетрадиционный способ рисования в подготовительном возрасте :

Рисование ватными палочками: (рис. 13)

Набираем краску на палочку и точками украшаем изображение на листе бумаги. (Елочка, снег, чайник, сарафан, ветка рябины и тд).

Рисование ладошками : (рис. 14)

Наливаем краску в плоскую емкость. Обмакиваем ладонь и прижимаем ее к листу бумаги. (Цветы, рыбки, Дедушка Мороз, лебедь, морковь).

Рисование ватными дисками: (рис. 15)

Ватными дисками можно рисовать, сложив их пополам, в четверть или целым. (Луна, сугробы, разнообразные цветы).

Рисование губкой или кусочком поролона: (рис. 16)

Кусочек поролона зажимаем бельевой прищепкой, опускаем в краску и наносим отпечатки, которые создают фактурность предмета. Ими рисуют мех животных, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев.

Рисование отпечатками стаканчиков и горлышками разного диаметра: (рис. 17)

Краску наливаем в плоскую тарелочку. Опускаем стаканчик в краску и наносим рисунок на лист бумаги.

Рисование расческой: (рис. 18)

Для этого понадобится расческа с частыми зубчиками. Нанести разноцветную краску (рядом друг с другом) на лист бумаги в форме капли. Затем расческой провести по всем каплям краски, соединяя и размазывая их. Получается потрясающая радуга. Так же можно рисовать разные узоры, добавляя капли и водя расческой в разные стороны.

Заключение:

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Рисование нетрадиционными способами с малышами помогает им лучше познать окружающий мир, с помощью таких рисунков дети выражают свои переживания, эмоции. Такие занятия способствуют воспитанию чувства прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мелкую моторику рук, внимание, память. Самое главное, что детям эти занятия нравятся, каждый маленький художник всякий раз создает оригинальный и неповторимый шедевр!

Давая ребенку все ощупать и попробовать самому, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь испачканного краской малыша легко отмыть водой и мылом, а подавленное желание творить может никогда уже не проснуться. Давайте поможем нашим детям не растерять природой заложенных талантов.

Список использованной литературы:

1. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г. Г. Григорьева. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 272 с.

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. :2009.-344 с.

3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М. : Академия. – 2010

4. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] /Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М. : Просвещение,1982.– 208 с.

5. Комарова, Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т. С. Комарова. – М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 144 с. : цв. вкл.

6. И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

7. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М. : «Карапуз», 2009.

8. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду- М. : Сфера, 2011.

9. Цквитария Т. А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2011.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе песенных, инструментальных импровизацийРазвитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе песенных, инструментальных импровизаций Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 сентября 2023 в 19:00
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД