МААМ-картинки

Развитие связной речи в процессе игр с куклами-персонажами

Ольга Ивановна Слепцова
Развитие связной речи в процессе игр с куклами-персонажами

В своей работе с детьми мы ориентируемся на новые подходы к проблемам образования, на инновационные технологии и методики на базе разнообразной предметно-развивающей среды. Использование нестандартных подходов и методов позволяет качественно решать вопросы развития и коррекции речевых умений и навыков, способствует повышению интереса детей к различным формам непосредственной образовательной деятельности. Ежедневно в группе проводится артикуляционная гимнастика, логоритмические упражнения, игры по развитию крупной и мелкой моторики рук. С целью самообразования постоянно изучаются новинки методических пособий, литературу по педагогике и психологии.

Публикация «Развитие связной речи в процессе игр с куклами-персонажами» размещена в разделах

В последние два года работа осуществляется над проблемой «Развитие связной речи в процессе игр с куклами-персонажами». Цель работы — активизация и развитие связной речи посредством игр с куклами-персонажами, изготовленными руками детей.

Задачи, позволяющие реализовать цель, следующие:

1. Создать условия для полноценной речевой, коммуникативной и творческой деятельности.

2. Обучить детей изготовлению кукол-персонажей, облегчающих речевое взаимодействие дошкольников.

3. Развивать умение вступать в диалог разнообразными речевыми средствами, используя кукол-персонажей.

4. Расширять и активизировать словарный запас, развивать способность к построению развёрнутого высказывания, совершенствовать грамматический строй речи.

5. Способствовать развитию навыков выразительной речи в ролевых диалогах кукол-персонажей (владение интонацией, мимикой, жестами, силой, тембром голоса).

Задачи реализуются постепенно через ряд этапов.

1 этап – формулировка проблемы, цели и задач, входная диагностика, разработка алгоритма работы использования кукол-персонажей в работе по развитию связной речи;

2 этап – накопление опыта работы по развитию связной речи с использованием ознакомления с художественными произведениями, кукол-персонажей и театрализации произведений в форме диалогов между ними;

3 этап – совершенствование навыков связной речи посредством диалогов кукол-персонажей, обобщение полученного опыта, итоговая диагностика.

Работа осуществляется в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. При общем недоразвитии речи (ОНР) у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Дети имеют трудности в монологической связной речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Есть у них и затруднения в диалогической форме речи, которые проявляются не только при ответах на вопросы собеседника, но и при их формулировании. Речевые проблемы накладывают отпечаток на формирование личности детей. У них наблюдается пониженный фон настроения, неадекватная самооценка, тревожность, повышенная зависимость от окружающих, тенденции к ограничению социальных контактов.

В связи с этим мы считаем, что большинство детей с общим недоразвитием речи нуждается в создании специальных условий для овладения развёрнутой связной речью. Поэтому на первом этапе мы занимались поиском средств, чтобы облегчить формирование и развитие связной, прежде всего диалогической речи, как более доступной детям с ОНР. Таким средством для нас выступили куклы-персонажи. В нашем понимании куклы-персонажи — это куклы, изготовленные ребёнком самостоятельно или совместно с взрослым (педагогом или родителем, соответствующие сказочным персонажам. Использовали сказки «Спящая Красавица», «Дюймовочка», «Снежная королева», а также некоторые рассказы, например, рассказ Г. Скребицкого «Осень».

На данном этапе мы разработали алгоритм работы со сказкой и последующим изготовлением куклы-персонажа.

1. Совместное чтение сказки, произведения, беседы с детьми о прочитанном, просмотр мультфильмов по этой сказке, рисование иллюстраций).

2. Собственно работа со сказкой в форме её совместного «проживания» всеми участниками группы. В процесс «проживания» сказки включаются упражнения, направленные на обучение детей приёмам саморасслабления, тренировку отдельных групп мышц (напряжение и расслабление, развитие физиологического и речевого дыхания в сочетании с голосом и движениями; обогащение словарного запаса, умение свободно общаться друг с другом; развитие силы голоса, интонационной выразительности; развитие мелкой и общей моторики; развитие памяти и мышления, а также эмоционально-волевой сферы ребёнка.

3. Фиксирование эмоционального отклика ребёнка на произведение с помощью продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация).

4. Беседа о героях сказки, анализ поступков героев.

5. Выбор сказочного персонажа для будущего создания ролевого образа.

6. Организация творческой деятельности для изготовления куклы-персонажа. Куклы-персонажи изготавливаются из цветной бумаги, лоскутков ткани, пластиковой посуды, вязальных ниток, всевозможных бусинок, фломастеров и карандашей. Используются куклы как плоскостные, так и на основе конуса.

7. Введение ребёнка в ролевой образ посредством театрализованного действия с куклой-персонажем.

8. Организация диалога двух и нескольких детей по механизму идентификации с куклой-персонажем.

В процессе работы обязательно осуществляли подготовку не только детей, но и родителей к совместной творческой деятельности с детьми по изготовлению куклы-персонажа. В процессе самой деятельности родители советуют, помогают, выполняют самые трудные действия.

В процессе изготовления куклы-персонажа мы активизируем связную речь детей путём использования переносного значения слов, составления сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Дети учатся передавать собственные состояния и состояния героев музыкально-двигательными, художественно-изобразительными и психологическими средствами. Результатом разнообразных форм работы являются дополнительное эмоционально-чувственное проживание сказки, повышение уровня навыков речевого общения, приобщение детей к нравственным поступкам по отношению друг к другу.

В процессе непосредственной образовательной деятельности, организуемой в группе, осуществляем совместно с учителем-логопедом работу, направленную на формирование эмоциональной лексики и развитие выразительных связных высказываний :

• формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом (грусть, обида, радость и т. д.);

• формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны (вкусный, вкуснее, самый вкусный);

• формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путём морфологических преобразований (хитрый – прехитрый, вкусненький – превкусненький).

Активизация образной лексики детей в связной речи возможна при ознакомлении дошкольников с разными жанрами художественной литературы, в том числе с рассказами. Например, в рассказе Г. Скребицкого «Художница-Осень» предлагаются высказывания типа «Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной, а листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки». Знакомство детей с художественными образами может происходить и в стихотворной форме, например, через стихотворение Ф. Тютчева «Зимний лес» : колдун, заколдованная, колдовать, околдовать, чародеи, очаровывать, очарованный, чародейка-зима; лес, околдованный чародейкою-зимою.

Самый важный этап работы — это организация диалога посредством кукол-персонажей, с которыми идентифицируют себя дети. Главное при этом совершенствовать речевые навыки, необходимые для диалогического общения: умение вступать в разговор, поддерживать его, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией. При этом мы формируем у детей коммуникативно-речевые умения.

В начале театрализованного диалога мы используем ритуал-игру, направленную на снятие эмоционального напряжения, развитие доверия друг к другу, приём вхождения в сказку. Зная содержание сказки и сюжетные линии героев дети вступают в диалог. Эффективность общения предопределяется эмоциональной окрашенностью речи : мимика, жесты, позы, изменение интонации, что позволяет каждому ребёнку передавать характер персонажа и свои переживания, связанные с ним и его поступками. При этом совершенствуются речевые навыки, необходимые как для диалогического, так и монологического общения. Помогаем детям связно выстраивать высказывание, соблюдать его структуру, использовать разнообразную лексику (в том числе эмоционально-образную) и средства связи в предложении. Поощряем использование в речи эпитетов и сравнений, знакомых пословиц, поговорок, словесное творчество.

На втором этапе мы совершенствовали работу над связной речью детей. Развивали у них художественно-речевые способности с помощью драматизации сказок, старались опосредованно через кукол-персонажей научить их имитировать действия и передавать слова героев. Поощряли самостоятельные игры с куклами-персонажами, самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Обучаясь диалогу, одновременно обогащали у детей словарный запас, совершенствовали речевые навыки, вызывали эмоциональный отклик на игру, способствовали развитию памяти и воображения.

Особая работа проводилась нами по развитию умения использовать средства выразительности – интонацию, мимику, соответствующие персонажу голосовые характеристики. Дети стали в игре более раскованными, передавали в речи ролевые диалоги кукол-персонажей. В эмоциональном отношении речь звучит то радостно, то печально, то жалобно, в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.

Нами были подготовлены игровые театрализованные спектакли с использованием кукол-персонажей. Изготовленные руками самих детей и их родителей куклы-персонажи помогали детям ярче и правильнее воспринимать содержание сказки, характер героя. Они становились как участниками, так и зрителями. Мы заметили живой интерес при распределении ролей и при выполнении театрализованных действий. Дети были полны радостными эмоциями и впечатлениями, и охотно делились ими с другими детьми и с родителями. По окончании представления обязательно поощряли речевые умения детей, их уверенность при выступлении на публике, это благотворно влияло на их личностное развитие.

Вся работа осуществлялась совместными усилиями с учителем-логопедом. Были проведены различные формы непосредственной образовательной деятельности, где воспитатель и учитель-логопед брал на себя определённую часть работы. Работа по развитию речевых диалогических умений осуществлялась учителем-логопедом, а воспитатель организовывала изготовление кукол-персонажей.

Публикации по теме:

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Презентация «Приобщение детей к ЗОЖ путем создания предметно-развивающей среды в ДОУ» (в соответствии с ФГТ) «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие связной речи в процессе игр с куклами-персонажами (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Ивановна Слепцова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие связной речи в процессе игр с куклами-персонажами
Опубликовано: 24 ноября 2014 в 09:37
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД