Получи документы

Конспект родительского собрания в младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Ольга Николаева
Конспект родительского собрания в младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Конспект

родительского собрания

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Цель:

формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста

Задачи:

Публикация «Конспект родительского собрания в младшей группе „Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада“» размещена в разделах

• познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей дошкольного возраста;

• привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Форма проведения: встреча с элементами практикума.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

(Сократ)

1. Добрый вечер! Я рада встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: — О! Как же ты красива.

Правильная, выразительная речь- портрет человека.

Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития : одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. (пример, Мауги)Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь»

Речь

— существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.

В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на:

• Устную речь (говорение и слушание);

• Письменную речь (письмо и чтение)

Наше собрание посвящено развитию устной речи детей.

Развитие устной речи, ее компонентов является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста.

2. Игра «Вопрос – ответ»

А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно.

- В какую игру играли недавно с ребенком?

- Если ребенок спрашивает вас о чем-то, ваши действия.

- Как часто разговаривает ваш ребенок?

- При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?

- Рассказываете ли вы сказки ребенку?

- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.

(Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.)

- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.

(Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.)

- Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

(В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.)

- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна.

(Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.)

Ознакомление с результатами экспресс-интервью «Для чего нам нужна речь?»

Накануне собрания вам было предложено ответить на вопрос «Для чего нам нужна речь?» Были получены такие ответы:

• общаться друг с другом;

• благодарить любимых (маму, папу, дедушку, бабушку);

• оригинально выражать свои мысли; быть успешным на работе;

• рассказывать прекрасные стихи; петь задушевные песни.

Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (карточки раздаются каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? (Предложить высказаться родителям)

• Воспитание звуковой культуры речи.

• Формирование грамматического строя речи.

• Обогащение словарного запаса.

• Обучение рассказыванию, связной речи.

Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Анализ речи детей группы. (результаты даются в обобщённом виде)

3. Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. Отправляясь с ребёнком на прогулку мы, можем:

• поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года

• в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает

• загадать загадку и найти отгадку

• поискать приметы времени года

• познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами

• прочитать стихотворение, вспомнить песенку

• поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», и т. д.

Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

4. Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.

Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!

• Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;

• Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

• Спрашивайте, о чём говорится, что происходит с главными героями;

• Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

• Загадайте загадки по сказкам.

В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги — ребенок будет рад любому варианту.

Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

Можно придумать с ребёнком свою сказку.

Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». (Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры)

«Этот пальчик мой танцует. дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует. делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет, стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка, царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок, прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте, сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!»

5. Звуковая культура речи

У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

Задачи для детей 3-4 лет :

• Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а,у,и,о,э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г-ф-в-т-с-з-ц)

Практика:

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

1. Птенчики.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка. Жало).

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Упражнения для губ

1. Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка - Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3. Пятачок.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

• Помимо развития моторики речедвигательного аппарата, необходимо развивать слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Учим ребенка отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

(Провести с родителями игры на звукопроизношение)

Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» — ребёнок тихо говорит «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» — говорит громче. По сигналу — «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась» — замолкает.

Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса, произносит звук «С-С-С…».

Чистоговорки:

Вы можете и сами придумывать шутливые фразы, типа:

"да-да-да — в огороде лебеда",

"ду-ду-ду — растут яблоки в саду",

"ша-ша-ша — принесли домой ерша"

"ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту"

"жа-жа-жа — есть иголки у ежа"

"чи-чи-чи — прилетели к нам грачи"

"жу-жу-жу — я на солнышке лежу" и так далее.

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

Рекомендации для родителей :

• У детей четвертого года жизни в первую очередь следует обратить внимание, в каком состоянии находятся словарь и фразовая речь. Чем меньше запас слов, беднее фразовая речь, тем чаще встречаются всевозможные замены одних звуков другими. Только с развитием словаря и фразовой речи будет улучшаться и стабилизироваться произношение звуков.

• Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитиедвижений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно предлагайте ребенку жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Для развития артикуляционного аппарата есть специальные упражнения.

• Говорите с ребенком медленно, чётко. Быстрая речь взрослых недопустима. Не переходите на «сюсюканье», не разрешайте это делать другим (имеется ввиду «детский язык» - «пупим кеку» - купим конфетку. Следите за своей речью. В ней не должно быть слов- «паразитов», иначе через некоторое время вы услышите их из уст своего ребенка.

• Так как ребенок осваивает множество новых видов деятельности, он нуждается в информации: какие предметы его окружают, как они называются, и что с ними можно делать. Взрослые должны поддерживать ребенка в его горячем желании общаться – это поможет в развитии речи. Нужно помнить, что для вас всё окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Терпеливо отвечайте на все его вопросы.

• Читайте книжки, называйте картинки, задавайте ребенку вопросы стимулирующие логическое и образное мышление: кто это? где? что делает? почему? Например,- какого цвета этот листочек? какого цвета бывают листья на деревьях? «какой листик на ощупь?». Расскажите малышу, что каждый предмет может иметь несколько характеристик: вода прозрачная и прохладная, яблоко красное и гладкое и т. д. Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться.

• Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, надевает перчатки, засучивает рукава. Занимайтесь творчеством: лепите с ним игрушки из пластилина, теста или глины, делайте аппликации, плетите бусы из бисера, рисуйте. Поиграйте с ребенком в пальчиковые игры. (Вспомните, как можно показать театр теней только с помощью рук, складывая из пальцев мордочки животных). Также существует несколько вариантов игр для развития мелкой моторики («шнуровки», «бусы», «сухие бассейны», «счетные палочки», «массажные мячики» и др.) По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его речь будет всё понятнее не только маме.

Помните: ваш ребенок только учится говорить. Речь ребенка 3-4 года еще очень далека от речи взрослого человека, и это нужно принять как факт. Чем больше вы будете беседовать с малышом, заниматься с ним, играть, акцентировать его внимание на особенностях ударений, согласовании окончании слов или произношения слов, тем быстрее вы добьетесь результата.

Публикации по теме:

«Наши достижения». Конспект итогового родительского собрания во второй младшей группе детского сада Конспект родительского собрания во второй младшей группе детского сада Тема: «Наши достижения» Повестка собрания: 1. Результаты освоения.

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей 3–4 лет» в младшей группе Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка. Задачи: • познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Задачи детского сада на новый учебный год» Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив на новый учебный год; повышение педагогической культуры.

Конспект родительского собрания во второй младшей группе детского сада Тема: «Подведение итогов учебно-воспитательной работы с детьми младшей группы» Цель собрания: • подвести итоги совместной деятельности.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 " Дельфиненок" г. Минеральные Воды Консультация для родителей.

Родительское собрание «Развитие речи детей 4–5 лет в условиях семьи и детского сада»Родительское собрание «Развитие речи детей 4–5 лет в условиях семьи и детского сада» Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Задачи: 1. Расширить знания родителей о возрастных.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе детского сада «Давайте познакомимся!» Цель: создать условия взаимного общения педагогов и родителей, обмена необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в детском.

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Форма проведения: семинар – практикум. Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах значения речи во всестороннем развитии личности.

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» во второй младшей группе Задачи: 1. познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; 2. проанализировать речевое развитие.

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» во второй младшей группе Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: • познакомить родителей с особенностями речевого развития.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект родительского собрания в младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Николаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект родительского собрания в младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Опубликовано: 6 декабря 2019 в 21:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД