Папки-передвижки

Консультация для родителей «Развитие речи детей в семье»

Авласович Елена
Консультация для родителей «Развитие речи детей в семье»

Консультация для родителей.

«Развитие речи детей в семье».

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш научается говорить, - правильно и четко, как взрослые, произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли – нельзя однозначно. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, а в дальнейшем правильно развивалась, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно для возникновения у ребенка речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речи, как основным способом общения со сверстниками, близкими. Это подтверждают случаи, когда малыши воспитывались животными. Ребенок, попавший позже в человеческую среду, уже не мог научиться говорить. Это дети - «Маугли».

Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей в семье“» размещена в разделах

Речь ребенка усваивается по подражанию. В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т. е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Но если бы малыш говорил, только повторяя за окружающими его людьми, то он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребенка. Указывая на существование у ребенка определенного чувства к языку, К. И. Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы, услышанных слов, и при этом, даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист». Исходя из того, что овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды, важно помнить, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Неряшливая торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он может также невнимательно относиться к своему высказыванию, не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь ребенка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, друзей с которыми ребенок часто общается. Важно, чтобы родители, в общении с ребенком, особенно в раннем возрасте, не «сюсюкали» т. е. не произносили слова искаженно, не употребляли вместо общепринятых слов усеченные («Где бибика?»; «Ляля хочет бай-бай»). Это тормозит усвоение звуков, задерживает овладение словарем. Плохо сказывается на речи ребенка частое употребление взрослым слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также произнесение недоступных для понимания слов, слов, сложных в звуко-слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить его за такие успехи. В тоже время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни ребенка, когда этот процесс не закончен. Неправильное произношение некоторых звуков на определенных жизненных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Это является возрастной нормой.

Овладение ребенком речью находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений об окружающих предметах и явлениях, знакомя с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, родители будут не только расширять кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению им правильной речью. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовольствие от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова.

Приведем примеры того, как можно родителям знакомить дошкольника с окружающим миром и развивать речевые навыки.

На прогулке. Родители могут прививать знания и закреплять у ребенка речевые навыки по темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др. Полезно проводить разнообразные наблюдения: за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь существительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их.

Полезно, вслушиваться в «звуки улицы»: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

На кухне. У родителей появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи» и др. Например, спросите у ребенка: «Где растут овощи?». Вспомните вместе названия различных блюд из овощей (гороховый суп, картофельное пюре). Расскажите сыну или дочке, как называются продукты. Какое блюдо вы готовите? Какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д). Часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает». Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов, их качества. Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

На даче. Перед взрослыми открывается простор для словарной и грамматической работы по темам: «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче, необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую, увидит растения, в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом дается урожай.

Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас.

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.

Не стоит упускать малейшего повода, что-то обсудить с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения).

При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий со своими детьми. Но, например, простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозора ребенка, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе! Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Ведь когда мы смотрим телевизор – ребенок молчит, я уж не говорю о содержательной части телепередач. А когда читается книга, то невольно возникают вопросы, на которые нужно ответить, что-то обсудить, таким образом, получается беседа, ситуация общения. Семейное чтение «на ночь» применимо не только к дошкольникам, но и к школьникам. Такая семейная традиция отразится не только на речи, но и на ваших отношениях с ребенком.

Важно отметить, что речевое общение станет наиболее успешным, если оно доставляют удовольствие. Положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку общение по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребенка не дают и не могут для положительного результата.

Авласович Е. Ю.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как поощрять ребенка в семье. Развитие ответственности и мотивации» Как поощрять ребенка в семье (развитие ответственности и мотивации)педагог-психолог Зубрихина Н. С. 1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь.

Консультация для родителей «Математическое развитие детей в семье» Консультация для родителей Математическое развитие детей в семье Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет» Консультация для родителей: «Развитие речи детей 3-4 лет» Правильная, выразительная речь- портрет человека. Речь- это не прирожденный дар.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Развитие речи детей 3-4 лет» Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 6–7 лет» Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. Речь различают двух видов:.

Консультация для родителей «Развитие речи детей от 2 до 7 лет» Консультация для родителей «Развитие речи детей от 2 до 7 лет» Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей» Повествовательной речью принято понимать такие развёрнутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 2–3 лет» Развитие речи детей 2-3 лет. Норма речевого развития от 2 до 3 лет Ребнок знает названия многих предметов и действий, производимых.

Консультация для родителей «Развитие речи у детей 3–4 лет» Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь.

Консультация для родителей «Развитие связной речи ребенка в семье» Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие речи детей в семье»
Опубликовано: 28 ноября 2019 в 14:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие речи детей в семье»» (включая файлы) размещена пользователем Авласович Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД