МААМ-картинки

Развитие речи детей с использованием дидактических игр

Елена Жирнова
Развитие речи детей с использованием дидактических игр

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образованию содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. В числе этих направлений обозначено речевое развитие.

Публикация «Развитие речи детей с использованием дидактических игр» размещена в разделах

Оно предполагает решение задач по развитию речи детей и ознакомлению их с художественной литературой.

Главные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, формирование словаря, формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении развернутого высказывания - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения.

К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приёмов при использовании других методов. Дидактические игры и игры-драматизации проводятся с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию они лучше воспринимают в играх, поскольку игровая составляющая повышает интерес к процессу, усиливает внимание и концентрацию, а многократные повторы позволяют усваивать знания даже самым рассеянным малышам. Дидактические игры могут проводиться с игрушками, предметами и картинками, а также в форме словесных игр.

Работа по формированию правильного произношения всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Работа над правильным произношением гласных звуков по их дифференциации необходима для формирования четкой артикуляции всех остальных звуков, которые входят в звуковую систему родного языка. Произношение твердых и мягких согласных звуков.

Большое внимание необходимо уделять воспитанию правильного темпа речиинтонации и выразительности.

В таких играх как «Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Позови свою маму»,«Кто в домике живет», «Часы», «Позови цыплят» -закрепляется правильное произношение звуков.

Игры «Громко-тихо», «Весело-грустно», «Ветер-ветерок» учат детей управлять собственным голосовым аппаратом.

Большой удельный вес занимает работа по освоению детьми младшегодошкольного возраста грамматических средств языка. Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе (маленькая лошадка, длинный хвост)

Активизация в речи ребенка пространственных предлогов (в,на,за,под,около)

Дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (не стало утят, игрушек, тапочек)

Большая работа проводится по обучению разным способам словообразования. (заяц-зайчонок-зайчата, сахар-сахарница,хлеб-хлебница, а также образование звукоподражательных глаголов. (воробей-чик- чирик-чирикает,поросенок-хрю-хрю-хрюкает)

Формируется умение образовывать видовые пары глаголов (умылся-умывается, оделся-одевается) (пришел-пришла –м. и ж. род)

Такие игры как «Чудесный мешочек», учат детей определять признаки предмета, ориентируясь на род имени существительного.

В дидактических играх «Чего не стало», «Где же наши ручки», дети усваивают формы родительного падежа мн. И единственного числа.

Дидактические игры «Найди, где спрятано», «Прятки» учат детей употреблять правильные предлоги.

Дети подбирают глаголы, обозначающие окончание действий с помощью дидактических игр «Закончи предложение», «Добавь слово»

Основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлении из окружающей ребенка жизни, активизации разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных и глаголов.

Необходимо научить различать предметы по существенным признакам, видеть их особенности, выделять характерные признаки.

При назывании действий объекта ребенка учат видеть начало и конец действия.

Знакомят с обобщающими понятиями и учат употреблять их в речи.

На наглядной основе учатся различать слова с противоположным значением.

Игры «Что за предмет», «Кто, что умеет делать» учат различать предметы по существенным признакам.

С помощью дидактических игр «Что сначала, что потом», «Скажи что делаем и что будем делать» учим детей видеть начало и конец действия, раскладывая картинки.

Знакомим детей с обобщающими понятиями. В этом нам помогают игры «Ассоциации», «Что лишнее», «Разложи по корзинкам».

Учим различать слова с противоположным значением «Скажи наоборот», «Большой-маленький», «Высокий –низкий».

В младшей группе детей подводят к пересказыванию литературных произведений, формируя умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, а затем без них

При рассматривании картин дошкольников учат отвечать на вопросы по содержанию и подводят к составлению коротких рассказов сначала вместе с воспитателем, затем самостоятельно.

При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы, побуждающие к описанию игрушки.

В этом нам помогают игры «Поезд», «Встань в круг». С помощью их дети описывают игрушку или предмет, и составляется коллективное повествование.

Учим воспроизводить знакомые произведения «Продолжи сказку», «Кто знает - пусть продолжает».

Роль воспитателя помочь детям овладеть правильной речью, создать условия для общения детей со сверстниками и взрослыми.

Показывать образец обращения к взрослым.

Помогать общаться детям в игре и в других видах деятельности.

Важно учитывать разный речевой и коммуникативный уровень детей.

Поэтому на каждом возрастном этапе, перед воспитателями ставится большая задача, как подготовить развивающую речевую среду.

Методическая литература:

1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы»

2. «Развитие речи детей 3-5 лет» О. С. Ушакова.

3. Интернет -ресурсы

Публикации по теме:

Презентация «Развитие речи с помощью дидактических игр» Методическое Объединение в МБДОУ детский сад № 35 г. Крымск «Развитие речи с помощью дидактических игр» Приходько Анжелика Михайловна –.

Конспект ООД по развитию речи детей с использованием дидактических игр «Наши любимые животные» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект по ФЭМП использованием дидактических игр на развитие логического мышления «Путешествие в Математическое Королевство» «Путешествие в Математическое Королевство» Программное содержание: - продолжать формировать у детей старшей группы представление о порядковом.

Опыт работы «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ.

План самообразования «Развитие речи с помощью дидактических, словесных игр» План по самообразованию на 2018– 2019 г. г. Выполнила: воспитатель Савинова О. Д. Тема: «Развитие речи с помощью дидактических, словесных.

Картотека дидактических игр «Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста» Дидактическая игра «Бусинки» Цель. Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в.

Развитие связной речи с помощью дидактических игр КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Самообразование «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 35 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр Одна из основных задач, решаемых педагогами дошкольных образовательных учреждений, – развитие речевых навыков. Проблема всегда была актуальна.

Тренинг «Развитие связной речи детей посредством дидактических игр» Треннинг «Развитие связной речи детей посредством дидактических игр». Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей с использованием дидактических игр
Опубликовано: 23 апреля 2019 в 10:09
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД