Получи документы

Развитие речевых и математических способностей дошкольников посредством игровой конструктивной деятельности с LEGO

маратканова алена
Развитие речевых и математических способностей дошкольников посредством игровой конструктивной деятельности с LEGO

Конструируя, ребенок действует,

как зодчий, возводящий здания

собственного интеллекта.

Ж. Пиаже

Дошкольное детство – это возраст игры. Ребенок, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Только в игре ребенок познает с удовольствием, а новый материал запоминает надолго.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование.

Публикация «Развитие речевых и математических способностей дошкольников посредством игровой конструктивной деятельности с LEGO» размещена в разделах

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных лего-элементов. Использование легоконструкторов помогает реализовать образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Обладая высокими образовательными возможностями, многофункциональностью, конструктор «LEGO» дает возможность познакомить воспитанников не только с техническим творчеством, но и применить его в образовательном процессе по формированию элементарных математических представлений и речевому развитию.

Для этого в ДОУ разработаны программы «Развитие математических способностей дошкольников посредством игровой конструктивной деятельности с LEGO» и «Развитие речевых способностей дошкольников посредством игровой конструктивной деятельности с LEGO».

Данные программы рассчитаны на старший дошкольный возраст (6-7 лет). Игры с лего-конструктором используются как при проведении образовательной деятельности по речевому развитию и формированию элементарных математических представлений, так и в самостоятельной игровой деятельности при работе в центрах активности.

«Развитие математических способностей дошкольников посредством игровой конструктивной деятельности с LEGO»

При реализации данной программы решаются такие задачи, как:

• формирование первоначальных математических представлений по всем направлениям содержательных линий (числа, величины, ознакомление с пространственными и временными отношениями и другие);

• формирование и развитие навыков проектирования и конструирования;

• формирование и развитие гибкости и самостоятельности мышления;

• создание оптимального мотивационного пространства для детского творчества;

развитие психических процессов (внимание, память, мышление).

• формирование и развитие коммуникативных навыков;

• создание условий для делового сотрудничества всех участников образовательного процесса.

Все развитие дошкольников по данному направлению строится на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия с учетом интеграции образовательных областей и принципов развивающего обучения : наглядности; научности; доступности, активности, систематичности; последовательности и постепенности.

Отбор содержания игр с конструктором «LEGO» осуществляется с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, в соответствии с разработанным перспективным планом, который разделен на 4 блока по содержательным математическим линиям :

1. количество и счет;

2. величина;

3. форма;

4. ориентировка в пространстве.

В первый блок «Количество» входят такие игры, как, «Соотнеси цифру с количеством». Детям предлагается выбрать карточку с любой цифрой, затем он строит башню из лего-фишек в соответствии с выбранной карточкой.

Также можно найти цифры «соседей» и построить башню соответствующей высоты.

Игра «Сложение и вычитание». Дети выбирают карточку с примером, с помощью лего-фишек решают его.

Игра «Больше-меньше». Дети выбирают две цифры и ставят соответствующий знак «больше, меньше или равно». А для точности проверяют свой выбор, используя лего - фишки.

Таким образом, у детей закрепляется умение соотносить цифры с количеством, умение увеличивать и уменьшать числа, закреплять понимание отношений между числами.

В блоке «Величина» входят такие игры, как «Измерь высоту».

Дети берут любой предмет и строят башню из лего фишек, рядом с объектом, который хотят измерить. Затем считают их количество в башне и фиксируют в «Дневнике предметов».

Игра «Измерь с помощью весов»

Ребенок выбирает предмет, который кладет на одну чашу весов, а на другую кладет лего-фишки чтобы уравновесить весы. После подсчитывает результат и составляет схему, например, игрушка-собачка весит 1лего- фишку.

Играя в эти игры, у детей формируется представление о измерении предметов с помощью условной мерки. В данном случае условная мерка лего- фишка.

Третий блок «Форма» включает в себя игры «Повтори картинку», «Зеркальный узор», «Угадай фигуру», «Собери башню», «Логические последовательности» и др. В ходе данных игр формируется пространственное мышление, навык симметричного расположения на плоскости, закрепляются знания о форме предметов.

В блоке «Ориентировка в пространстве» подобраны такие игры, как «Расположи правильно», «Навигатор», «Волшебный квадрат» и др.

Принцип данных игр таков, что согласно тексту, дети располагают лего-фишки в нужном секторе или в указанном направлении. (верхний правый угол, центр, нижний левый и т. д)

Используя LEGO-конструирование в процессе формирования математических представлений создаются благоприятные условия для поиска связей и отношений между предметами, явлениями, их свойствами и качествами. Математические представления лучше осмысливаются детьми, закрепляются через конструирование, так как применяются в продуктивной и игровой деятельности, что отвечает возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС ДО.

«Развитие речевых способностей дошкольников посредством игровой конструктивной деятельности с LEGO»

Немаловажную роль «LEGO» конструкторы играют в речевом развитии дошкольников. С помощью конструктора можно отрабатывать грамматические конструкции : согласование числительных с существительными. Манипулируя деталями, ребенок, превращая их, то в одну, то в другую букву, запоминает ее образец. Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний, развивает понимание образования сложных слов. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе.

Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы).

Для проведения игр с «LEGO» у нас имеются наборы состоящие из:

лего – символов - это графические символы, которые используются для обозначения звуков, слогов, слов, предложений.

Зеленая фишка 2*2 –для обозначения мягких согласных

Синяя фишка 2*2 –для обозначения твердых согласных

Красная фишка 2*2 –для обозначения гласных

лего – фишек - детали «LEGO» разного цвета размером 2*2. Они используются для игр, их выкладывают на какое либо основание, например на платформу «LEGO» или на дорожку «LEGO» в соответствии с правилами.

лего –человечек. Мы используем два вида человечков.

Мальчик «Легик» - для обозночения слов, обозначения слов, обозначающих предметы мужского рода

Девочка «Легоша» для обозначения слов, обозначающих предметы женского рода

лего – схем - детали конструктора, которые повторяют традиционные звуковые схемы. Для обозначения положения места звука в слове предлагаем использовать деталь размером 2*6 (так как звук может занимать место в начале слова, середине или конце, его положение удобно показывать деталью 2*2,аналогично и в слоговой схеме, где предполагается использовать размер детали 2*8 – до 4 слогов в слове).

• Звуковая схема (место звука в слове) – деталь конструктора желтого цвета 2*6.

• Слоговая схема (кол-во слогов) деталь конструктора желтого цвета 2*2,2*4,2*6,2*8 в зависимости от кол-ва слогов в слове (1,2,3 или 4).

Схема предложения:

слово (самостоятельная часть речи) фишка желтого цвета 2*6;

слово с большой буквы деталь конструктора желтого цвета 2*6 с прикрепленной в начале детали конструктора другой деталью размером 2*2;

маленькое слово (предлог) деталь конструктора желтого цвета 2*2;

предлог с большой буквы в начале предложения деталь конструктора желтого цвета 2*4 с прикрепленной в начале детали конструктора другой деталью размером 2*2;

точка –вырезанный из черного картона круг или шашка черного цвета.

Речевые игры с Лего-конструктором разделены по блокам :

1. Речевые игры по развитию звукопроизношения

2. Речевые игры по развитию звукового анализа

3. Речевые игры по развитию слогового анализа

4. Речевые игры по развитию грамматического строя речи

5. Речевые игры по развитию связной речи

Например,

Игра по развитию звукопроизношения «Звуковая дорожка».

Для закрепления навыка произношения звука к детям предлагается рассмотреть сюжетную картинку и найти на ней предметы со звуком к, затем выложить дорожку из синих лего фишек, называя одновременно подходящие слова.

Игра по развитию звукового анализа «Твердые - мягкие согласные».

Для формирования умения дифференцировать твердые и мягкие согласные детям предлагается выбрать заданный звук Ф- Фь из карточек по развитию речи и к ним подобрать картинки проговаривая слова.

Игра «Где живет звук ш».

Для закрепления знаний о расположении звука в слове дети выбирают схему со звуком (в начале, середине, конце слова) составляет с помощью лего-фишек схему и выбирает из предложенных картинок, то что подходит под данную схему.

Игра по развитию слогового анализа «Слоговички».

Дети выбирают любую картинку, выкладывают из лего-фишек слово и делят его на слоги.

Игра по развитию связной речи «Зоопарк».

Дети из набора «LEGO» собирают Зоопарк. После чего рассказывают историю о том, как дети посетили зоопарк.

В процессе всех видов конструктивной деятельности большое внимание уделяется воспитанию у детей навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений.

Если требуется помощь товарища или воспитателя, есть возможность закрепить с детьми формулы речевого этикета при обращении с просьбой, благодарения, ведь дети учатся выражать просьбу словами, благодарить за оказанную услугу.

Таким образом, наш опыт показывает, что игры с конструктором «LEGO» нужно и можно использовать в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений и речевому развитию. И если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие ребенка!

Список литературы:

1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.

2. Емельянова, И. Е., Максаева Ю. А. Развитие одар нности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_ игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.

3. Злаказов А. С., Горшков Г. А., Шевалдин С. Г. Уроки Легоконструирования в школе. – М. : Бином, 2011. – 120 с.

4. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

5. Конструируем : играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.

6. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.

7. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab) : Справочное пособие. - М. : ИНТ, 1998. –150 с.

8. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.

9. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста : учебнометодическое пособие. - М. : Академия, 2008. - 80 с.

10. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М. : Академия, 2009. – 97 с.

11. Петрова И. ЛЕГО-конструирование : развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.

12. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебнометодическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.

13. Селезн ва Г. А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г. - 58с.

14. Селезн ва Г. А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) – М., 2007.- 44с.

15. Фешина Е. В. Лего конструирование в детском саду : Пособие для педагогов. - М. : Сфера, 2011. – 243

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Конспект мастер-класса на тему «Развитие математических способностей посредством бизикуба»Конспект мастер-класса на тему «Развитие математических способностей посредством бизикуба» ема «Развитие математических способностей посредствам бизикуба» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов,.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчет по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников»Отчет по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников» Отчет по самообразованию на тему: «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование.

План самообразования «Развитие технического творчества дошкольников посредством LEGO конструирования» План самообразования «Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO конструирования»Цель: развитие.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие речевых и математических способностей дошкольников посредством игровой конструктивной деятельности с LEGO (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем маратканова алена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие речевых и математических способностей дошкольников посредством игровой конструктивной деятельности с LEGO
Опубликовано: 25 февраля 2023 в 07:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД