Папки-передвижки

Развитие ранней профориентации старших дошкольников посредством формирования положительного отношения к труду

Олейник Елена Николаевна
Развитие ранней профориентации старших дошкольников посредством формирования положительного отношения к труду

МБОУ «СОШ» пгт. Войвож

«Развитие ранней профориентации старших дошкольников посредством формирования положительного отношения к труду».

Олейник Елена Николаевна

Воспитатель

МБОУ «СОШ» пгт. Войвож

2021 г.

Аннотация. Статья посвящена формированию ранней профориентации старших дошкольников посредством трудового воспитания, положительного отношения к труду, ознакомлению с профессиями взрослых. Воспитывая в себе трудолюбие, ребенок добивается своих целей и становится личностью. Ключевые слова: ранняя профессиональная ориентация, труд, трудовое воспитание, дошкольники, личность.

Публикация «Развитие ранней профориентации старших дошкольников посредством формирования положительного отношения к труду» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.

- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта - все это не только развивает личность ребенка, но психологически готовит к созидательному труду. Ознакомление детей с трудом взрослых, это важное социально - эмоциональное средство погружения в мир взрослых, получения детьми опыта общения с людьми, обогащение знаний о профессиях, расширение словарного запаса.

В дошкольный период у детей формируются общие компоненты трудовых действий (умение планировать, осуществлять запланированные действия, программировать результаты своей работы). При осуществлении работы по приобщению детей к реалиям взрослого мира, профориентация способствует накоплению социального опыта, дает представления о взаимодействии в мире взрослых, а также учит сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

На современном этапе ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и труде взрослых рассматривается, как неотъемлемое условие их всеcтороннего и полноценного развития. В отечественной педагогической науке проблему ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В. И. Логинова, А. Ш. Шахманова, А. А. Мишарина, М. В. Крулехт. С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, их отношением к труду, объяснить, что определенные профессии появились в ответ на необходимость и потребность людей (испечь хлеб, приготовить еду, доставить в определенное место груз).

Профессиональная ориентация детей в процессе приобщения к миру взрослых способствует накоплению полезного социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам созданным людьми.

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, в связи с этим дошкольный возраст рассматривается, как подготовительный в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Начало профориентации закладывается именно в дошкольный период. Старший дошкольник уже проявляет себя, как личность, со своими способностями, наклонностями, определенными потребностями в той или иной сфере. В дошкольном возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Таким образом, мы можем расширять выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний о той области, которой он интересуется.

В условиях реализации ФГОС ДО обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью, активизируя его ум и волю, глубоко затрагивая его чувства повышая жизнедеятельность организма.

Игра является сценой для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся совмещать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из книг, рассказов. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. Немаловажную роль в раннем профориентировании дошкольников играет организация развивающей предметно - пространственной среды.

Согласно требованиям ФГОС ДО РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, позволять организовывать образовательный процесс через специфические виды детской деятельности — как совместной с педагогом, так и самостоятельной.

Моделирование среды в нашей группе осуществляется с использованием разных элементов (игровые модули, ширмы трансформеры и др.) позволяет организовать детям развернутые игровые сюжеты. Не просто супермаркет, а современный торговый центр. Не просто больницу, а медицинский блок с различными отделениями и обеспечивающим его работу транспортом. Тем самым, самостоятельно трансформируя среду дошкольники учатся прикладывать усилия для достижения собственной цели, что способствует развитию активности в приобретении трудовых навыков.

Игровые действия дошкольников часто направлены на изображение того или иного трудового процесса, который дети наблюдают у взрослых: приготовление пищи, уборка комнаты, стирка и глажка белья. Она свидетельствует о желании ребенка подражать взрослым. Это желание дети удовлетворяют в игровой ситуации: как будто моют посуду, готовят обед и т. п.

В процессе труда всегда ставится цель, для ее осуществления изыскиваются средства, продумывается последовательность действий и, наконец, достигается результат. Процесс труда реален, в нем нет мнимой ситуации, поскольку ребенок имеет дело с предметами, которые он преобразует в ходе деятельности или с помощью которых он трансформирует среду, замещая одни предметы другими.

В процессе развития трудовой деятельности у детей дошкольного возраста, необходимо опираться на присущую детям этого возраста активность трудовой деятельности в игре, на их стремление мастерить что-то своими руками.

Игровая и трудовая деятельность у дошкольников связаны между собой при доминировании игровых мотивов, которые пронизывают трудовой процесс. Дети спешат выполнить работу, чтобы продолжить игру. Расширение замысла игры происходит под влиянием литературных произведений таких как: С. Маршака – «Почта», «Пожар»; В. А. Сухомлинский «Вол и садовник», «Моя мама пахнет хлебом», «Пекарь и швея» С. Михалков «Дядя Степа-милиционер», «А что у вас?»; В. Маяковского «Кем быть?»; Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» и другие, а так же рассказов и бесед о профессиях взрослых : «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», «Доктор лечит нас от кори». «…Есть учительница в школе», «Летчик водит самолеты», «Повар делает компоты» и другие.

Дети нашей группы активно отображают в сюжетно-ролевых играх профессии своих родителей. «Налоговая инспекция», «Тур агентство», «Стоматологическая клиника», «Салон красоты».

Наряду с сюжетно-ролевой игрой мы используем дидактические игры направленные на уточнение и систематизацию знаний детей о профессиях. «Узнай профессию», «Угадай кто работает с этими инструментами», «Определи профессию по результату труда», «Обозначь профессии», а так же настольно печатные игры «Атрибут – профессия», «Чья идея», «Женские – мужские профессии», «Как это получилось» и другие.

В практике нашей группы используется ИКТ, как современная модель обучения, предполагает моделирование различных профессиональных ситуаций которые в условиях детского сада не возможно воссоздать. В работе по ранней профориентации дошкольников мы используем виртуальные экскурсии: «Планетарий», «Путешествие в Антарктиду», «Мой папа-океанограф», а так же презентации «Как рождается хлеб», «В гостях на ферме у дедушки», «80 дней вокруг света», «Есть такая профессия - Родину защищать», работа с Лэпбуками: «Профессии моей семьи», «В мире профессий».

Таким образом ранняя профориентация старших дошкольников осуществляется через знакомство детей с трудом взрослых, как средство формирования системных знаний. Дошкольники учатся любить труд, с уважением относиться к любому виду деятельности взрослых, знакомятся в игровой деятельности с различными профессиями, приобретают навыки которые будут способствовать развитию их социальной коммуникации и трудового самоопределения.

Список литературы:

1. Белая К. Ю., Борисова М. М., Веракса А. Н., Веракса Н. Е. «От рождения до школы». Новые возможности – 6е издание, исправ. и доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2020.

2. Использованные источники (интернет – ресурс) : ФГОС дошкольного образования, программа «Детство».

3. Портал «Педагогическая копилка». Режим доступа 12.02.2021 г. https: //ped-kopilka.ru

Публикации по теме:

«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…»Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественных произведений.

Конспект НОД по ранней профориентации «Знакомство с профессией Повар» .

Консультация для педагогов «Воспитание положительного отношения у дошкольников к учению»Консультация для педагогов «Воспитание положительного отношения у дошкольников к учению» В жизни старшего дошкольника большое место занимают различные занятия. В детском саду они организуются педагогом. На занятиях дети приобретают.

Фотоотчет о работе с детьми по ранней профориентацииФотоотчет о работе с детьми по ранней профориентации Наши экскурсии. Наша работа с детьми по ранней профориентации. Наши дети совершили увлекательную экскурсию в Сбербанк. Здесь их познакомили.

Отчёт по организации ранней профориентации в средней группеОтчёт по организации ранней профориентации в средней группе Отчёт по организации ранней профориентации (ознакомление с миром профессий) в средней группе «Карамельки», за 2017-2018 учебный год..

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развивающие фетровые книжки по ранней профориентации в работе с детьмиРазвивающие фетровые книжки по ранней профориентации в работе с детьми Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, творческое. В связи с внедрением.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие ранней профориентации старших дошкольников посредством формирования положительного отношения к труду
Опубликовано: 24 февраля 2021 в 16:17
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие ранней профориентации старших дошкольников посредством формирования положительного отношения к труду» (включая файлы) размещена пользователем Олейник Елена Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД