Папки-передвижки

Развитие познавательных процессов в старшем школьном возрасте

Татьянина Наталья
Развитие познавательных процессов в старшем школьном возрасте

Введение…. 3

§1. Развитие познавательных процессов в старшем школьном возрасте…. 5

Выводы и заключения…. 7

Список использованной литературы…. 10

Введение

Психические процессы : ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, а развиваются и представляют собой особые виды деятельности [1].

Публикация «Развитие познавательных процессов в старшем школьном возрасте» размещена в разделах

Многочисленные наблюдения и исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных процессов, и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Такие условия обеспечиваются в начальном обучении пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике преподавания является организация учителем действий учащихся по образцу [4].

Старший школьный возраст благоприятный период для развития психических познавательных процессов. Большинство ученых убеждены в огромной роли данного возрастного отрезка в формировании, развитии и совершенствовании познавательных процессов - восприятия, памяти, внимания; формирование высших психических функций - речи, чтения, письма, счета, что позволяет ребенку школьного возраста производить уже более сложные (по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. Речь ребенка становится более свободной, произвольной, увеличивается словарный запас, становятся доступными обобщение и абстракция. Поскольку в этом возрасте происходит активное развитие всех этих функций, то со стороны взрослых ребенку требуется непосредственная помощь в становлении их.

Старший школьник постепенно достигает социальной зрелости (усваивает нормы общества, включается во взрослую жизнь, наступление которой зависит от экономических и культурных условий. Живя в настоящем, он своей внутренней позицией обращен в будущее, в самостоятельную жизнь.

На протяжении старшего дошкольного возраста ребенок впервые приобретает способность произвольно управлять всеми познавательными процессами, хотя это управление осуществляется еще со значительным трудом [1].

§1. Развитие познавательных процессов в старшем школьном возрасте

Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 18 лет включительно, что соответствует возрасту учеников 10-х, 11-х классов школы. К концу этого периода школьник достигает физической зрелости, он должен приобрести ту степень идейной и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной жизни, после окончания школы и обучения в вузе [2]. В старшем школьном возрасте определяются и изменения в развитии нервной системы и мозга, в частности. Причем изменения происходят не за счет увеличения массы мозга, а за счет усложнения внутриклеточного строения мозга, за счет его функционального развития. Постепенно строение клеток коры больших полушарий приобретает особенности свойственные структуре клеток мозга взрослого человека. Увеличивается количество ассоциативных волокон, соединяющих участки коры между собой.

Познавательный процесс в старшем школьном возрасте, стимулирует развитие произвольности познавательных процессов, умение управлять ими. В конце старшего школьного возраста учащиеся полностью овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, мышлением, а также вниманием, подчиняя их определенным задачам жизни и деятельности [2]. В развитии памяти заметно увеличивается роль отвлеченного словесно-логического, смыслового запоминания. Хотя преобладает произвольная память, непроизвольное запоминание отнюдь не исчезает из практики старшеклассников. Оно только приобретает специфический характер, более отчетливо связывает с интересами старших школьников, в частности с их познавательно-профессиональными интересами. При этом ведущая роль в активной познавательной учебной и общественной деятельности сохраняется все-таки за произвольной памятью. Дословное заучивание, основанное на повторении, не является в этом возрасте распространенным. Под влиянием специфической организации учебной деятельности существенные изменения происходят в мыслительной деятельности старших школьников, в характере умственной работы. Значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, написание рефератов. Мыслительная деятельность характеризуется более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать глубокие выводы, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. Все это является предпосылкой формирования теоретического диалектико-материалистического мышления и способности к познанию общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития.

Деятельность учащихся старшего школьного возраста во многом определяется условиями их учебной работы. Новый, более высокий уровень требований, который предъявляется в этом возрасте в процессе учебной деятельности, способствует интенсивному развитию всех психических процессов подростков. Уровень учебной деятельности имеет прямое отношение к формированию их интересов.

Особенности умственной деятельности сказываются на протекании психических процессов : внимания, памяти, речи, воображения, мышления.

Внимание. Преобладает произвольное внимание, старший школьник может легко сосредоточиться на предмете деятельности, владеет приемами переключения внимания, может самостоятельно организовать eгo. На уроке старшеклассник следит за ходом, и ведет необходимые записи.

Развитие внимательности ведет к совершенствованию наблюдательности, которая становится целенаправленной и устойчивой.

Память становится произвольной, управляемой. Старший школьник владеет разными приемами запоминания, может выделить в материале существенное, систематизировать, сформулировать то, что запомнилось.

Речь старших школьников более богата по лексике, более гибкая по интонации. Иногда письменная речь развита лучше, чем устная.

Мышление старших школьников приближается к мышлению взрослого. Они уже выделяют в предмете существенное, приходят к пониманию причин того или иного явления.

Мышление отличается от мышления подростка большей систематичностью. Старшеклассники точно классифицируют более частные и более общие понятия. В мышлении складываются все более сложные структуры, необходимые в юности для понимания и объяснения мира. Мышление на уровне формальных операций является высшим достижением этого периода.

Отмечается развитие теоретического мышления: мыслят логически и в состоянии заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. С большей легкостью, чем подростки, могут размышлять на нравственные, политические и другие темы.

Воображение старших школьников характеризуется существенным развитием самоконтроля. Фантазия, ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от реальности, сейчас критически осмысливается.

Юноши и девушки мечтают и фантазируют подчас так же много, как и дети, но они уже в состоянии относиться к своим фантазиям критически. Особенно ярко проявляется юношеское воображение в мечтах о

будущем. В целом, познавательные возможности старших школьников характеризуются активизацией умственной деятельности, развитием способности к постижению отвлеченного, абстрактного материала. Увеличивается произвольность интеллектуальной деятельности.

Познавательные интересы определяют выбор профессии, что, в свою очередь, влияет на отношение старшеклассника к учебной деятельности.

Выбор профессии связывается не только с потребностями, но и со способностями, с тем, какие требования к человеку предъявляет профессия. Идет развитие общих и специальных способностей.

Выводы и заключения

На основании проведенного нами научно- теоретического исследования мы позволили себе сделать следующие выводы: то что, познавательные процессы в психологии являются очень важными. Сложно представить, как человек может обойтись хотя бы без одного познавательного процесса. Благодаря познавательным процессам, мы имеем возможность строить планы, достигать своих целей и полноценно наслаждаться жизнью.

Старший школьный возраст - это период развития человека от 15-18 до лет. Изменения, происходящие в подростковом возрасте, охватывают как физиологические (гормональные изменения, так и психологические (изменения мотивационно-потребностной сферы, рост уровня самосознания) и социальные (появление новых социальных установок) характеристики ребенка этого возраста.

Под влиянием учебно-воспитательной деятельности познавательные процессы в старший школьный возраст продолжают свое дальнейшее развитие : совершенствуются процессы памяти, мышления, восприятия, воображения, внимания. Этот возраст относят к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков - их стремление приобщиться к миру взрослых.

Развитие познавательных процессов у подростков имеет две стороны - количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста.

Качественные изменение, прежде всего, характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов : важно не то какие задачи решает человек, а каким образом он это делает.

Главным признаком этого периода является потребность подростка занять внутреннюю позицию взрослого человека, выбрать профессию, осознать себя членом общества, выработать мировоззрение, выбрать свой жизненный путь.

Самоопределение означает не автономию от взрослых, а четкую ориентацию и определение своего места во взрослом мире.

Список использованной литературы

1. Венгер Л. А. «Психология» М. 1988 г. [211,].

2. Крутецкий В. А. «Психология» : Учебник для учащихся пед. училищ. - М. Просвещение, 1980г. [91,352].

3. Маклаков А. Г. «Психические познавательные процессы». Вузов. СПб. Питер, 2005г. [145].

4. Эксакусто Т. В. «Справочник психолога начальной школы». (второе издание). «Феникс», 2005г. [97,118].

Публикации по теме:

Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности у дошкольников через развитие детской инициативы В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы».

Формирование познавательных процессов, способов умственной деятельности у дошкольников через развитие детской инициативности В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы».

Межличностные отношения в старшем школьном возрасте в условиях реализации ФГОС ООО коллектив старшеклассников отличается своей позицией в школе,Общение в классе становится ценностно-ориентированным,Возникают различные.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных процессов у дошкольников» Опыт работы по развитию познавательных процессов у дошкольников. Тему "Развитие познавательных процессов у дошкольников" я выбрала не случайно.

Презентация «Развитие речи средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Опыт работы: «Развитие речи средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Абдурашидова Х. И., воспитатель Известный.

Развитие познавательных, психологических процессов ребёнка дошкольного возраста через игровую деятельность Познавательное развитие Цель: «Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создать.

Развитие математических способностей с использованием игровых технологий Лего конструктора в старшем дошкольном возрасте АКТУАЛЬНОСТЬ Развитие математических способностей в дошкольном возрасте закладывает фундамент обучения математике в школе, способствует.

Развитие познавательных процессов у дошкольников при формировании элементарных математических представлений Цель: формировать элементарные математически представления Задачи: Образовательная область «Познавательно-речевое развитие»: - закрепление.

Развитие творческого мышления и воображения в старшем дошкольном возрасте Формирующаяся личность ребенка – это сложная система, в которой дифференцируются и интегрируются все психические явления, которые развиваются.

Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности Развитие навыков общения со сверстниками по средствам коллективной трудовой деятельности 2.1 План опытно-поисковой работы по развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных процессов в старшем школьном возрасте
Опубликовано: 10 декабря 2018 в 09:56
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных процессов в старшем школьном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Татьянина Наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД