Получи документы

Развитие познавательной и творческой активности детей, педагогов и родителей посредством проектной деятельности (часть 1)

Антонина Грисенко
Развитие познавательной и творческой активности детей, педагогов и родителей посредством проектной деятельности (часть 1)

часть 2

Часть первая. Актуальность и теоретическая интерпретация опыта работы.

Актуальность опыта

В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной и творческой активности.

Публикация «Развитие познавательной и творческой активности детей, педагогов и родителей посредством проектной деятельности (часть 1)» размещена в разделах

В образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что ребенок, выступающий как объект в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения. А проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что модель современного выпускника школы строится на принципах самостоятельности, способности логически и творчески мыслить, решать поставленные задачи и определять конкретные цели – всё это формируется на начальных ступенях дошкольного и школьного образования. Поэтому внедрение в практику работы с дошкольниками метода проектов является эффективным средством развития познавательной и творческой активности детей.

Учитывая актуальность данной проблемы, была выбрана тема опыта работы. А проектная деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Цель опыта. повышение уровня познавательной и творческой активности дошкольников, педагогов и родителей средствами проектной деятельности.

Задачи: • Изучить и проанализировать проблему развития познавательной и творческой активности в психолого-педагогической литературе.

•Выстроить систему работы, обеспечивающую формирование познавательной и творческой активности дошкольников, педагогов и родителей в проектной деятельности.

•Создать систему мониторинга познавательной и творческой активности дошкольников.

•Повысить компетентность педагогов и родителей в развитии познавательной и творческой активности дошкольников средствами проектной деятельности.

Теоретическая интерпретация опыта

Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса (Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Д. Б. Годовикова, Т. А. Куликова, А. В. Петровский, Г. И. Щукина, считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника.

Ученые Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Божович Л. И., Щукина Г. А. считают, что познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

Ананьев Б. Г., Богоявленская Д. Б., Годовикова Д. Б., Землянухина Т. М., КуликоваТ. А., Петровский А. В. считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника.

Лисина М. И., Серебрякова Т. А. - факторы, влияющие на формирование познавательной активности ребенка: общение, потребность в новых впечатлениях (Л. И. Божович, общий уровень развития активности (Н. С. Лейтес, В. Д. Небылицин и др.)

Голицын В. В., Морозова Н. Р. отмечают, что без сформированной в дошкольный период познавательной активности, обучение не может быть успешным.

В связи с этим возникает необходимость в применении эффективных методов в развитии познавательной активности дошкольников. Исходя из опыта моей работы, считаю наиболее интересным, отвечающим современным подходам в образовании метод проектной деятельности.

Впервые термин «проект» употребил в 1908 году Д. Снедзен - заведующий отделом воспитания сельхозшкол в США. Он основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952гг). Метод проектов начал разрабатываться с 1919 года в городе Дальтон, он известен также под названием «Дальтон-план». Его основная особенность заключается в составлении личного учебного плана и индивидуальной организации учебного материала для каждого ученика.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С. Т. Шацкого в 1905 г. организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать различные виды проектирования в практике работы с детьми.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.. Основная цель проектного метода для дошкольников: создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.

Целью проектной деятельности является понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности: -обучение планированию;

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;

- умение анализировать;

- формировать позитивное отношение к работе.

Принципы организации проектной деятельности:

- проект должен быть посильным для выполнения;

- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов;

- вести подготовку детей к выполнению проектов;

- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов;

- в том случае, если проект групповой каждый ребенок должен четко показать свой вклад в выполнение проекта;

- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

В деятельности ДОУ используем следующие типы проектов:

1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;

2) ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т. д.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.).

Также проекты подразделяются на:

- комплексные;

- межгрупповые;

- групповые;

- индивидуальные.

Этапы работы над проектом.

1.Подготовительный.

Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.

2. Целеполагание (мотивирующее начало проекта). По внешней форме это задача, учебная проблема, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы помочь учащимся сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать цели, желания, проблемы. В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы. Но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий

3. Планирование.

Связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю);

-в каких источниках найти информацию;

-какие предметы (оборудование, пособия) использовать;

-с какими предметами научиться работать. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды.

4.Исполнительский.

- этап реализации работы над проектом:

4.1 информационный запрос. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению необходимых навыков.

4.2 Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.

5. Презентационный (представление продуктов проектной деятельности)

6. Рефлексивно-оценочный.

На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. На этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям, испытанными детьми при работе над проектом.

7. Проектировочный.

Определение перспективы развития проектирования. Определяющее значение для успеха реализации проекта имеют профессионализм педагога, его понимание задач и возможностей, неформальное отношение к ней, значимость возможности пережить вместе с детьми минуты вдохновения, превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

Публикации по теме:

Итоги летней оздоровительной работы в нашем учреждении В настоящее время особую актуальность приобретает проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение.

План педагогического совета «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие познавательной и творческой активности детей, педагогов и родителей посредством проектной деятельности (часть 1) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Антонина Грисенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие познавательной и творческой активности детей, педагогов и родителей посредством проектной деятельности (часть 1)
Опубликовано: 14 января 2014 в 20:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД