Лучший педагог года

Самообразование «Развитие памяти у детей дошкольного возраста средствами дидактического материала»

Надежда Белогорцева
Самообразование «Развитие памяти у детей дошкольного возраста средствами дидактического материала»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Кантемировский детский сад №1

«Развитие памяти у детей дошкольного возраста средствами дидактического материала»

Воспитатель:Белогорцева Н. А

2023г.

Тема самообразования

Публикация «Самообразование „Развитие памяти у детей дошкольного возраста средствами дидактического материала“» размещена в разделах

Тема: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста средствами дидактического материала» (Начало работы по теме 01.09.2020г.)

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.

Задачи самообразования по теме :

- изучить актуальность использования дидактических игр, активно воздействовать на развитие памяти дошкольников.

- обогатить новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

-систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности.

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

- дать общую характеристику содержания понятия «Развитие памяти у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

- исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе развития памяти у дошкольников.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, – писал Сергей Леонидович Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Память является важнейшей познавательной функцией. Приобретение человеком знаний и умений основано на его способностях к запоминанию и сохранению в памяти образов, мыслей, пережитых чувств, движений и их систем.

Продуктивность запоминания у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры намного выше, чем вне игры.

Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задания детям предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

Задача дидактической игры не только закрепление имеющихся у детей знаний, но и приобретение новых. В дидактической игре ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет предметы по разным признакам, запоминает их.

Познавательный элемент в дидактических играх сочетается с занимательностью, что помогает ребенку без больших усилий запомнить материал, который необходимо усвоить в игре. У детей развиваются внимание, память, мышление, сообразительность, смекалка.

И если составить и внедрить комплекс дидактических игр, направленный на развитие памяти у детей дошкольного возраста, то это позволит значительно его улучшить.

Сегодня я хотела бы представить ряд дидактических игр, которые я использую в своей работе.

Дидактические игры по формированию математических способностей детей в подготовительной группе:

1. «Весёлое обучение «Учим цифры» (способствует развитию памяти, внимания. Ребёнку предлагается решить задачки, посчитать рисунки.

2. «Посчитай птиц» (закрепление навыков счёта в пределах 10).

3. «Накорми зайку»(закрепления навыков счёта в пределах 10, решение примеров в пределах 10).

4. «Форма и цвет» (закрепление геометрических фигур).

5. «Цветовой код» (яркая увлекательная настольная игра. Она развивает логическое мышление, внимание, память, умение подбирать цвета и терпение).

6. «Найди отличия в картинках» (эта игра направлена на развитие внимания, памяти, мышления и усидчивости ребёнка).

7. «Выложи картинку по образцу из счётных палочек» (развитие у детей мелкой моторики рук, воспитывать самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке) и др.

Дидактические игры по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе:

1.«Волшебные нити» (способствует развитию мелкой моторики; развитию зрительно-двигательной координации, памяти; форм; обучение приёмов работы по образцу).

2. «Найди картинки на определённый звук» (способствует развитию фонематического слуха, памяти, внимания; закреплению навыков чёткого различения и произношения заданного звука в словах).

3. «Весёлое обучение «Учим буквы» (способствует развитию памяти и внимания; отличный помощник в знакомстве с буквами).

4. «Составь предложение» (совершенствовать умение составлять простые предложения; закреплять умение определять количество слов в предложении, обращая внимание на короткие и длинные слова; формировать грамматический строй речи).

5. «Составь рассказ по картинке» (учить детей составлять связный рассказ по серии картинок; упражнять детей в правильном подборе слов; закреплять умение строить предложения по картинке, объединяя их целостно; развивать речь, память, внимание, мышление дошкольников).

6. «Хлопни – топни» (способствует развитию навыков фонематического слуха, дифференциация звуков в слогах, словах).

7. «Собери пазл» (в данной игре ребёнок не просто собирает картинку из деталей, но и закрепляет знания о буквах и звуках; игра способствует развитию памяти, мышления).

8. «Развивающие пазлы – половинки М. А. Жукова «Учимся читать» (в этой игре нужно подобрать части пазлов так, чтобы собралось изображение того или иного персонажа; идёт ознакомление со стихами, закрепление изученных звуков и букв; развитие памяти, мышления) и др.

Дидактические игры по формированию целостной картины мира в подготовительной группе:

1. «Четвёртый лишний» (развитие умения классифицировать предметы по тем или иным различиям; развитие памяти, внимания).

2. «Народные промыслы» (расширение знаний об окружающем мире, знакомство с народными промыслами).

3. Лото- «Военные профессии» (воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь к Родине; воспитывать уважение, признательность к людям военных профессий; Развивать зрительную память, внимание, наблюдательность, самостоятельность).

4. «Собери картинку» (учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания).

5. «Летает, плавает, ездит» (закреплять знания детей о видах транспорта, умение классифицировать).

6. «Одень снеговика» (с помощью этой игры развивается познавательный интерес, зрительная сосредоточенность, внимание, память).

7. Набор развивающих и обучающих карточек по методике Домана«Фрукты», «Овощи», «Транспорт», «Домашние животные», «Дикие животные» и др. (простой способ заинтересовать ребёнка, познакомить и закрепить тот или иной материал по теме; развитие памяти, сообразительности, внимания).

8. «Найди свою тень» (учить зрительно анализировать силуэты и находить заданные силуэты методом наложения; развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления, памяти; усидчивости) и др.

Обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра способствует формированию усидчивости, серьезного настроя, использование мыслительного процесса.

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках»Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках» Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад. Работая воспитателями в детском.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:

Публикация Самообразование «Развитие памяти у детей дошкольного возраста средствами дидактического материала» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Надежда Белогорцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Самообразование «Развитие памяти у детей дошкольного возраста средствами дидактического материала»
Опубликовано: 16 мая 2023 в 21:03
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД