Папки-передвижки

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения

Титарева Наталья
Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения

Тема: «Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения»

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей c нарушением зрения является проблема ориентировки в пространстве и мобильности. Эта тема является более значимой, так как потеря или снижение зрения вызывает у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности: познавательной, образовательной, двигательной, трудовой.

Публикация «Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения» размещена в разделах

Научные исследования предметных представлений у дошкольников с косоглазием и амблиопией (Б. К. Тупоногов, Л. И. Плаксина, Е. Н. Подколзина, В. З. Денискина) подтверждены практикой дефектологов

Провела собственные исследования состояния зрительных представлений у детей с патологией зрения, используя диагностические методики, разработанные Л. А. Венгером, Н. Н. Поддьяковым, Л. И. Солнцевой, Л. И. Плаксиной, Е. Н. Подколзиной и другими авторами, с некоторой их модификацией. В своих исследованиях я убедилась, что дети с нарушениями зрения спонтанно не овладевают ориентировочными навыками, а лишь поэтапно при комплексном подходе решении актуальных проблем.

На занятиях по обучению пространственной ориентировки с дошкольниками со зрительной патологией решались следующие задачи:

-развитие общих представлений (накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия);

-формирование необходимых умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем;

-развитие движений (сформированность правильной позы, походки при ориентировке, обследовании);

-развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, неуверенности в своих силах, формирование интереса к данному виду деятельности).

Работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на занятиях по пространственной ориентировке проводилась по нескольким направлениям:

1. Развитие мелкой моторики.

2 .Развитие осязательного восприятия пространства

3. Развитие слухового восприятия пространства.

4. Развитие обонятельного восприятия.

5. Развитие зрительного восприятия пространства.

6. Обучение ориентировке на своем теле.

7. Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство.

8. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах.

Накопленный опыт в процессе самообразования позволил мне успешно решать актуальные проблемы коррекции ориентировочных навыков у моих воспитанников: формировать у детей алгоритм необходимых действий, способы получения информации об окружающем как с помощью нарушенного зрения, так и, используя сохранные анализаторы.

Проводилось практическое применение теоретического материала по развитию ориентировочных навыков на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Для повышения эффективности воздействия использовала следующие пособия: натуральные объекты, игрушки-модели, макеты, схемы, звукоориентиры.

Результатом моей деятельности в данном направлении на первом этапе стали следующие достижения:

• составление цикла занятий по развитию микроориентировки ;

создание схем и макетов: «Город», «Дорога», Наш дом», «Огород» :

• оформление информационных материалов для родителей и педагогов.

Успешно реализуется преемственность коррекционно-педагогической работы с воспитателями. Так в разработанных мной конспектах коррекционных занятий есть разделы «предварительная работа» и «рекомендации воспитателям», в которых обозначены мероприятия, проводимые воспитателями по рекомендациям тифлопедагога.

Проводила консультации для педагогов:

- «Особенности развития ориентировочных навыков в макропространстве

у детей с нарушением зрения»

- «Формирование навыков микроориентировки у детей

с нарушением зрения»

- «Использование макетов по развитию ориентировочных навыков у детей с нарушением зрения»

Работа с родителями осуществлялась через устный коррекционный журнал: «Поможем нашим детям».

Проводила консультации для родителей:

- «Роль подвижных игр в развитии ориентировочных навыков у детей

с патологией зрения»

- «Графические игры как средство развития ориентировочных навыков

у детей с нарушением зрения»

Тематическая выставка: «Дорожная азбука»

Диагностическое обследование по развитию ориентировки в пространстве показало положительный эффект коррекционной работы на основе разработанного планирования с использованием новых коррекционных пособий в ходе тесного сотрудничества всех служб детского сада.

Публикации по теме:

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Фотоотчет о праздничном мероприятии к Всемирному Дню зрения в детском саду для детей с нарушением зренияФотоотчет о праздничном мероприятии к Всемирному Дню зрения в детском саду для детей с нарушением зрения Фотоотчет о праздничном мероприятии к Всемирному дню зрения в детском саду для детей с нарушением зрения. Ежегодно Всемирный день зрения.

Коррекционное занятие на ориентировку в пространстве «Мир аквариума» в подготовительной группе детей с нарушением зренияКоррекционное занятие на ориентировку в пространстве «Мир аквариума» в подготовительной группе детей с нарушением зрения Коррекционное занятие на ориентировку в пространстве «Мир аквариума» в подготовительной группе детей с нарушением зрения. Цель: расширение.

Коррекционное занятие на развитие зрительного восприятия «Строение растения» для детей 6 лет с нарушением зренияКоррекционное занятие на развитие зрительного восприятия «Строение растения» для детей 6 лет с нарушением зрения Цель: закрепление знаний о строении растений, развитие цветовосприятия. Задачи. - развивать зрительное восприятие; - развивать мелкую моторику;.

Коррекционное занятие по ориентировке в пространстве «Где, откуда и куда?» для детей с нарушением зрения средней группыКоррекционное занятие по ориентировке в пространстве «Где, откуда и куда?» для детей с нарушением зрения средней группы Коррекционное занятие по ориентировке в пространстве «Где, откуда и куда?» для дошкольников с нарушением зрения средней группы. Цель:.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зренияЛабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

Дидактическая игра на развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве и знания цветов. Мастер-классДидактическая игра на развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве и знания цветов. Мастер-класс Игра на развитие зрительного внимания,ориентировки в пространстве,и знания цветов. В детском возрасте все ребятишки часто путают направления.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Титарева Наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения
Опубликовано: 30 декабря 2023 в 09:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД