Получи документы

Развитие образной речи как средство коррекционной деятельности с детьми

Лопатина Тамара Николаевна
Развитие образной речи как средство коррекционной деятельности с детьми

«Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющая задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого».

Л. С Выготский

Анализ речевой деятельности детей на начало учебного года в подготовительной к школе группе показал возросшую речевую активность на бытовом уровне; объём обиходного словаря приближается к норме. Остается низкой речевая культура в широком понимании этого слова: не соблюдение норм литературного языка; не умение передавать свои мысли, чувства, представления.

Публикация «Развитие образной речи как средство коррекционной деятельности с детьми» размещена в разделах

Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как:

богатство речи, которое предполагает знание большого объёма словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний;

точность речи рассматривается как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности;

выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.

В проектной деятельности «Развитие образной речи как средство коррекционной деятельности с детьми» мною определена система развития образной речи детей с учетом перечисленных признаков, где в определённой последовательности используются важнейшие источники развития выразительности детской речи :

- произведения художественной литературы: сказки (при рассказывании сказок дети «театрально» произносят зачин «в некотором царстве, в некотором государстве …»; пословицы («Мал золотник да дорог», поговорки, загадки (Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла. И сады, и огороды всей округе полила.) и т. д. ;

- малые формы фольклора влияют на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов, синонимов, антонимов) в художественном тексте;

- фразеологизмы придают речи особую яркость, лёгкость, меткость и образность. (Ребё нок увидел своего друга грустным и говорит: «Что же ты нос повесил?» и игровым жестом руки поднимает ему настроение);

- поэзия («Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную, в белом сарафанчике, с платочками в карманчиках, с красивыми застёжками, с зленными серёжками» А. Прокофьев)

Составная часть образности – лексическая сторона речи. Работа над смыслом слова помогает ребёнку употребить точное по смыслу, выразительное слово («Утром весенняя лужица покрыта тонким, хрупким, как стекло, льдом»).

Чтобы ребёнок мог оформить свое высказывание правильно и одновременно выразительно, учитывается грамматический аспект развития образности речи.

Интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция определяет эмоциональное воздействие на слушателей и являются результатом освоения фонетической стороны развития образности речи ребёнка.

В целом, развитие всех сторон образности речи повлияло на развитие самостоятельного словесного творчества детей и проявилось в разных жанрах – сказках, рассказах, стихах, пословицах, потешках, загадках.

Особая роль в проекте отведена произведениям изобразительного искусства.

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому учим детей понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки. Чрезвычайно важную роль играют средства, с помощью которых художник создает образ : в литературе – выразительные средства языка, в музыке – звуки, в танце – движения, в живописи – линии и краски.

Психолого – педагогические исследования показали, что при целенаправленном обучении детям дошкольного возраста доступно понимание произведений изобразительного искусства, их содержания и средств выразительности.

(Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, и др.)

Дети воспринимают образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа. Но, не овладев связной образной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства на тему произведений живописи.

Речевое развитие строю на основе методики, разработанной в лаборатории развития НИИ дошкольного воспитания АПН (ныне – Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО) под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой.

Достоинство этой методики заключается в комплексном решении разных речевых задач, что позволяет их реализацию в проектной деятельности. Эстетическое восприятие произведений живописи влияет на использование средств художественной выразительности в описании, повествовании, рассуждении.

Рассматривая репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень» ребёнок соотносит её со словесным образом, понимая, что художник изображает реальную природу, которую мы наблюдаем на прогулках в «уголке леса» – то, что он видит, вызывает у него радость, удивление, желание любоваться красотой и поэтические строки дополняют создание «образа осени».

«Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной.» И. Бунин.

Усиливает эмоциональное восприятие пейзажа и музыкальный фон «Времена года» П. И. Чайковского.

Обращаю внимание детей на средства выразительности :

цвет и цветосочетания как средство передачи сезона, эмоционального отношения художника к изображаемому настроению;

рисунок, передающий особенности формы и строения объектов, позволяющий узнавать их (берёзы, речка, расположение на холсте (близко, далеко);

композицию – построение художником картины на полотне, формат которого вытянут по горизонтали, позволило художнику передать большое пространство земли.

Такое общение с живописью, поэзией, музыкой эмоционально восторженно воспринимается детьми, но впечатления от восприятия образа природы дети высказывают по-разному (не достаточно языковых средств).

Я считаю, что здесь уместны поисковые вопросы, и понимаю важность продуманных вопросов к детям: уточняющих, восполняющих, субъективных, воображаемых, оценочных.

В роли исследователя выступает как воспитатель, так и дети. Вместе учимся задавать вопросы.

Уточняющие. Например, задаю вопрос: «Верно ли, что художник И. Левитан нарисовал пейзаж такой же, как у нас «в уголке леса»?

Дети: «Нет, потому что у нас нет речки»

Восполняющие (неопределенные, непрямые). «Кто, когда и где может увидеть такой пейзаж и нарисовать его?»

Ребё нок: ««У нас на даче течёт большая, широкая река Обь. На берегу растут такие же золотистые берёзы. А нарисовать может мой папа».

Субъективные («Что я при этом чувствую? Когда я видел или переживал что-либо подобное?»)

Воображаемый вопрос. («Что было бы, если неожиданно в картине пошёл дождик?»

Ребё нок: «Не знаю. Наверное, если идёт дождь теплый, то листва березок умоется, и пейзаж станет ещё ярче».

Оценочные вопросы. («Что лучше? Что правильнее) и т. д.

Здесь дети развивают умение видеть проблему (затруднения, неопределённость) и задавать вопросы: «А мы сможем нарисовать такую же картину?» или «Гуашевой краской можно так нарисовать? Она ведь не прозрачная как акварель».

Предлагаю детям ответить на вопрос предполагаемого художника: «Вы хотите, чтобы я научил вас рисовать даже лучше меня?» - некоторые ответы детей положительные, другие – сомневающиеся.

При общении детей с картиной И. И. Шишкина «Зима» учимся отвечать на один и тот же поставленный вопрос по-разному:

- Какой снег зимой? (Белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, искристый, воздушный, тяжелый – «ветви сосен прогнулись под тяжестью снега».)

- Какой бывает лес зимой? (Спящий, дремучий, густой, глухой, неподвижный, сказочный, волшебный, таинственный, суровый, величественный).

Как вы думаете, какое определение подойдет к лесу, изображенному на картине художником? (Спящий, неподвижный, величественный).

Задание «Наблюдаем настроение», т. е. наблюдения направленные на исследование настроений, эмоций, чувств, мотивов поведения других людей. Например, при рассматривании репродукции В. Васнецова «Три богатыря» определяем, что настроение у героев тревожное, заметно проявление ответственности за свою Родину; более спокоен Алеша Попович. Почему? (Молодой, не понимает опасности).

Предлагаю подобрать синонимы к словам : богатырь (силач, воин, борец, смелый (храбрый, мужественный, бесстрашный, дерзкий, доблестный, героический, решительный, не робкого десятка, смельчак (храбрец, орёл, герой, рыцарь без страха и упрека, сильный (могучий, богатырский, написать (придумать, сочинить, нарисовать); сравнения: смелый, как, храбрый, как, могучий, как …сильный, как …

- Все эти слова, подобранные вами, можно найти в сюжете картины.

Фоновая музыка «Рассвет на Москва – реке» - вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина», выразительное чтение мною отрывка из былины:

«Тут все богатыри, все святорусские, садились они на добрых коней и поехали раздольицем чистым полем … А с той горы да со высокой усмотрел старый казак да Илья Муромец …»

Если поисковые вопросы, предварительные упражнения и задания, музыка, художественное чтение былины не помогли детям «связать» свое высказывание по сюжету картины, использую прием: образец рассказа воспитателя.

«На заставе три богатыря. В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец - крестьянский сын, славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивает бубенчиками под чёлкой» …», где я активизирую словарь с эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами, привлекаю их к разговору, поощряю выразительные высказывания.

При рассматривании пейзажа или натюрморта дети составляют высказывание описательного типа, а при рассматривании жанровой картины придумывают сюжетный рассказ или сказку. При этом в повествование пытаемся включать элементы описания или рассуждения.

Систематическое общение с классической живописью (во взаимосвязи с другими видами художественной деятельности, раскрывает перед ребенком новое содержание окружающего мира, развивает воображение, углубляет эмоциональное впечатление, повышает познавательно – речевой уровень детей (отчетливость в произношении, активный словарь, интонационная выразительность) несомненно, влияет на точность словоупотребления, выбор и качество используемых образных средств, на развитие образного мышления и речевую культуру в целом.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие образной речи как средство коррекционной деятельности с детьми (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лопатина Тамара Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие образной речи как средство коррекционной деятельности с детьми
Опубликовано: 10 января 2024 в 07:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД